Posted by on Дек 12, 2011 in Без рубрики | Нет комментариев

Чтение из «Источника вечного наслаждения» главы 24-25

Глава 24. Поклонение холму Говардхане

Во время всех этих событий с брахманами, слишком увлеченными совершением ведических жертвоприношений, Кришна и Баларама увидели, что и пастухи готовили подобное жертвоприношение, чтобы ублаготворить Индру, царя небес, отвечающего за снабжение водой. Как говорится в Чайтанья-чаритамрите, бхакта Кришны твердо верит в то, что если он просто посвящает себя сознанию Кришны и трансцендентному любовному служению Кришне, он освобождается от всех других обязанностей. Чистому бхакте Господа Кришны не надо выполнять никакие обряды, предписываемые Ведами, как не требуется ему поклоняться и каким-либо полубогам. Следует понимать, что тот, кто преданно служит Господу Кришне, уже совершил все ведические обряды и почтил всех полубогов. Просто совершая ведические ритуальные церемонии или поклоняясь полубогам, человек не приходит к преданному служению Кришне. Но тот, кто целиком отдает себя служению Господу, уже выполнил все ведические предписания.

Для того, чтобы положить конец такой деятельности Своих бхакт, Кришна хотел, пока пребывал во Вриндаване, твердо установить исключительность преданного служения. Он знал, что пастухи готовились к принесению жертвы Индре, потому что Он — всеведущая Личность Господа, но, чтобы соблюсти приличия, Он стал смиренно и почтительно вопрошать старших — Махараджу Нанду и других.

Кришна спросил Своего отца: «Мой дорогой отец, почему готовится большое жертвоприношение? Каковы будут плоды такого жертвоприношения, и для кого оно предназначено? Как оно совершается? Будь милостив, объясни Мне. Я горю желанием узнать, что это за обряд, и прошу тебя объяснить Мне цель этого жертвоприношения». Его отец, Нанда Махараджа, не ответил на Его вопрос, думая, что маленький мальчик не поймет всех тонкостей совершения йагйи. Кришна, однако, настаивал: «Мой дорогой отец, у того, кто свят и свободен от предрассудков, нет секретов ни от кого. Он никого не считает другом или врагом, ибо всегда открыт для каждого. Но даже тот, кто не свободен от предрассудков, не должен хранить что-либо в секрете от членов семьи и друзей, но лишь от врагов. Поэтому ты не должен держать что-либо в секрете от Меня. Все люди заняты кармической деятельностью. Некоторые знают, что она собой представляет, некоторые знают, каковы ее плоды, а некоторые выполняют такую деятельность, не зная ни цели ее, ни результата. Человек, действующий с полным знанием дела, добивается наилучшего результата. Тот, кто действует, не обладая знанием, получает не столь совершенные результаты. Поэтому, прошу, объясни Мне, какова цель жертвоприношения, которое вы собираетесь совершить. Соответствует ли оно ведическим предписаниям, или это просто народный праздник? Пожалуйста, объясни Мне подробно, что это за жертвоприношение».

Услышав вопросы Кришны, Нанда Махараджа ответил: «Мой дорогой мальчик, эта церемония более или менее традиционна. Поскольку дождь посылается милостью царя Индры, облака — его представители, и поскольку вода так важна для нашей жизни, мы должны выражать свою благодарность тому, кто управляет дождем, а именно Махарадже Индре. Поэтому мы собираемся ублажить царя Индру, поскольку он в своем милосердии послал нам облака, которые прольют достаточно дождя для успешного возделывания земли. Вода очень важна. Без дождя мы не можем обрабатывать землю и выращивать злаки. Мы не можем жить без дождя. Это необходимо для успешного выполнения религиозных церемоний, материального процветания и, в конечном счете, освобождения. Поэтому мы не должны отказываться от традиционных церемоний; если человек отказывается от них под влиянием похоти, жадности или страха, то для него это не очень хорошо».

Услышав это, Кришна, Верховная личность Господа, в присутствии Своего отца и всех пастухов Вриндаваны, заговорил так, чтобы привести в ярость царя небес Индру. Он предложил им отказаться от принесения жертвы. Он указал две причины, по которым следовало отменить жертвоприношение, совершаемое для ублаготворения Индры. Во-первых, как говорится в Бхагавад-гите, нет нужды поклоняться полубогам ради какой-то материальной выгоды; плоды поклонения полубогам преходящи, а только глупых людей привлекает преходящее. Во-вторых, ту временную выгоду, которую человек получает, поклоняясь полубогам, он получает с разрешения Верховной личности Господа. В Бхагавад-гите ясно говорится: майаива вихитан хи тан. То благословение, которое человек предположительно получает от полубогов, на самом деле ниспосылается Верховной личностью Господа. Без позволения Верховной личности Господа никто не может оказать благодеяние другому. Иногда полубогов, под влиянием материальной природы, обуревает гордыня. Думая о себе как о средоточии всего сущего, они пытаются забыть о верховной власти Верховной личности Господа. В Шримад Бхагаватам ясно говорится, что в этом случае Кришна хотел разозлить царя Индру. Кришна явился на землю для того, чтобы уничтожить демонов и защитить бхакт. Царь Индра, безусловно, был бхактой, не демоном, но поскольку он возгордился, Кришна хотел проучить его. Сначала Он попробовал рассердить Индру, остановив его пуджу, которую готовили пастухи Вриндаваны.

Имея в виду такую цель, Кришна заговорил, как будто Он был неверующим, поддерживающим философию карма-мимамсы. Приверженцы философии такого типа не принимают верховную власть Личности Господа. Они выдвигают тот довод, что если кто-то добросовестно работает, он непременно получит плоды своей деятельности. По их мнению, даже если существует Бог, посылающий человеку плоды его кармической деятельности, все равно нет нужды поклоняться Ему, потому что, если человек не работает, Господь не может ниспослать ему какие-то хорошие результаты. Они говорят, что, вместо того, чтобы поклоняться полубогу или Богу, люди должны сосредоточиваться на своих обязанностях, и тогда они непременно получат плоды. Господь Кришна заговорил со Своим отцом в соответствии с этими принципами философии карма-мимамсы. «Мой дорогой отец, — сказал Он, — Я не думаю, что тебе нужно поклоняться какому-либо полубогу для того, чтобы успешно продолжать возделывать землю. Каждое живое существо рождается в соответствии со своей прошлой кармой и оставляет эту жизнь в соответствии с результатами настоящей кармы. Каждый рождается в различных видах, или формах, жизни, в соответствии со своей прошлой деятельностью, и следующая его жизнь зависит от поступков в этой. Различные степени материального счастья и страданий, удобств и неудобств в жизни — все это разные плоды разной деятельности, либо из прошлой, либо из настоящей жизни».

Нанда Махараджа и другие старшие члены общины заспорили о том, что, не удовлетворяя господствующее божество, невозможно только через материальную деятельность добиться каких-то хороших результатов. Это действительно так. Например, случается, что несмотря на самую лучшую медицинскую помощь и лечение у самого лучшего врача, больной человек умирает. Из этого можно заключить, что самое лучшее медицинское обслуживание или попытки превосходного врача сами по себе не являются причиной излечения больного, в это должен вмешаться Кришна, Верховная личность Господа. Так и забота отца и матери о ребенке не является причиной его спокойствия. Иногда случается, что, несмотря на всю заботу своих родителей, дети вырастают испорченными или умирают. Итак, для получения определенных плодов недостаточно материальных причин. Верховная личность Господа, Кришна, должен дать Свое позволение. Нанда Махараджа утверждал, что для того, чтобы условия для земледелия были благоприятны, необходимо удовлетворить Индру, божество, ниспосылающее дождь. Господь Кришна опроверг его доводы, говоря, что полубоги посылают плоды только тем людям, которые выполняют предписанные им обязанности. Полубоги не могут послать никаких добрых плодов человеку, который не выполнял своих обязанностей. Поэтому полубоги зависят от выполнения обязанностей и не могут по собственной воле раздавать награды.

«Мой дорогой отец, нет нужды поклоняться полубогу Индре, — сказал Господь Кришна. — Каждый должен получить плоды своей собственной деятельности. В действительности, мы можем видеть, что человек занят в соответствии с естественным уклоном его деятельности, и в зависимости от этого естественного уклона все живые существа, как люди, так и полубоги, получают соответствующие плоды. Все живые существа получают высшие или низшие типы тела и создают врагов, друзей или безразличных к ним людей лишь в связи с различными видами деятельности. Каждому следует стараться выполнять обязанности, соответствующие его природным склонностям, и не отвлекать свое внимание на поклонение различным полубогам. Полубоги будут удовлетворены, если все обязанности выполняются должным образом, так что нет нужды поклоняться полубогам. Давайте лучше добросовестно исполнять предписанные нам обязанности. В действительности, невозможно достичь счастья, не исполняя свои истинные обязанности. Поэтому тот, кто не исполняет добросовестно предписанные ему обязанности, сравнивается с падшей женщиной. Истинной обязанностью брахманы является изучение Вед. Истинной обязанностью тех, кто принадлежит к царскому роду, кшатрий, является забота о подданных. В обязанности сословия ваишей входит земледелие, торговля и забота о коровах. Шудры же обязаны служить высшим классам, а именно: брахманам, кшатрийам и ваишйам. Мы относимся к сословию ваишей, и наша истинная обязанность состоит в том, чтобы возделывать землю, торговать продуктами земледелия, заботиться о коровах или заниматься банковским делом».

Кришна отнес Себя к сословию ваишей, потому что на попечении у Нанды Махараджи было множество коров, и Кришна заботился о них. Он перечислил четыре типа занятий, которым посвящает себя сословие ваишей — земледелие, торговля, забота о коровах и банковское дело. Хотя ваишйи могут заниматься любым из этих дел, жители Вриндаваны в основном заботились о коровах.

Кришна дальше объяснял Своему отцу: «Это космическое проявление существует благодаря влиянию трех гун материальной природы — благости, страсти и невежества. Эти три гуны являются причиной творения, поддержания и разрушения. Облако создается действием гуны страсти, поэтому эта гуна является причиной дождя. После дождя живые существа получают его плод — процветающее земледелие. Так при чем же тут Индра? Если даже вы не ублаготворите Индру, что может он сделать? Мы не получаем никаких особых выгод от Индры. Даже если он приходит, он проливает дожди и над океаном, где нет нужды в воде. Итак, он проливает дожди над океаном или над землей; это не зависит от того, поклоняемся мы ему или нет. Что касается нас, нет нужды переезжать в другой город, деревню или страну. Пусть в городах есть дворцы, мы же вполне удовлетворены, живя в этом лесу Вриндаване. Мы в особенности связаны с холмом Говардханой и лесом Вриндаваной, и больше ни с чем. Поэтому Я прошу тебя, Мой дорогой отец, совершить жертвоприношение, которое удовлетворит местных брахман и холм Говардхану, и пусть не будет у нас никаких дел с Индрой».

Услышав эти слова Кришны, Нанда Махараджа ответил: «Раз уж Ты просишь, я подготовлю отдельное жертвоприношение для местных брахман и холма Говардханы. Но сейчас позволь мне совершить это жертвоприношение, которое называют Индра-йагйа».

Кришна, однако, ответил: «Мой дорогой отец, не откладывай. Жертвоприношение, которое ты предлагаешь совершить для Говардханы и местных брахман, займет много времени. Лучше взять все принадлежности и все, что было приготовлено для Индра-йагйи, и употребить их на то, чтобы удовлетворить холм Говардхану и местных брахман».

В конце концов Нанда Махараджа смягчился. Тогда пастухи спросили у Кришны, как Он хотел бы, чтобы йагйа была проведена, и Кришна дал им следующие указания. «Приготовьте всевозможные вкусные яства из злаков и топленого масла, собранных для йагйи. Приготовьте рис, дал, халаву, пакоры, пури и молочные блюда, такие, как сладкий рис,рабри, сладкие шарики, сандеши, расагуллы и ладду, и пригласите ученых брахман, которые могут петь ведические гимны и приносить жертвы на огонь. Брахманам в качестве милостыни раздайте злаки. Потом украсьте всех коров и хорошо накормите их. Выполнив это, раздайте денежную милостыню брахманам. Что же касается низших животных, таких, как собаки, и людей низшего класса, таких, как чандалы, или людей «пятой касты», считающихся неприкасаемыми, то им тоже можно поднести великолепный прасадам. После того, как коровам дадут сочной травы, можно сразу же начинать жертвоприношение, которое называется Говардхана-пуджа. Это жертвоприношение принесет Мне большое удовлетворение».

Здесь Господь Кришна практически описал все хозяйственное устройство общины ваишей. В любом человеческом обществе и в царстве животных, среди коров, собак, коз и так далее, каждый играет свою роль. Каждый должен работать в сотрудничестве с другими для пользы всего общества, в которое входят не только одушевленные, но также и неодушевленные предметы, такие, как горы и земля. Сословие ваишей в особенности отвечает за материальное процветание общества, снабжая его злаками, заботясь о коровах, перевозя продукты, когда в том есть нужда, и занимаясь финансовыми операциями и банковским делом.

Из этих слов Кришны мы узнаем, что хотя кошками и собаками, которые пользуются сейчас таким вниманием, не следует пренебрегать, забота о коровах имеет большее значение, чем забота о кошках и собаках. Также эти слова указывают на то, что высшие классы не должны пренебрегать чандалами, или «неприкасаемыми». Каждый важен, но некоторые непосредственно отвечают за развитие человеческого общества, а некоторые — лишь косвенным образом. Однако, когда имеется сознание Кришны, о благе каждого заботятся в полной мере.

В Движении сознания Кришны соблюдается традиция жертвоприношения, которая называется Говардхана-пуджа. Господь Чайтанья говорил, что поскольку Кришне следует поклоняться, то и Его земле, Вриндаване, и холму Говардхане следует поклоняться тоже. Чтобы подтвердить эти слова, Господь Кришна говорит, что Говардхана-пуджа так же хороша, как поклонение Ему. С того дня и до сих пор совершается Говардхана-пуджа, и называют ее Аннакута. Во всех храмах Вриндаваны или за пределами Вриндаваны приготавливаются огромные количества еды для этой церемонии и щедро раздаются всему населению. Иногда эту еду бросают в толпу, и люди с удовольствием подбирают ее с земли. Из этого примера мы можем понять, что прасадам (пища, предложенная Кришне) не загрязняется и не оскверняется, даже если падает на землю. Поэтому люди подбирают его и едят с большим удовольствием.

Верховная личность Господа, Кришна, поэтому посоветовал пастухам остановить Индра-йагйу и начать Говардхана-пуджу, чтобы наказать Индру, который слишком возгордился тем, что был верховным правителем небесных планет. Честные и простые пастухи, возглавляемые Нандой Махараджей, приняли предложение Кришны и в точности выполнили все, как Он сказал. Они совершили Говардхана-пуджу и обошли вокруг холма (в годовщину Говардхана-пуджи жители Вриндаваны по-прежнему нарядно одеваются, собираются около холма, поклоняются ему и обходят вокруг него, ведя с собой своих коров). В соответствии с наставлениями Господа Кришны, Нанда Махараджа и пастухи созвали ученых брахман и стали поклоняться холму Говардхане, повторяя ведические гимны и предлагая прасадам. Жители Вриндаваны собрались вместе, украсили своих коров и дали им травы. Гоня коров перед собой, они начали обходить холм. Гопи также пышно разоделись и сели на запряженные быками повозки, воспевая славные развлечения Кришны. Собравшиеся там, чтобы выступить в роли жрецов на Говардхана-пудже брахманы благословили пастухов и их жен, гопи. Когда все было завершено, Кришна принял огромную трансцендентную форму и объявил обитателям Вриндаваны, что Он Сам — холм Говардхана, для того, чтобы убедить Своих бхакт, что холм Говардхана и Сам Кришна — суть одно. Затем Кришна стал есть все принесенные в жертву яства. Единство Кришны и холма Говардханы по-прежнему чтится, и великие бхакты уносят с холма Говардханы камни и поклоняются им, в точности как они поклоняются мурти Кришны в храме. Поэтому бхакты забирают камешки или гальку с холма Говардханы и поклоняются им у себя дома, потому что это равнозначно поклонению мурти. Форма Кришны, которая начала пробовать все подношения, существовала отдельно, а Сам Кришна, вместе с другими обитателями Вриндаваны, стал поклоняться Божеству, так же, как и холму Говардхане. Выражая почтение огромной форме Самого Кришны и холму Говардхане, Кришна объявил: «Только посмотрите, как холм Говардхана принял эту огромную форму и почтил нас принятием всех наших подношений». Кришна также заявил собравшимся: «Тот, кто пренебрегает поклонением Говардхане так, как Я Сам провожу его, не будет счастлив. На холме Говардхане много змей, и эти змеи будут жалить и убивать тех, кто пренебрегает предписанным поклонением Говардхане. Для того, чтобы обеспечить счастье коров и свое собственное, все люди, живущие во Вриндаване по соседству с Говардханой, должны поклоняться ему, как это предписываю Я».

Так, совершив жертвоприношение Говардхана-пуджу, все жители Вриндаваны последовали наставлениям Кришны, сына Васудевы, после чего они разошлись по своим домам.

Глава 25. Проливной дождь над Вриндаваной

Когда Индра понял, что Кришна остановил жертвоприношение, подготавливаемое пастухами Вриндаваны, он рассердился и излил свой гнев на обитателей Вриндаваны, во главе с Нандой Махараджей, хотя Индра прекрасно знал, что Сам Кришна защищал их. Будучи владыкой всех облаков, Индра призвал к себе самвартаку. Это облако он призывает, когда нужно разрушить все космическое проявление. Индра приказал самвартаке отправиться во Вриндавану и затопить всю местность. Подобно демонам, Индра думал, что он — всемогущая высшая личность. Когда демоны обретают большое могущество, они бросают вызов Верховному правителю, Личности Господа. Индра, хотя и не был демоном, слишком возгордился своим материальным положением и хотел бросить вызов Верховному правителю. На какое-то время Он вообразил себя таким же могущественным, как Кришна. Он сказал: «Только посмотрите на дерзость этих обитателей Вриндаваны! Они всего лишь лесные жители, но возгордившись своим другом Кришной, который есть не что иное, как обычный человек, они осмелились бросить вызов полубогам!»

Кришна объявил в Бхагавад-гите, что те, кто поклоняются полубогам, не слишком умны. Он также объявил, что человек должен отказаться от поклонения кому бы то ни было и просто сосредоточиться на сознании Кришны. То, как Кришна вызвал гнев Индры, а затем наказал его, ясно показывает Его бхакте, что посвятивший себя сознанию Кришны не нуждается в поклонении каким-либо полубогам, даже если случится так, что полубог рассердится. Кришна полностью защищает Своих бхакту и они должны целиком зависеть от Его милости.

Индра проклял поступок обитателей Вриндаваны и сказал: «Бросив вызов власти полубогов, обитатели Вриндаваны будут страдать в своей материальной жизни. Из-за того, что они пренебрегли жертвоприношением полубогам, они не смогут преодолеть препятствия, возникающие в океане материальных страданий». Затем Индра заявил: «Все пастухи Вриндаваны пренебрегли моей властью по совету этого болтливого мальчишки, которого зовут Кришна. Он всего лишь ребенок, и то, что они поверили этому ребенку, приводит меня в ярость». Тогда он приказал облаку самвартаке отправиться туда и разрушить процветающую Вриндавану. «Жители Вриндаваны, — сказал Индра, — слишком возгордились своим материальным богатством и стали слишком уверены в себе, из-за того, что с ними их маленький друг Кришна. Он просто болтливый ребенок, не знающий всего космического положения, хотя Он и думает, что обладает большими знаниями. Раз они принимают Кришну настолько всерьез, их нужно наказать, и поэтому я приказал облаку самвартаке отправиться туда и затопить всю эту местность. Их нужно уничтожить вместе с их коровами».

Здесь указывается, что в деревнях и в сельской местности процветание жителей зависит от их коров. Когда коровы гибнут, люди лишаются всех своих богатств. Когда царь Индра приказал самвартаке и другим облакам отправиться во Вриндавану, облака были напуганы таким назначением. Но царь Индра уверил их: «Вы идите вперед, я же тоже отправлюсь туда на своем слоне, сопровождаемый страшными бурями. Я употреблю всю свою силу, чтобы наказать обитателей Вриндаваны».

По приказанию Индры все эти облака появились над Вриндаваной и стали проливать нескончаемые потоки воды со всей силой и мощью. Каждую минуту там вспыхивали молнии и гремели громы, дул сильный ветер и лил нескончаемый дождь. Дождь падал, подобно острым стрелам. Извергая из себя бесконечные потоки воды, толстые, как колонны, облака постепенно затопили все земли Вриндаваны водой, и не было видно разницы между возвышенностями и низинами. Положение складывалось очень опасное, особенно для животных. Дождь сопровождался сильными ветрами, и все во Вриндаване, каждое живое существо, тряслись от страшного холода. Не зная другого источника избавления, все они обратились к Говинде, попросив убежища у Его лотосных стоп. Особенно коровы, удрученные сильным дождем, склонили головы и, укрыв телят своими телами, приблизились к Верховной личности Господа, чтобы найти убежище у Его лотосных стоп. И вот все обитатели Вриндаваны стали молить Господа Кришну: «Дорогой Кришна, — говорили они, — Ты всемогущ, и Ты очень любишь Своих бхакт. Просим Тебя, защити нас, донимаемых гневом Индры».

Услышав их мольбы, Кришна понял, что Индра, которому не выразили почтения жертвоприношением, наслал дожди, сопровождаемые тяжелым градом и сильными ветрами, хотя это не соответствовало времени года. Кришна понял, что так Индра нарочито проявлял свой гнев. Поэтому Он заключил: «Этот полубог, думая, что он обладает верховной властью, показывает свою огромную силу, но Я отвечу ему в соответствии со Своим положением и покажу, что он не независим в своем управлении делами вселенной. Я — Всевышний Господь, Владыка всего, и Я разрушу его ложную гордость, возникшую из его могущества. Все полубоги — Мои бхакты, и поэтому для них невозможно забыть о Моей верховной власти, но, так или иначе, Индра возгордился своим материальным могуществом и теперь совсем обезумел. Я освобожу его от его ложной гордости и защищу Моих чистых бхакт во Вриндаване, которые теперь целиком зависят от Моей милости, и которых Я взял под Свое полное покровительство. Я спасу их Своей мистической силой».

Подумав так, Господь Кришна тут же поднял холм Говардхану одной рукой, совсем как ребенок поднимает с земли гриб. Так Он поднял холм Говардхану, явив еще одно из Своих трансцендентных развлечений. Затем Господь Кришна обратился к Своим бхактам: «Мои дорогие братья, Мой дорогой отец, дорогие обитатели Вриндаваны, теперь вы можете безбоязненно войти под зонтик холма Говардханы, который Я только что поднял. Не бойтесь этого холма и не думайте, что он выпадет у Меня из рук. Вы и так уже натерпелись от сильного дождя и порывистого ветра, поэтому Я поднял этот холм, который защитит вас, словно огромный зонтик. Я думаю, что это как раз то, что нужно, чтобы избавить вас от ваших теперешних страданий. Пусть вам вместе с вашими животными будет хорошо под этим зонтиком». Ободряемые Господом Кришной, все обитатели Вриндаваны вошли под огромный холм и оказались в безопасности, вместе со всем своим имуществом и животными.

Обитатели Вриндаваны и их животные оставались там целую неделю, не тревожимые голодом, жаждой или какими-либо другими неудобствами. Они были изумлены тем, как Кришна держал эту гору на мизинчике левой руки. Увидя необычайную мистическую силу Кришны, Индра — царь небес — был как громом поражен, и уверенность его поколебалась. Он тут же созвал все облака и приказал им перестать. Когда небо совершенно очистилось от облаков, и вновь показалось солнце, порывы ветра прекратились. В это время Кришна, Верховная личность Господа, известный теперь как Тот, кто поднял холм Говардхану, сказал: «Мои дорогие пастухи, теперь вы можете отправиться по домам, забрав своих жен, детей, коров и имущество, потому что все позади. Наводнение прекратилось, и вода во вздувшихся реках спала».

Все мужчины погрузили свой скарб на тележки и не торопясь вышли из-под холма, забрав своих коров и прочее имущество. После того, как они все унесли, Господь Кришна очень осторожно опустил холм Говардхану точно на то же самое место, на котором он был прежде. Когда все это было проделано, обитатели Вриндаваны приблизились к Кришне и обняли Его в величайшем экстазе.

Гопи, всегда полные любви к Кришне, стали предлагать Ему творог, смешанный со слезами, и изливали на Него потоки благословений. Мать Йашода, мать Рохини, Нанда и Баларама — сильнейший из сильных — по очереди обнимали Кришну и, чувствуя спонтанную любовь к Нему, благословляли Его снова и снова.

В небесах полубоги с различных планетных систем, таких, как Сиддхалока, Гандхарвалока и Чараналока, также стали выражать свое полное удовлетворение. Они стали сыпать на землю цветы, и казалось, что это шел цветочный дождь. Они трубили в раковины, били в барабаны, а жители Гандхарвалоки, вдохновленные религиозным чувством, стали бить в барабаны, чтобы доставить удовольствие Господу. После этого происшествия Верховная личность Господа, Кришна, окруженный Своими дорогими друзьями и животными, вернулся к Себе домой. Как обычно, гопи начали воспевать славные развлечения Господа Кришны — с большим чувством, ибо пели они от сердца.