Но даже если у нас есть личные контакты, мы практикуем образ жизни йоги, мы питаемся правильно, мы в гармонии со своим телом, с планетой… Взаимоотношения с планетой – это ещё один раздел взаимоотношений. Но, даже если мы всё это делаем правильно, что приводит нас в состояние благости: мы вегетарианцы, мы уважаем все формы жизни – всё равно этого недостаточно.
Это не решает проблему, потому что всё это на материальном уровне, а я – нематериален. Это выглядит гораздо лучше, чем это измерение страсти и невежества и рождающегося из них насилия и так далее. Но даже если у вас очень хорошая материальная ситуация, этого недостаточно, потому что там нет духовных взаимоотношений.
И Веды учат нас, что мы, вечная духовная душа, никогда не будем счастливы, никогда не будем удовлетворены до тех пор, пока у нас не будет вечных взаимоотношений с совершенной личностью. И мы все интуитивно знаем это. Все это знают. Поэтому мы ищем эту совершенную личность.
И мы знаем: если я смогу найти совершенную личность, и у меня будут с ней (с ним) взаимоотношения, я буду счастлив. Это то, что мы знаем. Сердце говорит нам это, нам не нужно идти в школу, чтобы узнать об этом. Это знают даже младенцы. Это знают все, потому что такова природа души, истина жизни.
Но под воздействием всего невежества и иллюзии мы не знаем, как претворить это в жизнь. Так что мы жизнь за жизнью тратим во временном мире, направляя все свои надежды и ожидания на временные взаимоотношения, которые не в состоянии удовлетворить нашу потребность.
И есть единственное решение, не так, что есть два или три решения. Есть только одно решение. И оно в том, чтобы действительно быть очень решительными в том, чтобы установить эти взаимоотношения, в которых мы нуждаемся, с Верховной Личностью, со Всевышним. Чистые любовные взаимоотношения с чистой духовной Личностью. Это то, что сделает нас счастливыми, то, что полностью удовлетворит нас, и ничто другое не даст этого.
И ещё момент: во всех взаимоотношениях этого мира, какими бы совершенными они ни казались, в них присутствует очень много беспокойства: я всегда беспокоюсь.
До того, как у меня появляются эти взаимоотношения, я беспокоюсь, что не найду такого человека, такую личность. Или у меня есть желание быть связанными совершенными взаимоотношениями с кем-то, но я не уверен в том, что у той личности будет такое же желание по отношению ко мне. Поэтому я в беспокойстве.
Но, например, всё сработало, и я создаю эти взаимоотношения. Есть взаимное влечение. «Ах, как прекрасно! Здорово!» Но теперь я опять в беспокойстве, что я потеряю это, – для меня это так много значит. И я всегда в беспокойстве, что его или её привлечёт кто-то другой, что я больше не буду представлять из себя удовольствие для того человека. Кто-то украдёт его у меня или он оставит меня из-за смерти. Так что у меня сейчас это есть, но я всё равно в беспокойстве. А затем, когда эти взаимоотношения действительно прекращаются по какой-либо причине, я опять нахожусь в беспокойстве, из-за того что потерял это.
Таким образом, нет ни одного момента, когда я не был бы в беспокойстве. И это неестественно для души. Мы не любим беспокойства, переживания – это тоже против природы души, поэтому мы и чувствуем себя так плохо. Всё то, из-за чего мы чувствуем себя плохо в жизни, связано с тем, что это противоречит природе души. И оно действительно неправильно.
Но, опять же, возвращаюсь к решению. Существует Совершенная Личность. Это Бог, Верховный Господь, Верховная Совершенная Личность. И когда у меня взаимоотношения с Ним, у меня нет беспокойства. Понимаете? Он уже любит меня безусловно. Я Его ребёнок, Его неотъемлемая частичка, а Он мой вечно любящий Отец, мой лучший Друг. Всё, что мне нужно, уже есть, поэтому мне не нужно беспокоиться об этом.
Мне не нужно беспокоиться о том, что я потеряю эти взаимоотношения, потому что это вечные взаимоотношения. Они не уходят, смерть не влияет на них. В материальных взаимоотношениях смерть полностью разлучает нас. Но к совершенным духовным взаимоотношениям с Богом смерть не имеет отношения. Вы не беспокоитесь: «Я умру, и мне придётся оставить эти взаимоотношения». Смерть никаким образом не влияет на это. Нет ничего, что может повлиять на близость этих взаимоотношений.
Когда мы будем оставлять тело, это будет нелегко. Обычно мы довольно-таки сильно привязаны ко всему, и смерть описывается в Ведах как очень устрашающее событие. Так что, когда я подойду к этому моменту, у меня будет возможность предаться ещё больше, стать ещё более зависимым от этих отношений и всё больше желать, чтобы Верховный Господь присутствовал в моей жизни. Это только улучшит эти взаимоотношения. Я никогда не потеряю эти взаимоотношения, поэтому нет никакого беспокойства.
Так что единственное, что меняется, происходит с моей стороны. С Его стороны ничего не меняется: это надёжно, незыблемо, всегда постоянно, это твёрдое основание. Так что единственное, что меняется, колеблется и нестабильно, идёт с моей стороны. И поэтому мне есть над чем поработать, у меня много работы.
Но если я следую процессу бхакти-йоги – а это процесс, который дан Самим Верховным Господом, чтобы привести нас в это совершенное состояние – я становлюсь всё более и более устойчивым в моих взаимоотношениях с Верховным Господом. Эти взаимоотношения становятся всё более устойчивыми, поэтому моя жизнь всё больше опирается на это устойчивое, твёрдое, надёжное основание духовной любви. Поэтому очевидно, что моя жизнь становится лучше: она становится всё более и более совершенной.
Мы всегда надеемся на то, что жизнь улучшится. Мы всегда думаем: «Сейчас она нехорошая, но в будущем всё улучшится». Конечно, с материальной точки зрения это может произойти, но с духовной точки зрения – обычно нет. Но если у нас есть эти духовные взаимоотношения, то жизнь действительно становится лучше, и это влечёт за собой покой, удовлетворённость, умиротворение, счастье и истинную любовь. Это то, чего я ищу, это то, чего мы ищем в жизни. Вот в чём заключается жизнь. Так что это единственное решение.