Posted by on Фев 12, 2011 in Вторая глава | Нет комментариев

Текст 10
О потомок Бхараты, тогда Кришна, находясь между двумя армиями, с улыбкой сказал охваченному горем Арджуне следующее.

Читатель Бхагават-Гиты может прийти в недоумение: «Почему Арджуна здесь в такой скорби, в таком горе?»

Потому что здесь предстоит огромная битва. Много людей будет убито. И из-за этого Арджуна полностью сбит с толку: «Я не могу это сделать, не могу». И человек мог бы подумать, что это как раз то время, когда Кришна должен был чувствовать большое сожаление: «О, да. Мне тебя очень жаль». Можно было бы подумать, что Он также бы имел такое настроение. Но нет. Тут говорится, что Он улыбался. Вот сбитый с толку Арджуна, а Кришна улыбается. Почему Кришна улыбается? Он разве не чувствует сострадания? Почему Он так действует?

Кришна улыбается, потому что знает: «Теперь Я могу говорить Арджуне. Сейчас Я могу сказать то, что Мне нужно сказать, чтобы привести его обратно в настоящее сознание. Сейчас он в таком состоянии, когда он очень восприимчив». И это делает духовного учителя очень счастливым.
Кришна - духовный учитель
Когда мы чувствуем себя хорошо в жизни, мы очень высокомерны. Мы думаем, что жизнь под нашим контролем. Мы – господин такой-то. Что может нам сказать духовный учитель? Мы уже все знаем: «Мне это не нужно знать. Я всё знаю. Моя жизнь в порядке. Мне не нужно то, что ты мне говоришь. Я – счастлив. Я – успешен». В таком духе.

Духовный учитель ничего не может сделать. И это огорчает его. Потому что он знает, что у вас не всё в порядке. У вас большая проблема. Вы застряли в иллюзии, что этот материальный мир может сделать вас счастливыми. Или, что он делает вас счастливыми. Или то, что вы – успешны. И поэтому вы будете страдать из-за этого.

Но когда человек становится таким, как Арджуна, тогда духовный учитель видит, что теперь я могу ему помочь. И одна из книг, которые мы распространяем среди людей называется «Нервное расстройство: дверь в духовную жизнь». Нервное расстройство: нам некуда идти, не к чему обратиться. Теперь с тобой можно говорить и направить к Кришне.

Когда умирает дорогой нам человек, на какое-то время мы можем почувствовать, что мы очень печальны, мы внутренне пусты и разочарованы, поэтому нам нужна помощь. В такое время можно говорить такому человеку. Он готов слушать, что мы — не тело, что этот мир наполнен смертью, что угодно. Вы можете говорить истину: что умерший человек, на самом деле, не умер, что он по-прежнему, живет. И он будет вас слушать, и часто будет соглашаться. Но спустя какое-то время эта печаль проходит. И люди снова становятся высокомерными, эгоистичными и самоуверенными, и вы не можете с ними говорить. Они ходят несколько дней в церковь, а затем возвращаются к старой жизни.

Итак, Кришна видит, что Арджуна теперь готов слушать. И в этот момент Он начинает говорить. Фактически, Кришна просто ждал, пока Арджуна закончит. Арджуна обращается к Кришне и в конце говорит: «Я не буду сражаться», и умолкает. На самом деле, это выглядело так: «Ну ладно, ты закончил? Хорошо. Теперь Я буду говорить».

Когда мы готовы слушать, тогда духовный учитель может говорить. А до тех пор, пока я не готов слушать, что он может сказать? Поэтому нам нужно помнить, что если мы хотим знать истину, нам нужно быть тихими.

Часто люди приходят, но они не хотят слушать, они хотят говорить. Они говорят, говорят, говорят. Что можно сказать такому человеку? Но здесь есть много уроков, которые мы можем применить: садись, сиди тихо и слушай, тогда Кришна может тебе что-то сказать.

«КОММЕНТАРИЙ: То была беседа двух очень близких друзей, Хришикеши и Гудакеши. Будучи друзьями, они общались на равных, однако сейчас один из них добровольно стал учеником другого».
До тех пор, пока люди друзья, для них трудно говорить друг другу. Потому что они на равных. Поэтому, Ведическая система не такая, там нет разговора на равных. До этого Арджуна и Кришна были на одном уровне. Они выросли вместе и делали вместе много всего. Вместе они разделили много приятных впечатлений и хорошо проводили время. И к счастью, Арджуна готов сейчас занять низшее положение и принять то, что Кришна займет высшее положение, которое Он занимает всегда.

Кришна улыбался, потому что Его друг решил стать Его учеником. Как Господь всех живых существ, Кришна всегда занимает главенствующее положение и является повелителем каждого. Тем не менее, Он соглашается стать другом, сыном или возлюбленным преданного, который желает видеть Его в этой роли. А сейчас, когда преданный выбрал Его своим учителем, Господь тотчас вошел в роль и заговорил с ним как учитель, с подобающей серьёзностью. Разговор учителя с учеником проходил открыто, на виду у обеих армий, так, чтобы все, кто находился на поле боя, смогли извлечь из этого разговора благо. Таким образом, наставления «Бхагавад-гиты» обращены не к какому-то отдельному человеку или группе людей, а предназначены для всех – и для друзей, и для врагов».

Поэтому каждый, кто присутствовал на поле боя, мог слышать Бхагавад-гиту. Это знание было для всех. Кришна не взял Арджуну в какое-то тайное место и там говорил: «О, это личное». Нет. Он говорил и все слышали: друзья и враги. Потому что это послание Бхагавад-гиты хорошо для всех, а не только для определенных, выбранных людей.