Posted by on Май 2, 2014 in Третья глава | Нет комментариев

Текст 7

«Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать чувства и, отказавшись от мирских привязанностей, начинает заниматься карма-йогой [в сознании Кришны], намного превосходит его».

Ум управляет чувствами. Мы должны понять, что человек управляет чувствами с помощью ума. Будучи правильно направленным, ум направляет чувства на служение Кришне. И Кришна всегда ясно указывает, что у человека, занятого преданным служением Ему, нет мирских привязанностей. На это указывается в течение всей Бхагавад-гиты. В этом стихе Кришна говорит, что такой человек намного превосходит других йогов.

Есть история о йоге-мистике и сапожнике. Йог-мистик был очень аскетичен, он очень давно занимался мистической йогой. Он выглядел, как святой человек, и чувствовал себя святым и очень достойным, чтобы вернуться в духовный мир. А сапожник был человеком очень простым и внешне, возможно, не проявлял никакой духовности. Всё своё время он просто ремонтировал обувь. В те времена положение йога в обществе было очень высоким, а положение сапожника – очень низким.

Но этот сапожник был чистым преданным Кришны. Он занимался преданным служением Кришне в своём уме, в своём сердце. Он брал деньги, которые зарабатывал, и использовал их в служении Кришне. Он был искренним, он был очень-очень великим преданным Кришны. Поэтому он стал достойным вернуться к Кришне в конце своей жизни, а йог-мистик – нет.

Так что, внешне казалось одно: «Этот йог-мистик очень великий, а этот сапожник ничего не стоит», – но на самом деле всё было по-другому. Всё было наоборот.

Кришна знает наше сердце, и Он тот, кто решает. Так что, все вокруг могут говорить о ком-то как о великом, но это не значит, что это так. Важно то, что Кришна о нём говорит. Всё зависит от Кришны. Мы не делаем людей великими силой своего голосования. Кришна решает, кто предан Ему, а кто нет.

Комментарий Бх. Св.: «Вместо того чтобы притворяться йогом и надеяться на беспечную жизнь, полную чувственных удовольствий, гораздо лучше продолжать заниматься своим делом и стараться достичь высшей цели жизни: освободиться из материального плена и войти в царство Бога».

Это очень практичная философия: просто делайте то, что вы делаете, но делайте это в служении Кришне.

Некоторые люди заключают: «Отныне мне нужно прекратить всякую деятельность». Если они учатся, то их заключение: «Мне нужно бросить учёбу». Если они работают, то их заключение: «Мне нужно бросить работу». Если у них есть семья, то их заключение: «Мне надо уйти из семьи». Такого рода мышление. И иногда они приходят к такому заключению, читая Бхагавад-гиту. Почему – не очень понятно. Кришна очень понятно говорит, как и что нужно делать, и Бхактиведанта ещё понятнее объясняет это для западных людей. И всё равно люди приходят к противоположному заключению.

Просто будь преданным Кришны. Будь, как сапожник: он был преданным Кришны высочайшего уровня. Он продолжал заниматься своим делам, он не отрекался искусственно от мира. Вот как следует это рассматривать.

«Высшая цель (свартха-гати) и высшее благо для каждого человека – познать Вишну (Кришну), и вся система варн (сословий) и ашрамов (этапов духовной жизни) призвана помочь людям достичь этой цели.

Семейный человек тоже может прийти к Богу, если будет заниматься деятельностью в сознании Кришны, следуя предписаниям шастр».

И опять же, люди думают, что жизнь домохозяина противоречит духовной жизни. Но это их учение, это не учение Кришны. Так что, часто у нас есть собственная философия. Нам нужно быть осторожными, чтобы не применять собственную философию. Хотя это очень распространено. Время от времени я слышу, как кто-то что-то говорит, и, говоря это, он учит нашей философии, но сказанное им – просто сочинение, ничего общего с тем, что мы изучаем. Такова наша естественная склонность, и нам нужно быть с этим осторожными.

Итак, конечно, домохозяева могут сделать каждый аспект своего брака и своей семейной жизни служением Кришне.

«Чтобы постичь свою духовную природу, человек должен жить в соответствии с указаниями шастр и выполнять свои обязанности, не привязываясь к плодам своего труда, – это поможет ему духовно совершенствоваться».

Проблема в привязанностях, а не в работе, деятельности или укладе жизни как домохозяина. Привязанность ли ты к жизни домохозяина? Вот в чём вопрос.

Поэтому в ведической системе был уклад жизни санньяси, который помогал человеку разорвать эту привязанность. Это был внешний способ разорвать привязанности: ты уходишь, ты просто оставляешь всё, и, по крайней мере, внешне, ты разрываешь привязанности. Но на самом деле, конечно, это не означает, что ты разрываешь привязанности. Человек может быть санньяси и всё равно быть очень привязанным. Так что, проблема в привязанностях.

И если мы живём в современном обществе и следуем руководству Господа Чайтаньи, то мы всё более и более привязываемся к Кришне и преданному служению Кришне и всё менее и менее – к тому, к чему у нас была привязанность (к бизнесу, семейной жизни, к чему бы то ни было). Вы становитесь всё менее и менее привязанными к этому.

Внешне всё выглядит тем же самым, ничего не меняется, но внутренне – всё меняется, очищается. Таков процесс. Так и будет происходить, если человек правильно следует этому процессу. И таким образом он совершает духовный прогресс. Прогресс заключается в том, чтобы: 1) освободиться от материальных привязанностей и 2) всё больше привязаться к Кришне.

И такой человек будет рассуждать: «Что принесёт мне наибольшую боль? Что будет больнее всего для меня? Потерять свою работу или семью – что либо, к чему я привязан, или потерять преданное служение Кришне? По чему я буду больше всего тосковать?»

И мы иногда можем подумать на эту тему. Возможно, вы обнаружите, что самым ужасным для вас будет потерять жену, работу или дом – зависит от вашей ситуации. Но это и так в любом случае произойдёт. Вы потеряете всё это. Это уже гарантировано. Произойдёт ли это прямо сейчас, или когда вы умрёте, – это всё равно произойдёт.

Пару месяцев назад, после землетрясения, в Японии это произошло для многих людей. В один момент они потеряли всё: членов своих семей – матерей, отцов, мужей, жён, все привязанности к семье. И это произошло со многими.

Я смотрел новости, где показывали женщину из маленькой деревни, которая смогла выжить. Её нашли под кучей обломков и вытащили. Она была в порядке, но она потеряла всё остальное: свой дом, всю свою семью. Ей сказали: «Ты такая удачливая, ты выжила!» А она сказала: «Я не уверена в этом. Я не уверена, что я удачлива…» Она думала: «Лучше бы я умерла…» Теперь она столкнулась с потерей всего, ушли все её привязанности. Так что, это наглядный пример того, как это может произойти. Но это произойдёт в любом случае.

Но если вы потеряете преданное служение Кришне – это намного большая потеря. Вы можете сказать: «Но я никогда не смогу это потерять. Как я смогу это потерять? Я всегда смогу служить Кришне». Но это неправильно.

Мы можем действовать таким образом, что Он больше не будет позволять нам это делать. Мы теряем это. Поэтому преданный Бога всегда молится: «Пожалуйста, не прогоняй меня. Пожалуйста, позволь мне служить Тебе». Господь Чайтанья молится таким образом: «Пожалуйста, позволь мне быть занятым любовным служением Тебе».

Преданный Бога не пребывает в иллюзии. Он видит, что это невероятная возможность, это невероятный дар, и он может это потерять. А мы думаем: «Да я могу служить Кришне в любой момент! Это всегда будет. Что бы ни случилось, я всё равно смогу это делать». Но это неправильно.

Преданное служение Господу – это очень редкая и ценная возможность: «Я могу потерять её в один момент». Это величайшая потеря. И преданный Бога так и чувствует. Он молится Кришне не так: «Ой, не забирай мой дом». Или: «Пожалуйста, не забирай мою семью». Он молится: «Пожалуйста, позволь мне служить Тебе. Пожалуйста, не отбирай у меня преданное служение Тебе, не прогоняй меня». Он видит правильно.

Так что, нам не нужно воспринимать эту возможность легкомысленно, дёшево. Но, к сожалению, многие из нас так и делают. И мы теряем величайший дар.

«Искренний человек, живущий таким образом, намного лучше лицемеров и притворщиков, которые создают видимость духовной жизни, чтобы обмануть неискушённых людей.

Дворник, честно выполняющий свою работу, во сто крат лучше йога-шарлатана, который занимается медитацией только ради того, чтобы заработать себе на жизнь».

Это часто цитируемый пример: лучше быть искренним дворником, чем йогом-шарлатаном. Быть дворником на улице – это очень низкая позиция, также как быть сапожником. Но это намного лучше, чем заниматься «медитацией», будучи шарлатаном и обманывая людей.

Так что, ключ – это искренность. Мы должны знать, что если мы искренни, Кришна примет нашу искренность. Но если мы неискренни, то что мы можем предложить?

В материальной жизни можно играть в игру. В любом случае, это и так игра. Вы играете в игру, знаете вы об этом или нет. Потому что материальная жизнь – это игра. Насколько хорошо ты играешь в игру определяется тем, насколько ты достиг материального успеха. Некоторые люди играют в игры других, но играют все.

Но духовная жизнь – это не игра, вы не можете духовно играть в игры. Потому что Кришна видит сквозь игру. В материальной жизни люди не видят игру других людей, хотя в игре участвуют все. Но в духовной жизни – Кришна видит всё.

Так что, вам не нужно быть серьёзными в материальной жизни. Некоторые очень серьёзны в материальной жизни и очень несерьёзны в духовной жизни.

Таким образом, у нас всё вверх ногами. Мы видим всё противоположным образом. Поэтому мы нуждаемся в этом знании, поэтому нам нужно ясно понимать данное учение, видеть всё в правильной перспективе, иметь правильно расставленные приоритеты, и опять же, у немногих людей это так. Свой духовный прогресс можно оценить по тому, как мы расставляем приоритеты, что для нас более важно.