Приходит духовный учитель, который знает истину, и на самом деле он в состоянии сказать нам о том, как мы можем быть счастливы. И он начинает объяснять с начала, с того, что вы – духовная душа. И ваша сумасшедшая попытка достичь материального счастья приведёт только к боли – таков плод, в конечном итоге это будет боль. Он говорит: «Нет, вы должны искать духовного удовольствия, потому, что это то, кто вы. Духовное удовольствие – это единственное, что вас удовлетворит».
И мы не очень-то восприимчивы к этому, мы не хотим это принимать. Мы запрограммированы, мир всё более и более запрограммирован, мы становимся роботами, которых программируют. На самом деле это длится уже с незапамятных времён, сейчас это более утончённо, но нас программируют по-другому. Когда мы слышим это – это противоречит нашей программе, и поэтому мы не принимаем: «Нет. Я так не думаю». Но если мы будем достаточно восприимчивыми, чтобы хотя бы рассмотреть эту истину, мы сделаем огромный шаг в правильном направлении. Он очень ясно объясняет нам: «Вы – духовная душа. Вы нуждаетесь в духовном удовольствии». И где находится духовное удовольствие? Что это? Если кто-то говорит, что мороженное в трубочке это удовольствие, это понятно: «Да, я согласен». У нас есть опыт этого, но даже если у нас его не было, то нас очень легко в этом убедить.
Все эти вещи, которые обещают материальные удовольствия, нам легко принять, и мы их принимаем. Но когда мы слышим о духовном удовольствии, то, во-первых, мы даже не понимаем о чём речь: «А что это такое?» Потому что мы никогда в большинстве случаев ещё не вкушали его. Возможно, мы вкушали глубокое материальное удовольствие в форме эмоционального удовольствия, взаимоотношений, любви этого мира и так далее. Мы можем понять, когда речь идёт о более глубоком уровне удовольствия. Но истинное духовное удовольствие – почти во всех случаях у нас нет этого опыта, мы никогда не пробовали этого.
На самом деле для нас это новый мир. И желаем ли мы войти в этот мир? И ответ обычно: «Ну, наверно, нет. Что-то страшновато звучит. Там что-то такое: ой-ой-ой, что-то сложное, что-то…» Так что мы возвращаемся к тому, что нам более знакомо. Но если мы можем пойти немного дальше, если мы будем чуть-чуть смелыми, исследователями: «Давай, я сделаю несколько шагов», мы можем начать чувствовать: «Да, это отличается». Это отличается, это глубже, это на другом уровне. Иногда мы думаем, что духовное удовольствие будет как материальное удовольствие, это будет что-то такое: «Ого!» Но это глубже, это другой уровень.
От наших учителей и из писаний мы узнаём, что когда я доставляю удовольствие Верховному Господу своей жизнью, то я также становлюсь счастливым – это работает таким образом. В семье, например, я видел раньше футболки с надписями: «Если мама несчастлива – никто не счастлив». Хочешь быть счастливым – сделай маму счастливой. Это мы можем понять – да, это понятно. Но на глубоком уровне: «Я не могу быть счастливым до тех пор, пока я не доставлю удовольствие источнику счастья, и это зависит от гармоничных взаимоотношений». Это на самом деле очень личное.
Мы узнаём, когда Сам Господь непосредственно говорит нам изнутри, и также от духовных учителей и из писаний, что одно то, что я могу сделать, чтобы доставить удовольствие Верховного Господу, чтобы сделать Его счастливым – это повторять Его Имена, повторять эти мантры. Это на самом деле то, что Он хочет, чтобы мы делали, Он очень рад, когда мы это делаем. И когда Он счастлив, мы становимся счастливы. И это идёт глубже, мантры на самом деле очищают. Они снимают завесу, которая покрывает наше видение.
Мы не можем видеть через туман. Если облако закрывает солнце, мы не видим солнце. Облака – иллюзия, невежество, покрывают наше видение. Когда мы смотрим на жизнь, что все мы делаем, – мы все смотрим на жизнь постоянно… Когда мы смотрим на жизнь через облако, мы не можем видеть истинную жизнь, мы видим только ореол, иллюзию. Священные писания называют это облаком невежества, когда мы не знаем. Но когда облака расходятся, тогда мы начинаем видеть: «О, так ясно!» Вот вы находитесь, например, в горах… Мы сейчас у подножия гор, мы знаем, что на самом деле много дней, часто, вы не можете видеть горы: вы смотрите наверх и не видите. Я здесь не так много нахожусь, но я это замечал, потому, что мне нравится смотреть на горы, но я смотрю, например, и я их не вижу. Сегодня гор не видно, нет. Но есть дни, когда все облака уходят и всё кристально чисто. И это совершенно другой вид: вы видите то, про что вы даже не знали, что оно там есть: «О, как прекрасно, так привлекательно!» И это выглядит так.
Когда мы узнаём эту истину и когда мы повторяем эти мантры, мы начинаем видеть ясно, и мы можем понять, что это доставляет удовольствие Верховному Господу и это очищает меня самого – это действует очищающе для всех живых существ. И постепенно, по мере того, как это очищает всю мою иллюзию, загрязнение, я вижу жизнь совершенным образом. И тогда я начинаю испытывать истинное счастье, удовольствие. Удовольствие – цель. Так что до тех пор, пока я этого не знаю – я не знаю. И мы уже потратили неограниченное число жизней, пытаясь найти совершенное счастье во всевозможных, разных видах тел. Мы как индивидуумы уже были в телах растений, обитателей вод всех видов, в телах рептилий, телах насекомых, птиц, в телах животных в поисках удовольствия, в поисках этого небольшого количества счастья. Сейчас мы в человеческом теле и заняты тем же самым.
И сейчас у нас есть возможность узнать, как же нам достичь эту цель – это начинается с мантра-медитации. Есть много всего, но это начало и это самое главное. Её очень легко делать, я думаю, сегодня уже все это поняли, что здесь нет ничего трудного. Петь мантры или повторять мантры на чётках, или дыхание «Гооранга» – это всё очень легко делать, любой может это делать. И, конечно, мы не увидим силу этого мгновенно, мы не увидим эффект и так далее. Но постепенно мы начинаем видеть. И затем жизнь становится совершенно другой. Вот почему мы всегда очень рады, когда мы видим, что люди воспевают. Мой духовный учитель приветствует нас таким образом: «Спасибо за то, что вы собрались и повторяете Святые Имена». Потому что ему нравится видеть нас счастливыми. Так что он счастлив. И, конечно, он рад видеть то, что мы делаем, чтобы сделать счастливым Верховного Господа и, соответственно, это делает счастливыми нас.
На самом деле бхакти-йога и духовная жизнь – это мир счастья, удовольствия, вот что это такое. И мы можем быть частью этого мира или не быть. Понимаете? Это зависит от личности, от индивидуума. Когда мы смотрим на этот процесс: «Пойте, пойте, пойте», – мы должны понять, зачем мы это делаем, что мы пытаемся сделать. В чём смысл? Вот в чём смысл. Многие люди убегают от всего, что как-то связано с духовной жизнью, потому что они думают: «Это заберёт моё счастье, ограничит или заберёт моё удовольствие, а я полностью занят этим удовольствием. Я полностью заинтересован удовольствием, поэтому я не хочу никакой духовной жизни. Я ничем другим не заинтересован, кроме удовольствия». Но то, чего они не понимают, что если это действительно то, чего ты хочешь – а это то, чего хотят все, – то ваша формула не сработает, а эта формула сработает всегда.
Тот факт, что вы находитесь здесь, говорит о том, что вы заинтересованы чем-то, чем-то связанным со всем этим процессом. И это очень-очень удачно для вас и для всех.
И один момент, что касается воспевания мантр: чем больше вы воспеваете, тем более привлекательным это становится. Я понимаю, что в начале это может выглядеть чем-то трудным или слишком уж много. Но постепенно, по мере того, как вы воспеваете больше, это становится всё более и более привлекательным. Хорошо, спасибо большое.