Итак, Бхагавад-гита, глава 15. Мы читаем о баньяновом дереве материального мира. Это рабство, которое продолжается снова и снова. И в сущности это всё – сочетание трёх гун материальной природы, объектов чувств, чувств и деятельности ради наслаждения её плодами. Это как паутина, которая захватывает вас. Духовная душа в материальном мире подобна мухе в паутине. Чем больше она движется, тем больше она запутывается.
Идея заключается в том, что надо выбраться. Для этого нужно возвыситься над гунами материальной природы. Нужно узнать эту истину, предаться Господу и освободиться. На этом мы закончили.
Комментарий Бх. Св.: «В этой связи особенно важным является употреблённое здесь слово асанга, ибо привязанность к чувственным наслаждениям и господству над материальной природой очень сильна».
Очевидно, мы знаем, что она сильна. Все это знают. Желание наслаждаться – господствующее.
«Поэтому мы должны учиться отрешённости, слушая тех, кто обладает подлинным знанием, и обсуждая с ними духовную науку, изложенную в священных писаниях».
Мы должны слушать правильных людей. Каждый хочет что-то сказать. Многие люди хотят нам что-то сказать о духовном или о том, что они считают духовным, то есть о чём-то псевдодуховном. Но они не могут освободить нас из материального мира. Поэтому нужно слушать правильных людей, авторитетных учителей.
«В результате общения с преданными Бога и обсуждения с ними духовных тем мы сможем достичь Верховной Личности Бога. Тогда первое, что мы должны будем сделать, – это предаться Господу».
Сначала вы приходите к Господу, но это только начало. Затем вы должны предаться Господу – это тоже вначале. Это не цель. Вы спросите: «А что цель? Я думал, что цель – предаться Господу». Нет. Это по-прежнему в начале. Цель – это любовное преданное служение Богу, которое начинается после того, как вы предались. Поэтому предаться означает получить возможность заниматься любовным служением Богу.
«Здесь описано место, откуда живое существо больше не возвращается к иллюзорному отражению – дереву материальной жизни. Верховная Личность Бога, Кришна, – изначальный источник всего сущего. Чтобы снискать милость Господа, нужно лишь предаться Его воле. И это происходит, когда мы занимаемся преданным служением Богу, которое начинается со слушания, повторения и т.д.».
Понимаете, вы не просто предаётесь Богу без очищения. Не просто однажды просыпаетесь и предаётесь.
Вы можете достаточно свободно делать что-то правильное, но, на самом деле, это не значит предаться Кришне. Чтобы по-настоящему предаться, вам нужно отказаться от своего независимого желания делать то, делать это.
«Кришна – причина появления материального мира. Он сам уже сказал об этом. Ахам сарвасйа прабхавах: “Я источник всего сущего”. Таким образом, чтобы перестать блуждать по ветвям могучего баньянового дерева материальной жизни, нужно предаться Кришне, а как только человек предаётся Кришне, он естественным образом избавляется от привязанности к этому широко распростёршемуся материальному миру».
Так что преданность Кришне включает в себя отрешённость от материального мира. И это происходит шаг за шагом, поэтому говорится, что это постепенный процесс.
Некоторые люди могут двигаться быстрее, чем другие. Это очевидно, потому что мы все – личности. Мы все пришли в эту жизнь и в эту ситуацию с разных мест. Некоторые, возможно, уже сделали много из того, что другие не сделали. Они, так сказать, гораздо дальше продвинулись. И, опять же, это ещё одна причина, почему нельзя ни в коем случае завидовать тому, что кто-то продвигается быстрее.
Итак, идея заключается в том, что в результате процесса бхакти-йоги человек на самом деле может предаться Кришне.
В Бхагавад-гите Арджуна был очень сильно привязан к различным взаимоотношениям. И в этом заключалась его борьба. Но с помощью общения со своим духовным учителем, а именно Кришной, он стал в состоянии полностью предаться Кришне. И тогда все эти привязанности исчезли. Как только он предался Кришне и начал в результате этого действовать как тот, кто предан Кришне, все эти материальные привязанности и беспокойства, иллюзии, сами собой исчезли.
И он не мог избавиться от них никаким другим способом. Он говорил о том, что говорится в священных писаниях, он анализировал, он размышлял, то есть он говорил много всего, что на самом деле не было решением проблемы. Затем он предался Кришне, и всё это исчезло.
Арджуна не уникален в том смысле, что это возможно только для него, как некоторые люди думают. Это как некоторые люди говорят: «Во всей истории был только один совершенный человек. Больше никто не может стать совершенным. Иисус был единственным совершенным человеком».
То есть, опять же, идея такова: «Это было только для Арджуны. Я не Арджуна». Это правда. Но ты можешь быть, как Арджуна. Ты тоже можешь предаться Кришне. У нас всегда есть какое-то оправдание. Но Кришна говорит для всех.