Posted by on Июн 23, 2015 in Пятнадцатая глава | Нет комментариев

Комментарий Бх. Св.: «Дерево духовного мира отражается в воде желания так же, как дерево на берегу водоёма отражается на поверхности воды».

Объект должен в чём-то отражаться. Отражение духовного мира – это желания. То есть, наши желания отражают духовный мир. Например, идея любви, о которой я говорил. Мы так любим друг друга, что это почти убивает нас. Это то же желание, что и в духовном мире, только оно отражённое. И нам нужно помнить, что это отражение – извращённое. Мы не должны забывать, что существует настоящее. В этом проблема: мы считаем, что отражение – это настоящее.

«Дерево духовного мира отражается в воде желания так же, как дерево на берегу водоёма отражается на поверхности воды. Желание – это изначальная причина всего, что мы видим здесь в свете материального бытия, который отражает духовный свет. Тот, кто хочет вырваться из плена материального существования, должен очень тщательно, систематически изучить природу дерева этого мира. Только тогда ему удастся порвать с ним все связи».

Но преимущество нашей ситуации в том, что нам нет надобности изучать это всё аналитически. Мы не пытаемся в одиночку проанализировать и распутать всё это. Всё уже выяснено. Мы просто узнаём истину непосредственно. И мы должны понять, что нам нужно разорвать связь с этим миром, с деревом этого мира.

«Это дерево, будучи отражением настоящего дерева, является его точной копией. Всё, что мы видим в материальном мире, существует и в мире духовном».

Невозможно, чтобы в отражении существовало что-то, чего нет в отражаемом объекте. Так? Другими словами, есть дерево на берегу озера, и есть дерево, отражённое в воде. И на ветке отражённого дерева не может сидеть ворона, если она не сидит на ветке настоящего дерева. И не бывает такой вороны, которая сидела бы на ветке настоящего дерева, но её не было бы в отражении.

И то же самое тут. Всё, что мы видим здесь, есть и в духовном мире. Здесь нет ничего такого, чего нет там. Но здесь оно в извращённом виде. Поэтому то, что приносит самое большое наслаждение в духовном мире, в материальном мире приносит самое большое страдание. И что это? Любовь. Вся сущность духовного мира – это любовь. Но в своём извращённом отражении в материальном мире, она становится вожделением и причиняет самую большую боль. Она приводит к тому, что живое существо запутывается.

И так далее: чем выше что-то в духовном мире, тем ниже оно в материальном мире. Таков закон отражения. И здесь говорится, что мы должны начать понимать это.

«Имперсоналисты (последователи философии, что Бог не личность) считают корнем дерева материальной жизни Брахман, а из него, согласно философии санкхьи, вырастают пракрити, пуруша, затем три гуны, после чего появляются пять грубых элементов (панча-маха-бхута), десять чувств (дашендрия), ум и т.д. Таким образом, весь материальный мир раскладывают на двадцать четыре элемента. Но если центром всех проявленных миров является Брахман, то образованную ими сферу можно разделить на две половины. Первая – это материальный мир, а вторая – духовный».

Они представляют это как единое целое – 360 градусов: Брахман в центре, материальный мир – это нижняя половина в 180 градусов, а духовный мир – это верхние 180 градусов. Так представляют имперсоналисты.

«Материальный мир является искажённым отражением духовной реальности, следовательно, духовный мир тоже должен быть исполнен многообразия, но реального, а не иллюзорного. Пракрити – это внешняя энергия Верховного Господа, а пуруша – Сам Верховный Господь, о чём говорится в “Бхагавад-гите”».

Пуруша означает – Тот, кто управляет, Тот, кто наслаждается. Это Кришна.

«Будучи материальным, этот мир не вечен. Всякое отражение то появляется, то исчезает вновь. Однако источник отражения существует вечно».

Это как солнце сегодня утром. Допустим, что оно вечно. Когда оно поднималось, то на короткое время появилось отражение в виде дороги. Чтобы было это отражение, солнце должно было быть низко. Когда солнце поднялось, того отражения уже не было. Но солнце по-прежнему было.

Так что материальный мир – как отражение. Он то появляется, то исчезает. Иногда он проявлен, а иногда – нет. Но отражающийся объект, то есть духовный мир, вечен.

«Материальное отражение настоящего дерева должно быть срублено. Когда про человека говорят, что он знает Веды, подразумевается, что он знает, как разрубить узел материальных привязанностей. Тот, кто знает, как это сделать, постиг суть Вед».

Потому что Веды содержат это знание.

«А люди, привлечённые описанными в Ведах жертвенными обрядами, любуются красотой зелёных листьев на дереве материальной жизни».

Листья – это ведические гимны, которые поют, это все ведические ритуалы. Они прекрасны, и поэтому человека они привлекают.

«Они не знают, какова истинная цель Вед».

То есть такие люди думают, что цель Вед – это экономическое развитие или чувственное удовольствие или освобождение.

«Цель Вед, как о ней говорит Сам Господь, – срубить отражённое дерево материальной жизни и достичь истинного дерева духовного мира».

И на чём основано отражение? Желания. Отражение дерева основано на желаниях. Когда у вас больше нет материальных желаний, то, что происходит с отражением? Исчезает. Вы, так сказать, срубили дерево. И то же самое происходит в озере: когда приходит тьма, то отражение исчезает. Но настоящее дерево по-прежнему там находится. Поэтому когда мы срубаем материальное дерево, больше нет материальных желаний, то отражение исчезает.

И что собой представляет баньяновое дерево? Материальную привязанность. Не просто материальный мир, но материальное рабство. Когда больше нет материальных желаний, то вы срубаете это дерево. Вы больше не привязаны. Вы не запутаны. И вы достигаете настоящего дерева – дерева духовного мира. Понятно? «Да уж. Полностью понятно» (с иронией). Это хорошо.

Спасибо большое.
Харе Кришна!