Но что такое жизнь? Это вопрос, на который люди с незапамятных времён затруднялись дать ответ. Если вы спросите учёных, что такое жизнь, они не могут вам сказать, потому что они ничего не знают о духовной энергии. Духовная энергия живая, нет такого понятия, как «мёртвая духовная энергия». Она живая всегда. А материальная энергия никогда не живая, так что они полностью противоположны. И эта древняя наука говорит о том, что мы с вами являемся этой духовной энергией. И в Бхагавад-гите, например, очень детально рассматривается, даётся очень много подробностей об этой живой частице, которой мы являемся. Мы мельчайшая искорка духовной энергии. И это то, что называют душой, это душа. Мы, маленькая духовная частичка, вечны, потому, что дух вечен.
Видите ли, материя временна. Некоторые формы материи существуют очень долго, но это всё равно временно. Нет такого понятия как «вечная материя» – она всегда временна. Будучи материальными, наши тела временны. И это создаёт очень большую проблему, замешательство в нашей жизни. Мы – мельчайшая духовная душа, внутри этого временного тела. У нас здесь две противоречивых вещи: вечная душа и временное тело. И, к сожалению, мы отождествляем себя с этим временным телом. Мы постоянно говорим об этом: «Каким бы моё тело ни было – это я. Если я в женском теле, то тогда я женщина, если я в мужском теле – я мужчина. Если я родился в Казахстане – я казах, если я родился в Америке – я американец и так далее. Я — тело». Таково наше сознание, таково наше восприятие.
И под действием этой, на самом деле, иллюзии, потому что это неправда, под действием этой иллюзии мы мучаемся. Потому что на самом деле я чувствую свою вечную природу. Но я нахожусь во временном теле. И они вообще несопоставимы. И с рождения до смерти, имеется в виду с момента, когда я вошёл в тело и до момента, когда я выхожу из тела, я нахожусь в состоянии постоянной угрозы, что я умру. Понимаете? Мы всегда боимся, что мы умрём. Когда мы переходим дорогу и машина несётся, есть, конечно, закон, что он должен остановиться там, где нарисованы белые полосочки, поэтому машина остановится – не беспокойтесь. Машина остановится, но вы беспокоитесь, потому что вы не уверены, не можете гарантировать, что этот парень, который ведёт машину, остановится. Вы всё время вот так: готовы побежать, потому что вы не хотите умирать. Понимаете? Мы едим: «Если я не поем, я умру». «Какая-то новая болезнь. Если я её подцеплю, я могу умереть». «У меня рак… О, я умру!» «Я старею… О, я умру!»
– Я боюсь высоты
– Почему ты боишься высоты?
– Потому, что если я упаду отсюда, я могу умереть.
Понимаете? Всегда есть эта угроза смерти. Кто-то, например, может вломиться в дом ко мне ночью и убить меня. Или я иду по улице и темно – кто-то может выскочить из темноты и убить меня, и я всё время озираюсь. Постоянно находимся под действием, под страхом. И приходит старость, если мы добираемся до этого. В конечном итоге – смерть. Мы боимся смерти. Потому что мы не чувствуем, что это правильно, мы не чувствуем, что это нормально. Я вечный. И это (смерть) не выглядит нормальным. Я чувствую это противоречие. И вот проблема номер один: вечный «я» во временном теле, так что на самом деле я не могу расслабиться. Кто-то скажет: «Да что вы об этом волнуетесь?» Но мы волнуемся.
Но душа вечна, душу невозможно убить. Никто не умирает – мы просто оставляем тела. Господь говорит это в Бхагавад-гите: «Для души не существует ни рождения, ни смерти». Мы не рождаемся и мы не умираем. Истина заключается в том, что мы входим в тела. Тело начинает расти в утробе. Почему? Потому, что личность, душа, находится там. Там находится живая частичка жизни. И тело продолжает расти в утробе до тех пор, пока ему не приходит время покинуть утробу, и это называют «рождение». Но это не рождение, это просто выход тела из утробы. Душа проходит эти периоды.
И, опять же, это описывается в Бхагавад-гите: душа входит в тело, и тело начинает своё существование, скажем так. И таков цикл тела: начинает существовать, растёт, поддерживает свою форму какое-то время, производит побочные продукты, увядает и уходит. В комнате сейчас разные личности находятся на разных стадиях этой последовательности: некоторые в стадии роста, некоторые в стадии поддержания формы, некоторые из нас в стадии увядания. И затем, не зависимо ни от чего, телу приходит конец, а мы продолжаем путь. Для души не существует ни рождения, ни смерти – мы вечны. «Кто-то умер». Он не умер. Понимаете? Он просто перешёл в другое измерение, в другое тело в зависимости от его действий, от его кармы, его желаний, привязанностей – всё это влияет на то, куда он отправился. Это может быть эта планета, может быть другая. Это может быть любая из 8 400 000 форм жизней. Душа продолжает жизнь, это называется «переселение души», и это наше путешествие. Мы находимся в этом путешествии с незапамятных времён и по-прежнему в пути.