Posted by on Апр 19, 2015 in Четвёртая Глава | Нет комментариев

Продолжаем четвёртую главу Бхагавад-гиты. Мы находимся в комментариях. Текст был такой:

«Одни (идеальные брахмачари) приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие (те, кто ведут регулируемую семейную жизнь) приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств».

Обычного человека, как и не совсем обычного, этот стих сбивает с толку. Даже не то что сбивает – его не понять. Это непросто: «Одни приносят слух и другие чувства на огонь обуздания ума, а другие приносят звук и другие объекты чувств на огонь чувств». Вы понимаете, о чём речь? Я так не думаю. Но, благодаря тому, что у нас есть комментарий Бхактиведанты Свами, у нас есть объяснение этого.

Мы закончили читать о брахмачарьях. В сущности, всё, что они делают – это слушают трансцендентный звук. Но, конечно, это было в другое время. Так было в ведическом обществе.

Комментарий Бх. Св.: «Подобно этому, семейные люди, которым позволено в какой-то мере удовлетворять свою потребность в чувственных удовольствиях, делают это, придерживаясь строгих ограничений».

Здесь всё время речь идёт о контроле чувств. В системе варнашрамы было четыре духовных раздела, или четыре ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. Трое из этих разделов полностью хранили целомудрие. То есть, по сути дела, нет удовлетворения чувств. Только одним из четырёх – грихастхам, или домохозяевам, было позволено удовлетворение чувств. И это тоже было очень ограничено и очень контролировалось.

Современный человек слышит это: «Да как же это? Что же это за общество такое? Как вы лишаете людей вообще какого-либо удовольствия в жизни? Только для одной небольшой части?» Это ещё основывается на том, что человек жил 100 лет. 25 лет – брахмачари, 25 лет – домохозяин, 25 лет – ванапрастх, и 25 лет – санньяс. То есть 75 лет из 100 – нет чувственных удовольствий, а в эти 25 лет – это всё тоже очень такое… Поэтому современный человек это всё тоже полностью отрицает. Думает, что это неправильно, на самом деле заключает, что это неправильно, это неверно. Почему? Потому что он думает, что человеческая жизнь предназначена для удовлетворения чувств, это её цель.

У него нет понимания того, что цель человеческой жизни – это духовное освобождение. Такова цель человеческой жизни. Мы получаем человеческую форму жизни не для того, чтобы наслаждаться жизнью, а для того, чтобы выйти из этого мира. А чувственное удовлетворение удерживает нас в этом мире. Поэтому очевидно: ведическое общество – это место, где чувственные удовольствия очень ограничивались и находились под большим контролем.

Как вы думаете, были ли люди, которые должным образом следовали этой ведической системе, несчастливы? Вы думаете, они были несчастливы? Думаете, они страдали каждый день: «Какая ужасная жизнь!»? Как вы думаете, принимали ли они каждый день антидепрессанты? Думаете, там было очень много психиатров, которые были очень заняты? Конечно, это было не так.

Как вы думаете, любили ли они всё время напиваться, чтобы заглушить своё несчастье? Принимали ли прибежище в алкоголе, наркотиках и сигаретах? Думаете, они сидели там и переживали: «Интересно, я беременна или нет? Вот чёрт. Не знаю. Надеюсь, что нет. О, повезло!» Вы думаете, там были такие проблемы? Как вы думаете, стояла ли тогда проблема СПИДа: «Интересно, есть ли у меня СПИД?» Такого не было. Не было такой проблемы, как СПИД.

Итак, что лучше? Если посмотреть на это с точки зрения обычной логики. Как вы думаете, когда люди были более здоровы физически? Очевидно, что в то время они были более здоровы. Как вы думаете, были ли люди ментально более здоровы? Как вы думаете, люди больше улыбались или меньше? Это так очевидно, когда вы знаете истину.

И если вы посмотрите, то увидите все вышеперечисленные проблемы, которые только постоянно увеличиваются. Как вы думаете, в ведической системе было много самоубийств? Нет. Единственный случай самоубийства в ведическом обществе, о котором я слышал, – это ситуация, когда человек совершал недозволенное греховное действие, и он был очень подавлен. И он был настолько этим опустошён, зная, насколько его поступок был греховным и неправильным, что хотел оставить своё тело, в Ганге или ещё каком-то подходящем месте. Это было не потому, что у него было слишком много чувственных удовольствий и он был в такой депрессии, что они не сделали его счастливым.

Вы можете увидеть, что это лучшее общество. Конечно, так и есть. Потому что это общество Кришны. Все счастливее, все удовлетворённее, и всё намного приятней. И они совершали прогресс по отношению к конечной обители наслаждения. Мы идём в обратном направлении. Очень быстро идём в обратную сторону. И если у вас сейчас есть ребёнок, то вы в полном беспокойстве о том, как ваш ребёнок, имея это всё, не будет полностью загрязнён.

Вот каково понимание. Вот что значит приобретать знание.

Продолжим.

«Пристрастие к сексу, вину и мясу свойственно большинству людей, но семейный человек, следующий предписаниям шастр, ограничивает себя в половой жизни и других удовольствиях. Именно для этого в любом цивилизованном обществе и существует институт брака, основанный на религиозных заповедях, – его назначение ограничить половую жизнь. Семейный человек, который ведёт ограниченную половую жизнь и не испытывает привязанности к ней, также совершает ягью: он жертвует своим стремлением к чувственным удовольствиям ради более возвышенной, духовной жизни».

Всегда будет склонность к чувственному удовольствию. Эта склонность идёт вместе с телом. Она есть. Поэтому должны быть все эти ограничения, которым должен следовать человек. Вы не можете думать, что всё будет само собой так, как должно быть. Склонность к удовольствиям есть, она приходит с рождением, она приходит ещё до рождения. Она с незапамятных времён. Поэтому мы и пришли в материальный мир – чтобы наслаждаться. Так что эта склонность встроена. Поэтому в системе Кришны у Него есть все эти ограничения, чтобы контролировать чувства.

Если вы считаете, что удовлетворение чувств – это цель, то вы будете видеть все эти ограничения как врагов. Вы будете бунтовать против них. А если вы будете видеть целью духовное освобождение, тогда вы будете ценить все эти ограничения. Склонность существует. Поэтому вы получаете такой сигнал: «Давай наслаждаться так, давай наслаждаться этак». Думаю, все, наверно, знают, что половое наслаждение самое сильное и далеко стоящее от других. Поэтому когда говорится о чувственных удовольствиях, всегда об этом упоминается. Потому что оно самое сильное.

Но мудрый человек, обладающий пониманием, всегда будет благодарен тому, что есть такие ограничения. Он их ценит. Его чувства говорят: «Нет, нет. Надо». А он говорит: «Нет, не надо. Спасибо». В то время как он следует этому процессу, его желания уменьшаются. И он тогда очень этому рад: «Большое спасибо». Он в своём сердце чувствует: «Спасибо, Кришна! Как хорошо!» Но если он думает, что это его удовольствие, тогда он расстроен: «У меня проблема. У меня нет этого желания, как раньше было». И он начинает искать какой-то помощи.

Вы можете увидеть, что это два противоположных мира. Один – это мир невежества, а другой – это мир мудрости. В каком мы находимся? Надеюсь, что изучая эти священные писания, приобретая это видение, нам будет всё более и более удобно находиться в мире знания. Удобство имеет важное значение. Потому что мы можем находиться в этом знании, следовать этой процедуре, но нам может быть неудобно: «Мне не нравится это. Я не хочу, чтобы было так». Или нам может быть очень удобно: «Большое спасибо». Это очень хороший показатель того, где мы находимся в духовной жизни. Желания по-прежнему будут. Не поймите меня неправильно. Желания по-прежнему будут, но то, как я вижу весь этот вопрос, совершенно отличается. Это то, что мы должны понять раньше или позже.

Семейный человек жертвует своим стремлением к чувственным удовольствиям ради более возвышенной, духовной жизни. Большинство людей, у которых ограничивают удовлетворение чувств, начинает злиться. Это очень большая причина гнева. И это в точности то, что происходит в очень многих браках. Как только есть какое-либо ограничение, немедленно появляется гнев.

Мы видим, что всё это не причиняет ничего, кроме проблем. Но если человек такой, каким он должен быть, он очень ценит это, очень хочет, чтобы были ограничения. Когда они есть, он не злится. Он рад этому: «Здорово! Прекрасно!» Опять же, два разных мира.