Posted by on Май 2, 2014 in Третья глава | Нет комментариев

Мы будем читать из Бхагавад-гиты. Третья глава; глава о карма-йоге. Десятый текст. Говорит Кришна.

Текст 10

На заре творения Господь, повелитель всех существ, создал людей и полубогов вместе с жертвоприношениями в честь Вишну и благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью [жертвоприношение], ибо она дарует вам всё желаемое, чтобы вы могли жить безбедно и в конце концов обрели освобождение».

Бхагавад-гита исключает все измышления. Не имея абсолютного знания, человек должен придумывать об Абсолютной Истине. Поэтому есть столько так называемых истин: один человек придумывает так, а другой человек придумывает так. И это может даже принимать форму писаний: одно писание говорит так, другое говорит так. Но это не основывается на словах Всевышнего Господа.

Есть только одна Истина, не может быть различных истин. Есть только одна Абсолютная Истина. Есть только одна Верховная Личность Бога. И Абсолютная Истина происходит из Абсолютной Личности, и это Кришна. Так что, когда говорит Кришна, – это Абсолютная Истина. И нет необходимости и места для придумывания.

Так что, те, кто серьёзно хотят узнать Истину, станут учениками Бхагавад-гиты. Они должны это сделать, потому что нет другого источника, где они могут получить это знание. Есть столько теорий о творении, различных описаний в разных писаниях, столько так называемых инкарнаций, которые объявляют о различных версиях творения, и так далее, но они не могут быть все правы.

Современные учёные – это наиболее признанный авторитет, что касается творения. Можете себе представить: больше людей принимают то, что говорят насчёт творения учёные, чем какое-либо писание. Даже те, кто говорят о себе, что они последователи какой-то религии и изучают какое-то писание, и их религия основана на этом писании. Они говорят, что принимают это писание как истинное, но, на самом деле, верят учёным. Это очень уникально.

И версия учёных – это версия, которая отличается от всех остальных. Во-первых, они говорят, что нет Всевышнего Творца, что творение произошло из материальных причин, что материализм – это причина мироздания, это полностью материальный феномен. Затем у них есть различные измышления по поводу того, как это произошло, но они все соглашаются с тем, что это материальный феномен; иногда они меняют свою версию с одной на другую.

Многие из них говорят, что причина творения – это сочетание материальных элементов, в результате которого произошёл взрыв, и из-за этого получилось мироздание, и произошла жизнь, и, таким образом, жизнь начинается в материальном мире.

Даже если где-то они и говорят о рае или о духовном мире, то говорят, что жизнь началась здесь, в материальном мире. Конечно, учёные не говорят о духовном мире, потому что они атеисты. Но даже так называемые последователи духовных теорий говорят, что жизнь началась здесь, в материальном мире, что жизнь произошла из материи.

Но они не могут повторить это, никогда не могут воссоздать это в своих лабораториях, никогда никто этого не наблюдал. Однако это очень широко принимаемое измышление.

Когда человек становится учеником Бхагавад-гиты, он должен оставить все эти измышления. Мы должны освободить себя от всех предыдущих пониманий и стать свежим учеником, наполненным желанием узнать истину. Вы не можете держаться за эту старую «истину», потому что это не истина, и вы должны позволить этому уйти.

Некоторым людям очень трудно это сделать. Им нужно признать, что всё остальное неправильно, и им очень трудно это сделать, потому что мы учили это в школе, учили из настоящих учебников жизни. Поэтому им трудно признать, что всё это было неправильно.

Но предположим, мы позволим этому уйти. Тогда мы приходим к Бхагавад-гите, и у нас есть возможность узнать, какова на самом деле истина. И здесь, в десятом стихе третьей главы Бхагавад-гиты, творение объясняется не очень детально. В Шримад Бхагаватам оно описывается в мельчайших подробностях, а в Бхагавад-гите – нет, но она даёт информации больше, чем любой другой источник.

«На заре творения…» – другими словами, тогда, когда произошло творение. Творение подразумевает начало: был какой-то момент, когда не было творения, а потом стало творение. И в это время Господь был Творцом.

Творение указывает непосредственно на творца. Это знает в жизни каждый. Всё, что создано: гитара, машина, здание, компьютер – всё, что угодно произошло от творца. За этим стояла личность, кто-то стоял. Не так, что это появилось само по себе. Никто не видел, чтобы гитара сама собой появилась. Её создаёт какой-то человек.

И каким бы утончённым ни был процесс творения, за ним всегда стоит личность. И за изначальным творением, стоит изначальная Личность. И это Господь. И, имея больше информации, конечно, мы знаем, что это Кришна.

Но на заре творения Господь также отправляет туда живые существа. Господь повелитель всех существ, всех тварей. Они все также произошли от одной Верховной Личности. Он создаёт творение, Он создаёт материальный мир, и также Он отправляет туда живые существа.

Так что, Он создаёт творение и в то же время отправляет туда поколения людей и полубогов. И здесь этого не сказано, потому что это не суть данного стиха, но из Шримад Бхагаватам также можно узнать, что это включает в себя всех других живых существ, что они тоже имеют своё место в творении. В творении имеют место все формы жизни, и они занимают своё положение. Но здесь указывается на людей и полубогов. Так что, Кришна направляет их в творение.

И опять же, изучая Шримад Бхагаватам и другие писания, мы понимаем, что эти существа направляются в материальное творение в результате своей кармы. Они находились в непроявленном состоянии. Из-за своей деятельности в предыдущем творении они греховны и занимают своё положение в соответствии со своей прошлой деятельностью. Другими словами, здесь возможно полное глубокое понимание.

Материалистические учёные говорят, что творение произошло из сочетания газов, которые, благодаря случаю, соединились определённым образом. Это должно было быть случайностью, потому что этого никто не планировал и не задумывал. Так что, случайно газы собрались вместе, был взрыв (они называют это большой взрыв), и из этого произошло материальное творение.

Так что, их очевидное заключение таково: материальный мир – это случайность. И поэтому, на самом деле, у него нет цели. Их философия указывает на то, что нет смысла в творении, нет цели. Жизнь произошла из этого бесцельного случая, что также говорит, что нет смысла в жизни. Жизнь – это тоже случайность. Нет причины, стоящей за этим, нет смысла, стоящего за этим. Поэтому и не нужно искать истинного смысла жизни – его нет.

Когда вы начинаете следовать таким измышлениям, это уводит всё дальше и дальше в абсурд. Если мы сохраняем верность такому учению, это означает, что все наши внутренние чувства о том, что должна быть цель в жизни, должен быть смысл жизни, – воображаемые чувства.

Люди чувствуют, что должна быть цель в жизни, у них есть это ощущение. Философы всегда ставили вопрос: «Каков смысл жизни?» Это означает, что у всех них были воображаемые чувства. И у всех людей эти чувства воображаемые, потому что, на самом деле, никакого смысла нет. И все цели, которые мы ставим, – это просто что-то, что мы делаем. На самом деле, нет никакого смысла. Это просто что-то, чем можно заняться, и так далее.

И чем дальше мы на это смотрим, тем больше и больше это абсурдно. Это оставляет человека без выхода: ему некуда идти, если мы сохраняем верность этому учению. Но, опять же, в Бхагавад-гите – совершенно другое послание.

Так что, Господь создал творение и направил туда людей и полубогов. Почему? Потому что Он нас направил. А что ещё? Вместе с этим Он послал жертвоприношения в честь Вишну. Что это значит? Что одновременно вместе с творением и с тем фактом, что в творение были помещены люди и полубоги, появились Веды. Все эти жертвоприношения, о которых упоминается, содержатся в Ведах. Вот книга жертвоприношений.

Понимаете, вы не можете послать жертвоприношения независимо ни от чего, просто так. Потому что жертвоприношения – это определённая деятельность, которая должна выполняться людьми и полубогами. Но они должны это выполнять, они должны обладать знанием, как это выполнять. И эта информация должна быть заключена в чём-то, где-то находиться. И знание о том, как это делать, содержалось в Ведах, это ведическое знание.

Это не обязательно значит, что Веды были записаны. Но ведическое знание существовало для того, чтобы его изучали и применяли. Так что, знание присутствовало всегда. Не так, что был долгий период времени, когда никто не знал, что делать, никто представления не имел, а затем кто-то как-то это вычислил. Не было так.

Но материалисты воспринимают это так. И, конечно, вы можете спросить материалистов: «Зачем выполнять жертвоприношения? Кому вы приносите жертвоприношение? В чём суть жертвоприношения? Если всё бессмысленно, то каков смысл жертвоприношения?» – и так далее. Другими словами, вы можете подвергнуть их учение очень большим сомнениям.

Но здесь Кришна говорит, что жертвоприношения были для Вишну. «Вишну? А кто такой Вишну?» – в материальной философии нет Вишну. Но, на самом деле, конечно, Он есть. Вишну (Кришна, в Своём проявлении, отвечающем за поддержание всего сущего) – это Верховный Господь. Так что, жертвоприношения предназначены для того, чтобы удовлетворить Вишну. Это объект жертвоприношений. Вы приносите жертву Вишну. Так что, с начала творения это было наставлением: «Делайте такие жертвоприношения для Вишну».

Так что, знание было всегда. Всегда. Не так, что когда-то позже оно появилось. Нет, оно было всегда.

И Господь «благословил их, сказав: «Будьте же счастливы, совершая эту ягью [жертвоприношение], ибо она дарует вам всё желаемое…»

Таким образом, в материальное творение входит формула счастья. С самого начала. Это всегда было. И формула счастья такая: выполняйте эти жертвоприношения для Вишну.

Это относилось к людям и полубогам, не к более низшим формам жизни: животным, растениям, птицам – они не могут выполнять жертвоприношения. Они не развиты в своём сознании, чтобы быть в состоянии это делать. Так что, жертвоприношения не предназначаются для них, знание не предназначается для них. Оно предназначается непосредственно для людей и полубогов.

Но оно предназначается для того, чтобы люди и полубоги делали это жертвоприношение, это их обязанность. Когда кто-то принимает рождение в форме человека или в форме полубога, то их обязанностью является выполнение жертвоприношений. Если они не выполняют этого, то совершают грех. А греховная жизнь никогда не приводит к счастью.

И опять же, это большое противоречие той философии, которая царит сегодня. Сегодняшняя философия такая: греховная деятельность сделает тебя счастливым.

Грех – это деятельность, противоречащая священным писаниям, противоречащая наставлениям Бога. Священные писания – это единственные наставления Бога, это то, что они из себя представляют: информация о Боге, и Его наставления. Так что, греховная жизнь означает: я не буду действовать в соответствии с этим.

Человек может думать: «Я хороший человек, я не грешник». Но он живёт жизнью, полностью противоречащей священным писаниям, и он – грешник. И грешник всегда несчастлив. Так что, по мере того как мир становится всё более и более грешным, то есть уходит всё дальше и дальше от этого учения, мир всё больше и больше наполняется несчастьем.

И это очевидно, это можно увидеть. В своей собственной жизни мы чувствуем, что чем более греховны мы сейчас, или чем более греховны мы были, тем более мы несчастны. И мы думаем при этом: «Если я буду ещё больше грешить, то буду счастлив», – и становимся ещё более несчастными. И так далее.

Мы забыли, что в материальном мире существует формула счастья, и она была там с самого начала: выполнение жертвоприношений для Вишну. «Выполняйте жертвоприношения Вишну, и будете счастливы».

Жертвоприношение для Кали-юги – это повторение Святых имён. Так что, какое послание мы часто слышим? Повторяй «Харе Кришна» и будь счастлив! Это жертвоприношение для этого века.

Это в точности то, что Кришна сказал пять тысяч лет назад в Бхагавад-гите. Это в точности Его послание: «Вот жертвоприношение, которое тебе нужно выполнять. Оно должно делаться для удовлетворения Вишну (Кришны). Выполняй его и ты будешь счастлив». Это то же самое, что пять тысяч лет назад Он сказал Арджуне. В точности то же самое послание.

И также мы можем прийти к заключению, что если мы не будем выполнять жертвоприношения, то мы не будем счастливы. Если выполнение жертвоприношений делает вас счастливым, то невыполнение – делает вас несчастливым.

Опять же, это очевидно. Почему в сегодняшнем мире все несчастливы? Потому что мы не следуем этому. У нас своя собственная формула для счастья: удовлетворяй чувства. Чувственные удовольствия – вот формула для счастья.

И мы очень в этом убеждены. Сегодняшний мир очень убеждён, что это правда. Удивительно, что, хотя люди снова и снова видят, что это не истина, чувствуют, что это не истина; видят, что это не истина, на примере других, они при этом настолько убеждены, что это истина, что делают это снова и снова. Они снова пытаются найти счастье с помощью удовлетворения чувств, и это продолжается и продолжается.

И к ним никогда не приходит осознание: «Может быть, это не работает?» Мы настолько верные последователи этого материалистического учения, что отказываемся даже рассмотреть и подвергнуть его вопросу: «А вдруг это неправда?» Потому что мы полностью убеждены, что это правда. Опыт говорит нам, что это неправда, но мы убеждены в том, что это правда.

И мы живём в этом огромном противоречии всю жизнь. Жизнь за жизнью. А всё, что нам нужно, – это обратиться к Бхагавад-гите и получить истинный ответ: «Мне нужно совершать жертвоприношения для Вишну, и, следовательно, быть счастливым».

Это всегда было так. Не так, что раньше было по-другому, а теперь это так. Кришна говорит, что это было истиной с начала творения. С самого начала творения человечество и полубоги имели формулу для счастья, но практически с самого начала творения она отвергалась.

Не настолько, как сейчас. Сейчас мы достигли нового уровня отвержения. Мы вступаем в совершенно другое измерение отвержения.

Но ученик Бхагавад-гиты, конечно же, знает ответ, у него есть истина.

«…ибо она дарует вам всё желаемое…»

Означает ли это, что мы получим всё, что хотим? Всё, что от меня требуется, – это только захотеть, и я получу это? Нет, не означает. Это означает, что жертвоприношение дарует всё, что мне нужно, всё, что сделает меня счастливым, всё, что хорошо для меня. Это не означает все мои извращённые желания или всё, что я придумал.

И настоящий ученик истины будет совершать жертвоприношения, как предписывается. Он получит благословение и будет чувствовать счастье. Он не будет думать: «Хочу это, хочу то… Это меня делает счастливым, дайте мне это. То меня делает счастливым, дайте мне то». Он так не делает. Он просто выполняет жертвоприношения и получает результаты, которые делают его счастливым. Всё просто.

Он счастлив. А все остальные – нет. Они всегда разочарованы: «Я несчастлив, я не удовлетворён, я хочу это, хочу то», – и это никогда не кончается. Никогда не кончается.

Так что, Кришна очень заботится о Своих детях и говорит: «Хорошо, вы не хотите Мне служить в духовном мире. Вы хотите уйти, быть независимыми, пытаться быть Господом и так далее. Хорошо. Вот материальный мир». И Он помещает нас сюда. Но Он говорит: «Однако если вы хотите быть счастливыми, то вот как вы должны жить».

Что на самом деле означает, что мы не можем быть независимыми и быть при этом счастливыми. Потому что если мы будем следовать этим жертвоприношениям и выполнять их, то мы возвращаемся к зависимости от Господа. Поэтому мы не можем быть независимыми. Мы можем быть лично независимы, но не можем быть в иллюзии, что мы независимы и при этом счастливы.

Поэтому никто не хочет этому следовать: никто не хочет зависеть от Вишну, никто не хочет делать что-либо для Вишну. Люди действуют полностью против Его слов, Его учения, они независимы.

Так что, мы можем увидеть здесь большую картину. Давайте прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупад.

«Повелитель всех существ (Вишну) создал материальный мир, чтобы дать обусловленным душам возможность вернуться домой, к Богу.

Все живые существа в этом мире находятся во власти материальной природы, потому что забыли свои отношения с Вишну, или Кришной, Верховной Личностью Бога. Предписания Вед призваны помочь нам осознать эти вечные отношения. В «Бхагавад-гите» (15.15) Господь говорит: ведаиш ча сарваир ахам эва ведйах. Цель изучения Вед – постичь Господа».

Цель Вед – привести нас обратно к Кришне, дать нам понимание истины и так далее.

И опять же, это всё ведёт к счастью. Все хотят быть счастливыми. Однако есть формула, которой мы должны следовать, для того чтобы достичь его. И эту формулу даёт Кришна. Но, к сожалению, у нас есть своя собственная формула, которая не включает в себя Кришну, поэтому у нас ничего не выходит.

«Цель изучения Вед – постичь Господа. Ведические гимны гласят: патим вишвасйатмешварам. Это подтверждает, что повелителем всех существ является Верховный Господь, Вишну».

Господь всех живых существ – это Вишну (Кришна).

«В «Шримад Бхагаватам» (2.4.20) Шрила Шукадева Госвами снова и снова называет Господа словом пати. Праджа-пати – это Господь Вишну».

Это означает Изначальный Отец, Прародитель жизни. Так что Праджа-пати – это Господь Вишну.

«Он – владыка всех существ, всех миров и всего прекрасного, а также покровитель каждого».

Господь всего и Защитник каждого. Вот кто Он. Он не только Творец, но также Защитник. Никто не может отрицать, что он создан, или что он существует. Все знают: «Конечно же, я существую. Вот я тут». Но также мы должны понять, что нам нужен защитник. Так что, Господь не только Повелитель, но также Защитник. Не так, что есть творение, и есть какой-то другой его защитник. Господь – Творец и Защитник всего.

«Господь сотворил материальный мир для того, чтобы живые существа научились совершать ягьи ради удовлетворения Вишну, что даст им возможность жить счастливо, не зная тревог и нужды…».

Мир подобен тюрьме. Это самый лучший способ, как можно увидеть материальное творение: как огромная тюрьма. Всё это. Не только одна планета, а всё творение – это огромная тюрьма. И в этой тюрьме живёт много-много людей, но мы все – узники. Точно так же, как в общественной тюрьме. Там может быть много-много людей, но они все – узники.

Некоторые могут жить в тюрьме в очень адских условиях. Они могут находиться в одиночном изоляторе, что является самым сильным наказанием. Они в одиночестве, нет контактов, им не с кем говорить, не на кого посмотреть – ничего. Они в самом страдающем положении.

А также могут быть другие узники, которые находятся на другом конце. Они живут почти не тюремной жизнью. У них особые привилегии: смотреть телевизор, выходить в интернет, жить в относительно удобном месте в тюрьме.

Но они все – узники, они все находятся в тюрьме. Они не свободны в том, чтобы уйти, они не свободны в том, чтобы делать, что хотят. Всё равно есть очень строгие правила.

Так что, материальный мир подобен этому. Всё это как тюрьма. Есть различные места в тюрьме, где есть различные степени удовольствия или боли. Но все – в тюрьме.

И в этой тюрьме Кришна даёт нам информацию: «Хорошо, маленькие узники, живите вот так, делайте это, это и это. И если вы будете так делать, вы будете счастливы в тюрьме. И в конечном итоге, вы выйдете из тюрьмы и станете по-настоящему счастливыми. Вы не будете только лишь ограниченно счастливы в тюрьме». Очевидно, что некоторые узники более счастливы, чем другие узники тюрьмы. Но они не счастливы полностью, потому что они не свободны, они всё равно ограничены.

Так что, Кришна говорит: «Вы можете быть счастливы во время своей тюремной жизни в материальном мире. Вы можете выполнять эти жертвоприношения для Вишну, которые вас очищают. Постепенно вы очиститесь, освободитесь от всего преступного умонастроения, а затем вы на самом деле сможете освободиться и выйти из тюрьмы».

Так что, Он даёт нам эту возможность. И, конечно, у более низших форм жизни такой возможности нет, они «застряли». Они должны ждать, пока не получат человеческую форму жизни или форму жизни полубогов, чтобы следовать этому учению. А затем они также смогут стать успешными. Так что, это великий акт милосердия.

Если кто-то следует этому руководству, этим правилам, он сможет жить в материальном мире:

«…счастливо, не зная тревог и нужды, и в конце жизни, покинув материальное тело, войти в царство Бога».

Он выходит из тюрьмы. Это как человек, который сидит в тюрьме, и ему даются такие наставления. Скажем, его посадили в тюрьму, и вместе с тем, как он попал в тюрьму, ему дали эти правила: «Хорошо, если ты будешь следовать этим правилам, если ты будешь действовать таким образом, то это сделает так, что ты будешь счастлив в этой тюрьме как заключённый, и затем, следуя этому, ты на самом деле сможешь выйти из тюрьмы. Тебе даже не нужно оставаться тут».

Таким образом человек пребывает в тюрьме материального мира, следует правилам, оставляет тело в момент смерти и выпускается, возвращается обратно в царство Бога.

«Таков замысел Господа для блага всех обусловленных душ».

Это цель жизни. Теперь есть цель жизни. До этого, на самом деле, не было цели жизни. Ты просто делаешь это в своей жизни, ты пытаешься быть счастливым, делая это, делая то: накопить множество богатства, возможно, или например, некоторые люди не пытаются накопить богатство, они искатели приключений.

Как, например, один человек из России, покоритель вершин. Его цель – покорить все высокие вершины в мире, во всяких разных странах. Это его цель. И он делает это, конечно же, для того, чтобы быть счастливым.

Но затем он умирает, и что? Ты сделал это, ну и что? Никто не узнает, кем ты будешь в следующей жизни. Так не будет, что когда ты родишься, тебе скажут: «Ааа, это ты тот самый известный покоритель вершин? Ну ты на самом деле величайший человек! Ты просто классный!» Никто не узнает, кем был этот парень.

Как вот тут маленький ребёнок. Никто не знает, кем он был. Был ли он кем-то известным? А кто знает? Понятия не имеем. Он сам не знает. Он ничего не знает: «Гу-гу-гу, ля-ля-ля, бы-бы-бы».

Это так смехотворно. И это чья-то цель жизни. Но когда вы приходите к этому знанию, тут другая цель жизни, другой смысл.

Так что, вернуться обратно к Богу, вернуться обратно к Кришне – это замысел для всех обусловленных душ.

Хорошо. Мы продолжим завтра. Спасибо большое.


_____________________________________________________
Следующая публикация – БХАГАВАД-ГИТА 4.14, ЧАСТЬ 2