Мы читаем «Бхагавад-гиту» тринадцатая глава текст шестнадцать.
Текст 16.
«Высшая Истина пребывает внутри и вне всех живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Поскольку Она тонкая по природе, Её невозможно постичь с помощью материальных чувств. Она бесконечно далеко и вместе с тем очень близко».
Вчера мы узнали о том, что Верховная Истина повсюду. Иногда люди говорят: «Бог – это всё». И это правда, это абсолютно правильно. Вы не можете сказать, что что-то не Бог. Но эти люди используют эту истину, чтобы никому не поклоняться. Это очень безлично – Бог повсюду.
Некоторые люди говорят: «Бог – это природа». И это, также, правда; некоторые люди поклоняются природе как своему Богу. Но это не приносит счастье душе, это неправильное поклонение. Мы уважаем всё как Кришну, мы уважаем всё как собственность Кришны, но душе необходимы личные любовные взаимоотношения с Верховной личностью.
Если вы хотите, чтобы не было личности Бога, вы создаёте какого-то Бога из чего-то другого. Некоторые люди поклоняются деньгам, это также Бог. Но это не удовлетворяет душу. Так что, нам нужно очень ясно понимать, что удовлетворяет душу, что нам нужно.
Кришна говорит нам эту истину, но мы должны понимать её в правильном контексте. Когда приходят великие духовные учителя: Иисус Христос, Господь Чайтанья, все учителя в нашей цепи ученической преемственности, они все говорят одну и ту же истину – люби Бога. Тогда мы понимаем, что Кришна – это всё, что Бог повсюду.
И здесь Кришна это подтверждает: «Высшая Истина пребывает внутри и вне всех живых существ, как движущихся, так и неподвижных». Также в течение всей «Бхагавад-гиты» Он говорит: «Поклоняйся Мне, Мне – Кришне. Поклоняйся Мне, сосредоточь на Мне свой ум, поклоняйся Мне своим разумом». Это Его наставления, если мы им следуем, мы правы. Любой может взять какой-то аспект истины, и сделать его подходящим, подогнать его под свои желания, под свои верования.
«Кришна находится вне предела досягаемости материальных чувств».
Опять же, не стоит и пытаться. Даже не пытайтесь узнать Кришну или увидеть Кришну с помощью материальных чувств, потому что вы не сможете. Если люди пытаются узнать Бога или увидеть Бога с помощью своих материальных чувств, у них это не получается. Атеисты говорят: «Докажите мне, что существует Бог». Как если бы вы могли сказать: «Ну, вот Он». Вы можете это сделать на самом деле, — вот изображение Кришны. Конечно, они это не примут. Вы не можете доказать это таким образом, это недоказуемо.
Так что, тот, кто хочет найти оправдания, найдёт. Он найдёт доказательства тому, что Бога нет. Это также происходит от Кришны. Поэтому нам нужно ясно понимать, что Он находится за пределами познания материальных чувств, вне нашей способности знать и видеть, и это включает также наш ум, не только наши глаза, но и наш ум.
«Он одновременно находится в духовном и в материальном мире. Находясь бесконечно далеко от нас, Он в то же время всегда рядом с нами».
Кришна всегда находится в Своей обители – Голоке Вриндавана, Кришна никогда не покидает Вриндаван, и это очень далеко. Но также Он находится в сердце, поэтому Он очень близко. Такие невероятные возможности есть только у Кришны, ни у кого больше этого нет.
Люди говорят: «Вы не можете ничего знать о Боге». Мы можем знать, потому что Он Сам говорит. Он говорит нам о Себе, если мы хотим слушать.
Давайте почитаем комментарий Бхактиведанты Свами.
«КОММЕНТАРИЙ: Из ведических писаний мы узнаём, что Господь Нараяна, Верховная Личность, пребывает внутри и вне каждого живого существа».
Бхактиведанта Свами Прабхупад, и все великие ачарьи говорят: «В ведических писаниях сказано…», «В ведической литературе указывается…». Если мы хотим узнать истину, — это то, куда мы должны отправиться, это то, где о ней говорится – в ведической литературе. Если вы отходите от Вед, вам трудно узнать истину.
«КОММЕНТАРИЙ: Из ведических писаний мы узнаём, что Господь Нараяна, Верховная Личность, пребывает внутри и вне каждого живого существа. Он одновременно находится в духовном и в материальном мире. Находясь бесконечно далеко от нас, Он в то же время всегда рядом с нами. Об этом сказано в Ведах: асино дурам враджати шайано йати сарватах
(Катха-упанишад, 1.2.21). Он вечно испытывает трансцендентное блаженство, наслаждаясь Своими богатствами, но с помощью материальных чувств мы не в силах увидеть или понять это».
Кришна всегда наслаждается, Он – Верховный наслаждающийся. Он всегда наслаждается, чтобы Он ни делал, Он всегда наслаждается, делая это. Но мы не в состоянии этого понять.
Часто, точнее, почти всё время, мы делаем то, чем мы не наслаждаемся. На самом деле, большая часть жизни тратится на то, чтобы устроить всё так, чтобы было хоть немножко наслаждения. Это как, если мы делаем большое жертвоприношение, самопожертвование в надежде на то, что в конце будет хоть немножко наслаждения, что в лучшем случае будет временным и неудовлетворяющим. Это ещё раз указывает на то, что мы не Бог.
Нет такого понятия, чтобы Бог был несчастен, чтобы Бог был в депрессии, расстроен, печален и всё остальное, что так часто встречается в нашей жизни. Поэтому такой абсурд, когда люди говорят: «Я – Бог», это настолько противоречиво, настолько много доказательств, что это невозможно, это не так. Но Кришна всегда испытывает трансцендентное блаженство. Мы не в состоянии увидеть или понять это с помощью материальных чувств.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): В Ведах сказано, что материальные чувства и ум не могут постичь Господа».
Наставление такое, — не пытайтесь постичь Господа с помощью вашего ума и чувств, вы не сможете это сделать. Всё больше и больше людей погружены в свой ум, они всё воспринимают на уровне ума, пытаются всё вычислить умом, и всё больше и больше запутываются, приходят в возбуждение, потому что они не в состоянии это сделать. Я помню, однажды одна преданная сказала по поводу какого-то вопроса: «Я не могу это объять своим умом». Я сказал: «Да, в этом и проблема, — ты пытаешься всё охватить своим умом». Не так это делается. Это просто ловушка майи, это препятствует тому, чтобы мы вообще что-нибудь поняли. Так что, мы не можем понять или постичь это с помощью материальных чувств.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): В Ведах сказано, что материальные чувства и ум не могут постичь Господа. Однако тот, кто очистил свой ум и чувства, занимаясь преданным служением Господу в сознании Кришны, видит Господа постоянно».
Как человек очищает свой ум и чувства? Занимая их в преданном служении. Это то, как вы очищаете ум и чувства, тогда они больше не материальны. Мы часто читаем об очищенных чувствах. И то, что это, на самом деле, означает: что если мы занимаем свои чувства в преданном служении, — то это чистые чувства, они не материальны. А если я занимаю их в материальной деятельности, — это материальные чувства. Другими словами, чувства очищаются, когда они заняты в преданном служении, и это включает все чувства. Таков секрет, как нам очистить чувства – занять их преданным служением. Это тот процесс, которым мы занимаемся, процесс бхакти-йоги.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Об этом сказано в «Брахма-самхите»: преданный, развивший любовь ко Всевышнему, всегда, постоянно видит Его образ».
Так же как в этом мире — хотя это искажённое отображение — если у нас есть, как мы называем это, любовь, если вы любите другого человека, вы испытываете глубокое чувство любви, я имею в виду глубокое чувство, которое вы постоянно чувствуете, — вы постоянно видите этого человека. Даже если вы находитесь в толпе, очень часто кто-то вам напоминает этого человека, может быть у него такого же цвета волосы или он такого же роста или в подобной одежде. И вы сразу видите того человека, которого вы любите, и потом только вы понимаете: «О, нет, это не он». Вы закрываете глаза и видите его, он всегда там. Почему? Это не эти глаза его видят, видит сердце, это глаза любви. Так что, преданный видит Кришну постоянно. И Кришна присутствует там.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): О том же самом говорится в «Бхагавад-гите» (11.54): бхактйа тв ананйайа шакйах
— постичь и увидеть Господа можно только с помощью преданного служения».
Что означает, что те, кто пытаются увидеть Его, при этом не занимаясь преданным служением, не смогут увидеть Его. И это включает также нас, не только каких-то других ребят. Иногда мы думаем: «О, я – преданный. Я занят преданным служением, а другие люди нет». Может быть, мы и заняты, а может быть, и нет, бывает по-разному. Но чем больше мы занимаемся преданным служением, тем больше мы видим Кришну. Если нам кажется, что Кришна очень-очень далеко, настолько далеко, что даже неизвестно существует ли он вообще, то причина в этом. Это всё очень ясно, здесь не может быть никакого замешательства.
Итак, 17 текст.
Текст 17
«Хотя Сверхдуша кажется поделённой между живыми существами, Она едина и неделима. Она хранит все живые существа, но следует знать, что Она также поглощает и проявляет их все».
«КОММЕНТАРИЙ: Господь в образе Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа. Значит ли это, что Он разделился на части?»
Другими словами, столько много разных Сверхдуш. Если взять миллион людей, значит есть миллион Сверхдуш. И, кажется, что Он поделился на столько много разных частей.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Нет. Господь всегда остается единым».
Разница в том, что Он распространяет Себя, Он не разделяется на части. «Разделение» означает, когда вы берёте целое, а затем делите его на части. Но «распространение» означает то же самое снова, снова и снова. Сверхдуша распространяется, а не разделяется на части. Так что, Она всегда целая, единая.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Он подобен солнцу. Когда солнце в зените, оно находится в одном месте, но, если спросить разных людей в радиусе пяти тысяч километров, где находится солнце, каждый скажет, что солнце светит у него над головой. Ведические писания приводят этот пример, чтобы показать, что, хотя Господь неделим, Он кажется поделённым на части. В ведических писаниях сказано, что один Вишну, будучи всемогущим, пребывает всюду, подобно тому как солнце одновременно светит над головой множества людей, находящихся в разных местах. Кроме того, хотя Верховный Господь — хранитель всего живого, Он поглощает всё сущее во время разрушения вселенной. Об этом уже говорилось в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты», где Господь сказал, что Он явился для того, чтобы поглотить всех воинов, собравшихся на Курукшетре. И Господь добавил, что в образе времени Он тоже поглощает всё. Он несёт гибель и разрушение всему живому».
И опять же, людям не нравится думать о Боге таким образом. Иногда люди слышат об этом, возможно, они не читали «Бхагавад-гиту», но они слышат о «Бхагавад-гите», — и это поле сражение, где убивают людей, а Бог говорит Арджуне убить их, и они говорят: «Это не мой Бог, мой Бог никогда бы так не сделал». Но и они, и все люди, которых они знают, умрут, — и как они думают, кто это сделает. «А твой Бог что сделает? Ты же умрёшь. Разве Бог не управляет всем?» — «Да» — «И что же тогда, кто тебя убивает? Когда ты умираешь, кто это устраивает? Кто устраивает рождение, кто устраивает смерть?»
У них есть свои представления, которые им нравятся: «Мой Бог вселюбящий, он никогда никого не убьёт». И Он убивает их. «У-у». Они не думают так, потому что им это не нравится. Бог совершенен только тогда, когда Он совершенен так, как они бы хотели себе это представлять, но, когда Он несовершенен так, как они себе видят совершенство, тогда «это не мой Бог, это ваш Бог». Очень избирательно.
Но мы знаем, что Кришна – творец и также Он — тот, кто уничтожает. Также, эти люди не понимают, что Он никого не убивает, Он убивает только тела. Он очень ясно говорит Арджуне: «Ты не можешь убить личности, ты убьёшь их, но ты не убьёшь их. Ты, в сущности, только снимешь их тела, и всё». В этом и была дилемма Арджуны: он не хотел убивать всех этих людей, и Кришна говорит: «Ты и не можешь их убить. Душа неразрушима, никто не может убить бессмертную душу. Душа вечна».
Неправильное понимание всего этого ведёт к неправильным идеям.
Господь — хранитель всего живого, Он поглощает всё сущее во время разрушения вселенной.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Во время сотворения материального мира Господь помогает живым существам проявиться из их изначального состояния, а во время разрушения вселенной поглощает их. В ведических гимнах также говорится, что Господь — источник и место успокоения всего сущего. Сотворив материальный мир, Он поддерживает его Своим безграничным могуществом, а после гибели материальной вселенной всё вновь погружается в Него».
Так что, из Маха-Вишну появляется творение, что является проявлением Его всепроникающего могущества, Его способности творить всё, Его силы. Повсюду его сила. После уничтожения Вселенной, живые существа находят своё успокоение снова в Нём. Таким образом они снова погружаются в Кришну, и после того как происходит уничтожение, они находят своё успокоение в Нём. Так что, Кришна повсюду, и все пребывают в Кришне тем или иным образом.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Об этом свидетельствуют ведические гимны…»
Опять же, Веды говорят обо всём этом. Это их учение, это ведическая философия, ведическая истина, конечно же, передающаяся по цепи ученической преемственности. Есть много людей, которые учат по Ведам, но они не учат ведической истине. Так что, если кто-то говорит, что об этом сказано в Ведах, это ещё не значит, что он передаёт ведическую истину. Это должно идти только по цепи ученической преемственности.
Веды подтверждают всё это знание, они дают знание, и они подтверждают знание, снова и снова.
Одна и та же истина утверждается в стольких разных писаниях: «Шри-Ишопанишад» также говорят: «Верховный Господь ходит и не ходит. Он очень далеко, но в то же время очень близок». Это в точности то же, что мы сейчас читали, практически, тоже самое. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите», и также это утверждается в «Шри-Ишопанишад». Так что, никогда нет противоречия, всегда есть только подтверждение и ещё раз подтверждение, которое убирает все сомнения. Когда вы слышите что-то один раз, это вызывает сомнение, когда вы слышите это ещё раз, вы думаете: «Ну, может быть, это и правда», когда вы слышите это много раз из разных источников, вы начинаете верить тому, что это правда. Так что, Веды снова и снова подтверждают эту истину.
Ещё один текст.
Текст 18.
«Он — источник света во всех светилах. Непроявленный, Он находится за пределами тьмы материального мира. Он — знание, объект познания и цель познания. Он пребывает в сердце каждого».
Ещё подробности о Кришне, здесь, конечно, имеется в виду Сверхдуша, но это также Кришна. Откуда происходит весь свет? Он происходит от Кришны. Источник всего света – Брахмаджьоти, которое происходит из формы Кришны, будь это солнце или лампочка у вас в комнате, — весь свет происходит из Брахмаджьоти, а это Кришна.
«Непроявленный, Он находится за пределами тьмы материального мира».
Материальный мир по своей природе тёмен. Как только садится солнце, становится темно, уберите свет и немедленно станет темно. Поэтому мы вынуждены иметь ночью искусственное освещение. Как только вы уберёте какой бы то ни было свет, сразу становится темно. Такова природа материального мира. А природа духовного мира — что он всегда светел.
«Он — знание, объект познания и цель познания».
Всё знание идёт от Кришны, и истинное знание говорит о Кришне, т.е. Он – объект познания, и Он – цель познания.
Какова цель знания? Это Кришна. А какова цель материального знания? Не Кришна. Если, конечно, вы используете материальное знание должным образом, это также будет знание о Кришне. Но суть в том, что нам не обязательно знать все подробности, на самом деле, нет необходимости знать обо всём, что как работает в материальном мире, что там находится внутри всего, все эти микроскопы, что из чего состоит. В ведической системе не прилагали таких усилий. Нет нужды знать все эти научные истины. Люди такую большую часть своей жизни тратят на то, чтобы узнать то, о чём им вообще и не нужно знать, и ничего не узнают о том, что им, на самом деле, нужно знать. Действительно ли нам нужно знать все эти научные факты: про все эти химические элементы, как разделить атом, как сделать то и другое или генетически что-то изменить? Нет, в этом нет нужды. Это сложная жизнь, которая уводит вас от Кришны.
Кришна всё устроил очень просто: вот мир, вот пища для вас, вы — люди, — хорошо, вот для вас пища; вот как вы её выращиваете: сажаете семена в землю, заботитесь о них, получаете пищу; вот деревья, вы можете есть их плоды – всё просто; вот как вы можете сделать какую-то одежду, это делают шёлковые черви, (даже черви специальные есть, которые для вас сделают одежду, а вам только сшить это надо), хлопок растёт, вы можете из него сделать одежду. Это то, как вы можете жить жизнь очень просто. Вам не нужны все эти усложнённые методы лечения с помощью химиотерапии и т.д., потому что вы не болеете, вы живёте здоровой жизнью, вам всё это не нужно. В любом случае, это всё равно не сработает, всё равно все умрут. Вам не нужны все эти психоделические таблетки, потому что вы сойдёте с ума от них. Вы не принимаете всех этих лекарств для ума, потому что ваш ум спокоен.
В Ведах говорится, что у каждого человека должен быть акр земли и корова. Таким образом, у вас всё есть. Конечно, маленький домик и очень простая жизнь. И люди говорят: «Ну, это очень скучно! Что я буду делать?» — Вы поклоняетесь Кришне и имеете счастье духовной жизни.
Конечно, мы читаем о великих царях в ведические времена, которые имели невероятные роскошные дворцы, удивительные сады и водоёмы, но там тоже всё было просто. Мы так далеко ушли от всего этого, и сделали всё таким сложным, что это сводит нас с ума.
Нам не нужно всё это телевидение, интернет, компьютеры и всё остальное, что идёт вместе с этим, это не нужно. «Но нам нужно это, (поскольку у нас нет Кришны), нам нужно всё это, мы должны это иметь, заберёте у нас это, и мы умрём» — «Мы и так уже умираем из-за этого, это причиняет много смертей». Так что, вы можете увидеть насколько сумасшедшими мы стали, — совершенно сумасшедшими. Но мы не принимаем этого, мы не видим это таким образом. «Нет, нет, нет, это неправда».
Веды учат, что нужно жить просто и думать возвышенно. Есть ли сегодня в мире простая жизнь и высокое мышление? Никто не может сказать, что есть.
Есть велосипедная трасса для горных велосипедов, которая ведёт из Канады в Мексику, 2700 миль – около 4500 км что-то вроде этого. И был один человек, который выигрывал эту гонку много лет подряд. Ты едешь прямо поперёк всего: по пустыням, по лесам, по ненаселённым территориям, практически вся дорога лежит по ненаселённым районам, иногда ты заезжаешь в какие-то небольшие города, чтобы купить пищу. И он говорил: «Я, на самом деле, так не хочу возвращаться в цивилизацию, потому что жизнь настолько простая там, где её нет; ты просто ешь и едешь на своём велосипеде, очень просто».
Суть в том, что это просто, и он ценил эту простоту. Но другие люди в этой гонке очень страдали из-за этого: «Так скучно! Там не с кем поговорить, не с кем что-то поделать». Потому что они между собой разъезжались, не так, что они ехали все вместе, и много дней каждый ехал просто сам по себе, в одиночестве.
Тот человек говорил: «Это так красиво! Солнце, горы, — так прекрасно!» А они говорили: «Ну да, красиво, но я уже видел красоту. Ну, красиво, и что?» Другими словами, они не могли оценить красоту, потому что у них были сложные умы: «Давай скорей вернёмся обратно, к сложной жизни». Мы пристращаемся к сложной жизни. И это нехорошо.
Так что, Кришна учит тому, как это должно быть, а мы решаем, как мы хотим, чтобы было.
И надо признать, что преданные тоже, часто живут слишком сложной жизнью, зачастую. Но если мы усложняем себе жизнь, для того чтобы дать другим людям Кришну, то это совершенно. Таким образом, наша жизнь, может быть очень усложнена, и это прекрасно. Но, если она сложная только из-за наших материальных желаний, то это нехорошо.
Так же как сегодня утром в лекции: «Если всё направлено на служение Кришне, то нет никаких проблем, и вы будете чувствовать, что нет проблем, вы не будете чувствовать какие-то проблемы. Но если это не так, вы всё будете видеть как проблему: «О, одна проблема, другая проблема, это разрушит мою жизнь, это ещё что-то»».
Так что, мы должны быть очень-очень продвинуты в нашем понимании, если мы хотим быть успешными. Веды дают нам это понимание, они дают понимание, потому что они дают Кришну, и Кришна говорит: «От меня приходит понимание». Понимание идёт от Кришны. Если у нас нет этой связи с Кришной, у нас нет понимания. Мы просто в замешательстве, и из-за этого замешательства мы причиняем много проблем себе и другим людям, и помещаем себя в очень трудную ситуацию.
Хорошо. Продолжим завтра, время закончилось. Спасибо большое.
_____________________________________________________
Следующая публикация – БХАГАВАД-ГИТА 15.1 (ЧАСТЬ 1)