Posted by on Апр 18, 2012 in Первая глава | Нет комментариев

Теперь мы будем читать первую главу Бхагавад–Гиты. Как я объяснял вчера, там описано то положение, в котором Кришна и Арджуна вели свой разговор. Это реальное историческое событие, это не чьё-то воображение или какая-то мифология, это произошло 5 тыс. лет назад. В первой части Бхагавад-гиты не так много философии, но она даёт нам общую информацию, почему это всё произошло. Есть великое ведическое писание Махабхарата. Это история древней Индии. Бхагавад–Гита – 12-ая глава Махабхараты. Так что, мы начнём первый стих первой главы.

Помните, что Дхритараштра — это старый царь, который слеп от рождения, а Дурьодхана — его сын. А также здесь будет говориться о Санджае. Санджая находится с Дхритараштрой в его замке и Вьясадева наделил его магической способностью видеть то, что происходило на поле битвы Курукшетра, хотя физически он там не находился. Итак, Дхритараштра спрашивает Санджаю: «Что происходит там?». И Санджая ему отвечает, описывает эти события.

Дхритараштра и Санджая

Текст 1
Дхритараштра спросил: «О, Санджая, что стали делать мои сыновья и сыновья Панду, когда горя желанием вступить в бой собрались в месте паломничества на поле Курукшетра?»

«Бхагавад-гита» — это популярное богословское произведение, суть которого изложена в Гита-Махатме, прославлении Гиты. Там, в частности, говорится, что изучать Бхагавад-гиту нужно очень внимательно, с помощью человека, преданного Кришне.

В попытках понять её смысл очень важно избегать предвзятых толкований, продиктованных корыстными мотивами. Пример того, как следует понимать Бхагавад- Гиту, мы находим в самой Гите. Так понял её Арджуна, который услышал это произведение из уст самого Господа. Если человеку посчастливится услышать Бхагавад- Гиту в цепи ученической преемственности и понять её не предвзято, так, как понял её Арджуна, — можно считать, что он постиг всю мудрость, заключенную в Ведах и других Священных писаниях мира.

«В Бхагавад-гите» читатель найдёт всё, что содержится в иных писаниях, а также то, чего нет ни в одной другой книге. В этом уникальность Бхагавад-гиты. Она представляет собой совершенное теистическое учение, ибо её поведал сам Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога.

Другие писания говорит кто-то другой. А это Священное писание сказано непосредственно самим Господом, поэтому оно уникально.

Беседа Дхритараштры и Санджаи, приведённая в Махабхарате, составляет канву этого Великого философского произведения. Как известно, Бхагавад-гита была поведана на поле битвы Курукшетра, земле, которая с незапамятных времен, со времён ведической цивилизации считается местом паломничества. Её рассказал сам Господь, когда Он пришёл на нашу планету, чтобы указать людям путь к постижению истины.

В этом стихе ключевым является слово Дхарма-кшетра — место, где совершаются религиозные обряды, так как в битве на Курукшетре Верховный Господь принял сторону Арджуны».

В этой битве Кришна, как и многие другие великие личности того времени, имел свою армию. Перед битвой Кришна поставил Дурьодхану перед выбором, кого он хочет иметь на своей стороне: самого Кришну или Его армию? Дурьодхана, будучи материалистичным, конечно хотел армию со всеми тысячами воинов, колесниц, слонов и т.д. А Арджуна, будучи великим преданным, выбрал Кришну. Так что, Дурьодхана получил армию, а Арджуна – Кришну.

Кришна так же согласился физически не принимать участие в битве, т.е. Он сам лично не сражался. Он находился в положении колесничего Арджуны. На самом деле, это подчинённое положение, колесничий подчинен воину, который едет в колеснице. Но Кришна с готовностью принял это положение по отношению к Арджуне, великому преданному.

Так что, Верховная личность Бога находился на стороне Арджуны.

Дхритараштра, отец Кауравов, глубоко сомневался в том, что его сыновьям удастся одержать победу в предстоящем сражении. Эти сомнения заставили его обратиться к своему министру Санджае с вопросом: «Что они стали делать?». Он прекрасно знал, что его сыновья и сыновья его младшего брата Панду собрались на Курукшетре, чтобы вступить в бой, и, тем не менее, его вопрос не лишен смысла. Он не хотел, чтобы двоюродные братья заключили перемирие, но, в то же время беспокоился за судьбу своих сыновей и за исход сражения.

Поскольку полем сражения выбрали Курукшетру — место, которое согласно Ведам является святым даже для небожителей, Дхритараштра боялся, что святое место может повлиять на исход битвы. Он прекрасно понимал, что это влияние будет помогать Арджуне и сыновьям Панду, так как все они были праведны от рождения.

А все его сыновья по своему характеру были демонами. Поэтому ему не понравилось, что это происходило на поле Курукшетра, которое было великим местом паломничества.

Санджая был учеником Вьясы и, по милости Вьясы, даже находясь в покоях Дхритараштры, мог видеть всё, что происходило на поле битвы Курукшетра. Поэтому Дхритараштра спросил его о том, что происходит на месте сражения.

Сыновья Панду и сыновья Дхритараштры принадлежали к одному роду, но вопрос Дхритараштры выдает его отношение к племянникам. Он умышленно причисляет к роду Куру только своих сыновей, тем самым лишая сыновей Панду их наследственных прав. Это свидетельствует о нелюбви Дхритараштры к сыновьям Панду.

Итак, с самого начала повествования становится ясно, что на священном поле Курукшетра, где находится сам отец религии — Шри Кришна, будут, словно на рисовом поле во время прополки, вырваны все сорняки: сын Дхритараштры — Дурьодхана и другие и, что победу по воле Господа одержат истинно праведные люди во главе с Юдхиштхирой. Таков смысл слов «дхарма-кшетры» и «курукшетры» помимо их значения в контексте ведической культуры и истории.