Posted by on Июн 11, 2015 in Духовная жизнь | Нет комментариев

1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ?

Вопрос: Как определить свой духовный уровень?

Ответ: Есть разные показатели. И мы говорили про это на занятиях. Один из показателей – это теряете ли вы своё влечение к материальным удовольствиям и увеличивается ли ваше влечение к духовным удовольствиям. Другими словами, становится ли пение мантр для вас более привлекательным. Сама идея преданного служения Богу и участия в нём, становится ли это более привлекательным? Увеличивается ли желание изучать Бхагавад-гиту?

Если да, то это хороший знак. Это значит, что что-то меняется. И дальше всё идёт отсюда.

То, что меня раньше беспокоило в материальном мире, теперь беспокоит так же или уже меньше? Ищу ли я всегда внимания от других людей или это уменьшается? Хочу ли я, чтобы меня хвалили и так далее. Иначе говоря, есть очевидные перемены в сознании, которые должны произойти. Если моё сознание по-прежнему то же, то я не очень далеко продвинулся. Но если в моей жизни происходят перемены, которые я описывал выше, это означает, что я больше продвигаюсь в направлении духовного сознания. Это основное.

Стал ли я более терпелив, терпим? Забочусь ли больше о духовном благополучии других людей или по-прежнему тот же эгоистичный человек, которым был? Понимаете? Так что если вы рассмотрите всё это и будете честными, то вы сможете увидеть.

А если всего описанного не происходит, то мне нужно смотреть почему. Цепляюсь ли я дальше за что-то материальное в своей жизни? Критикую ли я, отношусь оскорбительно? По-прежнему занимаюсь деятельностью, которая покрывает моё сознание (интоксикации, мясоедение или что бы это ни было)? И если я начну анализировать, то увижу: вот то, что я делаю и что покрывает моё сознание. Так что нужно начать обдумывать: не стоит ли пойти дальше этого?



2. ЧТО ТАКОЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ ОПЫТ?

Вопрос: Что такое трансцендентный опыт?

Ответ: Может быть много всего. Влечение к воспеванию Имён Бога – это трансцендентный опыт. Все те показатели, говорящие о том, что духовная жизнь становится более важной для меня, – это трансцендентный опыт.

Часто мы воображаем в уме, что трансцендентный опыт – это какой-то эмоциональный взлёт или чувство какого-то великого блаженства и так далее. И какие-то люди могут это чувствовать. Но, на самом деле, это редкое явление и случается на очень продвинутых стадиях духовного развития.

Мы должны начать ощущать каждый киртан как трансцендентный опыт, мы должны понимать, что это трансцендентный опыт. Необязательно это должно сопровождаться каким-то невероятным возбуждением, дрожью, мурашками и ещё чем-то, что мы можем себе воображать.



3. У ДУШИ МОЖЕТ БЫТЬ ДВА ИЛИ БОЛЕЕ СОЗНАНИЯ?

Вопрос: Может ли быть два и более сознания у духовной души?

Ответ: Нет. У души только одно сознание. Но оно может быть либо загрязнённым, либо очищенным – покрытым или непокрытым.

Иногда майя (иллюзия, то, что покрывает сознание) превалирует: я больше нахожусь под управлением чувств, ума, на меня более влияют гуны материальной природы, особенно более низкие гуны – страсти и невежества. И это будет покрывать сознание, поэтому оно будет в таком состоянии.

А в другой момент оно может быть более ясным. Тучи, так сказать, могут разойтись или их может быть гораздо меньше. Так что теперь сознание больше направлено на духовное. Я могу больше думать о Кришне, о том, как я могу доставить Ему удовольствие, о своих возможностях служить Кришне. Это более непокрытое состояние того же самого сознания.

Так же как солнце всегда светит, но иногда приходят тучи и закрывают солнце. Они не закрывают солнце, но они закрывают наше видение солнца. А затем тучи расходятся, и мы можем видеть ясно. Или: ночь приходит – и я не могу видеть, день приходит – и теперь всё ясно, я могу видеть.

До тех пор пока сознание полностью не очищено, оно будет то в более, то в менее покрытом состоянии. Но чем более я продвигаюсь духовно, тем больше я чувствую состояние, когда моё сознание не затуманено, и тем реже я буду испытывать это покрытое состояние сознания.



4. ЧТО ТАКОЕ ПУТЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ?

Вопрос: Что такое путь самореализации?

Ответ: Есть различные пути самореализации. Но они не все ведут в одно и то же место, не все ведут к одному и тому же уровню самореализации.

Есть различные пути йоги: гьяна-канда, карма-канда… Различные пути, которым можно следовать. Но любой истинный путь йоги будет вести к осознанию того, что я не материальное тело, а духовная душа. Так что все эти пути ведут к одному и тому же результату до определённого уровня. Затем для некоторых путей это конечная точка, а некоторые ведут немного дальше.

Но путь бхакти-йоги приводит человека к самому совершенству, когда он осознаёт не только то, что он – духовная душа, неотъемлемая частица Верховной Души… Это само по себе уже продвинутый уровень понимания, по сравнению с другими системами йоги. Некоторые пути даже не говорят о том, что есть Верховная Душа. Но бхакти-йога очень быстро устанавливает эту истину: ты – индивидуальная духовная душа, но ты частичка Верховной Души.

Затем в бхакти-йоге вы учитесь тому, что вы всегда подчинены Верховной Душе: я никогда не буду равен Верховной душе, я никогда не буду выше Верховной души, и я не Верховная душа, а Её мельчайшая неотъемлемая частичка, всегда подчинённая Ей. И таким образом вы уже прошли дальше, чем можно в другом пути.

А третье осознание, которое ещё выше, – это осознание того, что я – вечный слуга Верховной души. И здесь начинается деятельность. Это становится путём деятельности, активного служения Верховной душе. И следуя этому пути, этой деятельности истинного служения, человек всё больше и больше очищается от загрязнений в сердце и сознании, всё больше и больше развивая любовь в своём сердце.

По мере того, как загрязнение будет уходить, любовь, которая уже находится там, будет расти до тех пор, пока не превратится в полностью распустившийся цветок любви к Богу. И это называется Кришна-према – высочайшее совершенство, которого только может достичь душа. К этому ведёт только путь бхакти-йоги, только он.

Так что, в лучшем случае, другие пути могут привести вас к бхакти-йоге. Но вам необязательно идти теми путями. Нет такого требования: сначала надо заняться карма-йогой, потом перейти к гьяна-йоге, потом к аштанга-йоге и, наконец, после того, как пройдено всё, чему учат данные виды йоги, можно практиковать бхакти-йогу. Это не так. Так что даже рассматривать другие пути совершенно не требуется. Можно начинать с самого начала пути бхакти-йоги.

И, естественно, это то, что мы рекомендуем. Мы учим только пути бхакти-йоги, практикуем только путь бхакти-йоги, рекомендуем только путь бхакти-йоги. Если человек хочет делать что-то другое, то, конечно, он может делать это. Но мы не будем советовать вам, делать это. Это ваш выбор. Это не наши рекомендации.

Это то, что касается пути самореализации. И этот путь, о котором мы говорим, сосредоточен вокруг слушания и воспевания Имён Бога. Это основная деятельность в бхакти-йоге.



5. ЧТО БЕРЁМ ПОСЛЕ СМЕРТИ, ПОМИМО КАРМЫ И ПАМЯТИ О КРИШНЕ?

Вопрос: Помимо кармы и памяти о Кришне, что берём с собой после смерти?

Ответ: (Смеётся). Обычно это не так. Это памятование о Кришне, на самом деле, присутствует очень редко. Мы только что читали в восьмой главе Бхагавад-гиты, текст пятый, что если человек помнит о Кришне во время смерти, то он отправляется к Кришне. А если ты помнишь о Кришне, ты не берёшь с собой никакую карму. Это не сочетается друг с другом.

Ты возьмёшь с собой сознание. И то, какое оно будет, определит, куда ты пойдёшь. Вот почему мы должны вести образ жизни, который очистит сознание.

Иногда мы можем слышать, что должны работать над своим сознанием, и это может казаться нам каким-то умственным усилием: «Мне нужно работать над сознанием, это будет мучением». Сознание должно быть очищено, но это идёт от образа жизни, который рекомендуется, которому учит бхакти-йога. Это способ, которым вы этого достигаете. Это происходит не собственным усилием: «Я очищу своё сознание». Сознание очищается благодаря общению с Кришной. Нам нужно ясно это понимать.

Но если мы ничего из этого не делаем, тогда тем, что мы возьмём с собой, будут карма, желания, привязанности. И они опять перенесут нас в новое материальное тело в каком-то месте материального мира.



6. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?

Вопрос: Что такое грех?

Ответ: Карма. Плохая карма. Грех – это любая деятельность, которая идёт вразрез с наставлениями Бога. Наставления Бога о том, как жить, ясно описываются в ведических священных писаниях.

Даже если я, на самом деле, не очень заинтересован в настоящей духовной жизни, и, по сути, заинтересован материальной жизнью: что приведёт меня к лучшему с материальной точки зрения состоянию для наслаждения и так далее – есть целый раздел Вед, который говорит о том, как жить, чтобы достичь этих результатов. Наставления Бога: делай это, делай то и не делай этого, не делай того. Это всё очень детально описано. Это называется благочестивая деятельность – деятельность в соответствии с наставлениями Вед.

А вся деятельность, не входящая в это, называется неблагочестивой. Когда мы делаем что-то в соответствии с тем, чего хотим из-за какого-то материального влияния (это то, что заставляет меня делать эти дела), и это никак не связано с Ведами – я следую своему уму, чувствам, создаю собственные правила и так далее – всё это греховная деятельность. Так что это не только насилие, убийство, воровство и тому подобное. Это любая деятельность, которая противоречит наставлениям Бога.

И оттого, что общество говорит, что такая деятельность – это не грех (на сегодняшний день это происходит в мире всё больше и больше), она не перестаёт быть грехом. Понимаете?

Сейчас в мире очень много разных видов деятельности, которые, когда я был молодым, все считали греховными. Если ты это делал, ты знал, что совершаешь грех, что это греховная деятельность. Ты мог выбирать делать это, но прекрасно понимал, что это грех. А теперь той же самой деятельностью занимаются все подряд.

Когда я, например, был молодой, для многих из этих видов деятельности существовали законы, то есть эта деятельность была противозаконной. Было ясно, что это противозаконно, потому что очень во многом закон совпадал с законами Бога. Изначальные законы, гражданские законы, основывались на законах Бога. Во многих случаях это было просто внешнее подтверждение законов Бога.

Но теперь такая деятельность очень распространена и все ей занимаются. И законы, которые раньше говорили, что этим заниматься нельзя, теперь поменялись, их теперь уже нет. Это больше не считается грехом в умах людей. Общество не считает это чем-то неправильным. Они говорят: «А что здесь такого? Это не грех». Но вы не можете поменять законы Бога. Законы Бога создаёт только Бог. Мы не можем их создать, и мы не можем их поменять.

Так что то, что, на самом деле, греховно, в истинном понимании слова, это обычная жизнь, которую люди ведут сегодня. Люди даже представить себе не могут, что это, на самом деле, греховно. Но это так. И когда мы оставим тело, мы об этом узнаем. Мы узнаем, что это действительно было так, нам придётся столкнуться с этим. «Ну, я же не думал, что это грех!» Ну да, но ты слушал не тех, кого нужно, читал не те книги.

Поэтому нам нужно знать истину, а не то, что говорит общество, не то, что говорит большинство людей. Что такое истина? Истина – это только то, что идёт от Бога. Истина не идёт от людей. Всё, что может делать человек, это следовать истине. Он не может создавать истину.

Это о том, что мы должны понимать как грех.



7. НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКОЙ, НО ЧУВСТВОВАТЬ СВЯЗЬ С БОГОМ…

Вопрос: Если человек не будет по ходу всей жизни воспевать Святых Имён, не будет заниматься бхакти-йогой или ещё какой-то духовной практикой, но у него будут взаимоотношения с Богом, он будет чувствовать Бога сердцем, будет постоянно думать о Нём, будет общаться с Ним. Куда он отправится в момент смерти, если будет во время смерти думать о Боге? Есть ли у него шанс отправиться в царство Бога?

Ответ:
Это зависит от того, что он подразумевает под словом Бог. Потому что у многих неправильное представление о Боге. Многие люди сами создают себе Бога. Они просто так говорят – Бог. Как сейчас, например, на планете очень много людей, у которых совершенно разное представление и понимание о том, кто такой Бог.

Ты говоришь: «Он чувствует Бога в своём сердце…» Но что он чувствует, я не знаю. У него есть взаимоотношения с Богом, но что это такое? Я не знаю, что это может быть. Бог может это знать. Так что в соответствии с тем, какие это взаимоотношения, он получит в точности то, чего он заслуживает. Это всё, что я могу ответить.

Но очень часто люди, которые говорят, что они исполняют волю Бога, нарушают все законы Бога. «Такова воля Бога!» А это совершенно противоречит всему в священных писаниях. Но они верят, что это воля Бога, что это закон Бога.

Так что здесь кроется опасность. Я имею в виду, что во всем мире люди говорят: «Бог хочет, чтобы я сделал это!» или «Бог сказал мне сделать это». Люди убивают других людей и говорят: «Бог сказал мне это сделать!»

Я помню случай: в Америке у одной женщины было четверо детей. Однажды ночью она убила всех своих детей. Её арестовали. Она даже не пыталась сбежать. И её объяснение было такое: «Бог сказал мне это сделать. Он явился мне и сказал, что я должна очистить свой дом, должна убить своих детей», – и так далее. Она это сделала. Но это не Бог. Это извращение в уме. Если у тебя нет духовного учителя, и ты не следуешь авторитетному процессу, то кто знает, что будет в твоём уме?

Столько людей сейчас на планете полностью отвергает религию, потому что на протяжении многих веков они видели, какие ужасы совершались во имя Бога. Поэтому их заключение таково: религия – это зло.

Суть такая: если у меня нет духовного учителя, который руководит мной и говорит мне истину о том, кто такой Бог, что Он хочет от меня, что доставляет Ему удовольствие, как выглядит Бог, что такое духовная жизнь, что такое духовный мир, каков конечный пункт назначения души, который принесёт ей максимальное счастье, то я закончу тем, что у меня будет только то, что я сам сочиню или сочинил кто-то другой. Это положение, в котором нехорошо находиться.



8. КАК ОТЛИЧИТЬ ДВУЛИЧНОСТЬ ОТ ИСКРЕННОСТИ?

Вопрос: Как понять, человек искренний или двуличный?

Ответ: Двуличный означает, что человек говорит одно, а делает другое. Его слова и действия не совпадают. А слова искреннего человека совпадают с его действиями в жизни. Он делает то, что говорит. Есть такая поговорка: сказано – сделано.

Так что вы можете увидеть, что есть человек, который просто говорит что-нибудь, а сам поступает иначе. Или, например, говорит всем: «Вы должны это делать!», а сам этого не делает.

И в нашей системе мы слушаем только ачарьев. Ачарья означает, что личность учит собственным примером. Вот что значит ачарья. Так что великие ачарьи, великие учители, которые учили высочайшему посланию, сами жили в соответствии с этим посланием.

Так что нужно быть осторожными. Мы не слушаем просто всех и каждого. Это не признак свободы или продвижения: «Я слушаю всех». Это признак глупости. Мы слушаем авторитетов, действительных авторитетов, начиная с Кришны, затем – цепь совершенных учителей, затем – тех, кто действительно истинно представляет своего духовного учителя. Это единственные авторитеты, которых мы принимаем. Всех остальных людей мы не слушаем.

Так что нужно быть очень осторожным в том, кого мы слушаем. Очень часто я чего только ни слышу. Откуда люди это берут? Кто-то что-то придумывает и начинает говорить, а другие начинают слушать. Мы не слушаем всех подряд. Если это подтверждается духовным учителем и священными писаниями, тогда да, мы это принимаем.

У всех есть что сказать. И все с нетерпением хотят это сказать. Но это не означает, что тебе с нетерпением надо хотеть это слушать.



9. ПРИХОДЯТ НЕПРИЯТНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ. ПЛОХО ЛИ ЭТО?

Вопрос: Иногда в ум приходят воспоминания из периодов жизни до преданного служения, от которых неприятно, от которых страшно… Нормально ли, что такие воспоминания приходят? Или нужно стараться как-то больше думать о Кришне и от этих воспоминаний избавляться? Плохо ли это или нормально?

Ответ: Это вполне нормально. Что там есть, то есть. Помню, однажды я говорил с другом. И у нас у всех есть такая проблема. Особенно у тех, у кого была совсем другая жизнь до воспевания. И как ты сказала, все эти неправильные действия и остальное, они все в уме, и они возвращаются.

Я сказал тогда своему другу, которого принимал как того, кто достаточно квалифицирован, чтобы что-то говорить: «Хотел бы я, чтобы я никогда этого не делал. Тогда это не сидело бы в уме и не возвращалось бы ко мне». Он сказал: «Это бы не помогло. Потому что ты делал это в прошлой жизни. Так что это будет приходить».

В голове много всего. И это будет появляться время от времени, в большинстве случаев. Но ты не можешь это остановить. Ты можешь пытаться бороться с этим, беспокоиться. Но пусть это просто уходит, не обращай на это внимание. Просто не стой: «Ооох, пришло опять. Сейчас мне всё это надо отмотать обратно, назад к тому моменту, как пришло», – и так далее. Просто не обращай на это внимание: «Ладно. Харе Кришна!» Спокойно, тебя это не беспокоит.

Какие-то времена, с материальной точки зрения, хорошие, какие-то – плохие. Это всё майя (материальная энергия) – хорошая майя или плохая майя – всё майя. Так что просто не обращай на это внимание. Занимайся своей жизнью, у тебя теперь новая жизнь. Это будет приходить и уходить, ну и что. Это единственное, что я могу посоветовать.



10. ОТВЕТ НА ВСЕ ВОПРОСЫ!

Хорошо. Хорошие вопросы. Спасибо. Вопросы будут появляться. Но если вы будете хорошо слушать это учение, вы обнаружите, что с течением времени вы получите ответ на каждый вопрос. Может быть, у вас очень долго был вопрос, и в какой-то день вы услышите на него ответ.

Так что не беспокойтесь о своих вопросах. «Мне нужно узнать ответ!» Ответ – воспевайте имена Кришны. Вот ответ. А все эти небольшие вопросы не так важны. Конечно, они у нас есть… И если кто-то может на них ответить, то это неплохо. Но я хочу сказать, рано или поздно Кришна ответит на все ваши вопросы.

Так что, если есть вопросы, хорошо. Но не беспокойтесь о них, не переживайте. «Ой, я не понимаю…» Не беспокойтесь. Мы слишком много переживаем: «Ой, но, но…» Не беспокойтесь, просто верьте в Кришну. Кришна сделает всё. Если мы делаем свою часть, то Он, наверняка, сделает гораздо больше, чем Его часть.

И это та ситуация, когда проявляются вера, духовные взаимоотношения и духовный прогресс. Когда мы знаем, что, будучи у стоп Кришны, я в полном порядке. Понимаю ли я всё? Нет. Но это небольшое дело. Кришна позаботится обо всём. И тогда вы можете чувствовать себя спокойно. Потому что все проблемы, в основном, в нашем маленьком уме.

_____________________________________________________

Следующая публикация – Бхагавад-гита, предисловие (часть1)