Posted by on Апр 13, 2015 in Четвёртая Глава | Нет комментариев

Текст 20

«Свободный от привязанности к плодам своего труда, всегда удовлетворённый и ни от чего не зависящий, он не совершает кармических действий, хотя и трудится не покладая рук».

Он удовлетворён. Мы не удовлетворены. В этом проблема. Мы не удовлетворены, мы хотим чего-то большего, хотим чего-то ещё. В измерении удовлетворения чувств нет такого понятия, как удовлетворённость. Этого не существует. Нет удовлетворения, что бы мы ни делали. И чем больше мы это понимаем, тем больше мы оставляем идею попыток найти удовлетворение в материальной жизни.

Скажем, два человека решили пожениться, и они думают: «Этот брак меня удовлетворит, этот человек меня удовлетворит». Но это невозможно. Разумный человек знает: «Хорошо, я хочу вступить в брак, но этот брак меня не удовлетворит». Он не ожидает удовлетворения: «Этот человек не удовлетворит меня». Он знает это. И это правда. Поэтому для него нет удивления, когда этот человек или этот брак его не удовлетворяют. Он уже знал об этом раньше, он всегда это знал. Для него нет никакого удивления. Нет расстройства: «Я так расстроен… Я думал, это будет оно». Он не расстроен, он с самого начала знал, что это не то. Таков мудрец.

Тогда кто-нибудь скажет: «Ну, зачем тогда жениться? Если это тебя не удовлетворит, зачем это делать?» Имеется в виду, если ты не в иллюзии, зачем тогда жениться? Потому что это преданное служение Кришне. И если брак – это действительно преданное служение Кришне, то в этом браке есть удовлетворение, но это не из-за брака, а из-за преданного служения Кришне. Дело не в браке, не в том человеке, на котором вы женились, не в детях. Ничто из этого. Если вы удовлетворены, то не из-за этого, а из-за преданного служения Кришне. Так что только те браки, которые основаны на преданном служении Кришне, будут удовлетворяющими. А все остальные браки будут разочаровывать. Вот почему люди всегда ищут кого-то другого.

Недавно ко мне подошёл человек. Он спросил меня: «А что Веды говорят о разводе?» Это был немолодой человек, ему было лет под 60. Он уже очень давно был женат, они уже вырастили ребёнка. И теперь он не удовлетворён. Он мне говорит: «Я больше не люблю свою жену».

Но он встретил другую женщину, которую он «любит», естественно: «Я люблю её. Не могу, не знаю, как я буду без неё жить! Я знаю, что если я разведусь со своей женой, – а жена, кстати, вообще ничего об этом не знает, – ей будет очень больно, это станет причиной такой боли в её жизни». Я сказал: «Да, и твоему ребёнку тоже. Даже если ребёнок уже взрослый, это всё равно повлияет». Такая ситуация. И он думает:

– Я не удовлетворён

– Ну, ты же женился на ней. Когда ты женился, ты согласился заботиться о ней, так?

– Да. Но теперь-то я её не люблю. Тогда любил, а теперь не люблю.

– И что? Теперь ты больше не будешь заботиться о ней из-за этого, выкинешь её?

И так разговор шёл всё дальше и дальше. Таково было его желание удовлетворения. Он сказал: «Ещё есть разговор. Я хочу сына». Ещё одно желание, которое, конечно же (говорит с иронией) , принесёт ему удовлетворение.

– Я хочу сына, а моя жена уже слишком стара, чтобы родить мне сына. А вот та другая может родить.

– А что если у тебя девочка родится? Нет же гарантии. У тебя может быть девочка. У тебя и так уже одна была. Вдруг ещё одна будет?

Но, в любом случае, идея такая, что у него есть желание завести новую жену и сына, и это настолько ввело его в полное замешательство, что он считает: «Я не могу без этого жить». Но я ему сказал: «Это тоже не удовлетворит тебя. Это не выход». Но так работает ум, таков мир, такова иллюзия. Я сказал ему:

– Это всё майя (иллюзия).

– Да, я знаю, но всё равно этого хочу.

– Ну, хорошо, делай то, что считаешь нужным. Что я могу сделать? Ты спрашиваешь меня, что говорят Веды – я тебе говорю.

Без удовлетворения, приходящего от преданного служения Кришне, нет счастья. Это без исключений. Мы должны осознавать это и перестать пытаться искать удовлетворения во всём остальном. И такая ситуация не только с этим человеком, но с очень многими людьми. Поэтому нам, на самом деле, нужно утвердиться в преданном служении Кришне, испытывать удовлетворение от этого преданного служения. Тогда нам не нужно будет постоянно сталкиваться с подобным, нам не нужно будет иметь дело с этими желаниями.

Появляются какие-то сильные желания. Они могут быть, вы не думайте, что этого не будет. Как этот человек говорит: «Я знаю, что это майя, но всё равно хочу этого». Но если бы он вкушал счастье от преданного служения Кришне, то он был бы счастлив, удовлетворён. Поэтому ему не нужно было бы так переживать, и кто знает, какой бы был итог. Я могу предположить, какой он будет. Если бы я держал пари, я примерно знал бы, чем это закончится. Я бы поставил свои деньги на майю. Майя выиграет гонку. Вот на что я бы поставил свои деньги. У неё длинная история побед. Так что, возможно, она снова выиграет.

Это разум, таково истинное понимание. Если мы обнаруживаем, что мы каким-то образом забываем это, то мы должны напоминать себе. Ещё раз:

Текст 18

«Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является самым разумным среди людей и находится на духовном уровне, хотя и занят разнообразной деятельностью».

«Только тот, кто действует в сознании Кришны, естественным образом освобождается от оков кармы».

Это единственное решение, нет другого решения. Вам должно быть это очень понятно. Мы не тратим время, пытаясь найти обходные пути. Нет обходного пути. Это единственное решение.

«Чистый преданный Кришны действует из любви к Кришне, поэтому его не привлекают плоды своей деятельности. И также он не заботится о своём обеспечении, потому что он во всём полагается на Кришну».

Это не означает, что он ничего не делает, чтобы позаботиться о себе, но он не привязан к этому. Он делает только то, что необходимо, но важно понять, что у него нет привязанности. Он знает, что, в конечном итоге, всё зависит от Кришны.

«Такой человек не стремится приобретать вещи или сохранять то, что имеет».

Но, в то же время, если он действительно находится в этом сознании, он понимает, что всё принадлежит Кришне. Он защищает это не как своё имущество, а как собственность Кришны. Это совершенно отличается. Если есть машина, есть транспортное средство, это не означает, что вы пренебрегаете этой машиной. Если это машина Кришны, вы очень хорошо о ней заботитесь.

Но для многих людей это прямо противоположно: «Ну, это принадлежит Кришне, что означает никому». Будь то машина Кришны, гитара Кришны, звуковая система Кришны или камера Кришны – что бы это ни было. На самом деле, это означает ничьё». И поэтому они пренебрегают этим, не заботятся об этом, используют это излишне, используют это неаккуратно. Если бы это была их собственная камера, они бы о ней заботились, но если это просто камера Кришны, то они не заботятся, и я видел это столько раз. То, что было собственностью Кришны (никто конкретно этим не владел), полностью разрушали: «Какая разница, всё равно не моё». И они это ломали, кидали, не берегли. Это неправильное понимание.

Так что, если это собственность Кришны, нужно заботиться о ней ещё больше.

«Он старается как можно лучше исполнить свой долг, а во всём остальном полагается на Кришну. Деятельность такого человека, свободного от мирских привязанностей, не имеет никаких последствий, ни хороших, ни плохих, как будто он вообще не совершает действий».

Что касается кармы – нет реакций. Как будто бы не было действий, потому что нет реакций.

«Такая деятельность называется акармой, не влекущей за собой кармических последствий. С другой стороны, любое действие, совершённое не в сознании Кришны, порабощает человека, и, как уже говорилось, относится к категории викармы».

Есть три вида действий: викарма, карма и акарма. Викарма означает запретные действия. За это вы получаете наказание. Это запрещено, не делайте этого. А вы это делаете. Запрещённая означает – запрещённая священными писаниями, это против правил. Это не согласуется с тем, как устроил Кришна. Это викарма. Это то, что причиняет очень много страданий, это плохая карма, наказание.

Затем есть карма. Это действия, совершённые в соответствии с правилами и предписаниями, деятельность ради плодов, согласно ведическим предписаниям. Так что они совершают жертвоприношения, то, что предписано, ритуалы. Они живут в соответствии с правилами деятельности, совершаемой ради плодов. Это санкционированная деятельность, и они получают хорошую карму, они идут на райские планеты и так далее.

Затем – акарма. Относится к преданному служению Кришне. Это, когда нет кармических реакций.

Вот как следует понимать действия: запрещённая деятельность, санкционированная деятельность и преданное служение Кришне.