Posted by on Апр 19, 2015 in Четвёртая Глава | Нет комментариев

Бхагавад-гита 4.27

Текст 27

«Те же, кто желает осознать своё “Я” путём обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмирённого ума».

Это может быть сложным для понимания. Давайте почитаем комментарий.

Комментарий Бх. Св.: «Здесь речь идёт о системе йоги, создателем которой является Патанджали. В его “Йога-сутре” душа описана как пратьяг-атма и параг-атма. Душу, стремящуюся к чувственным удовольствиям, называют параг-атмой, но, когда та же самая душа становится равнодушной к ним, её именуют пратьяг-атмой. Душа удерживается в теле десятью воздушными потоками, и ощутить это можно, научившись управлять дыханием. Система йоги Патанджали учит приёмам управления воздушными потоками в теле. С помощью этих приёмов душа может освободиться от материальных привязанностей».

Этот вид йоги технический, механический. Он основывается на полном понимании того, как работает тело, как это влияет на душу. Эта система йоги такого вида.

«В этой системе йоги конечной целью является уровень пратьяг-атмы…»

Что такое пратьяг-атма? Нет привязанностей. Опять же, можно привязаться и к этой материальной процедуре. Но это, конечно же, не способствует тому, что вы при этом становитесь привязанными к Кришне. Система Патанджали – это не система преданного служения Богу. Это система мистической йоги, похожей на аштанга-йогу. Конечная цель этой системы – это пратьяг-атма.

«В этой системе йоги конечной целью является уровень пратьяг-атмы, на котором душа отстраняется от материальной деятельности.

Органы чувств постоянно взаимодействуют с объектами восприятия: ухо слышит звуки, глаза видят формы, нос различает запахи, язык ощущает вкус, а рука осязает предметы. Таким образом, каждый из органов чувств занят деятельностью, не связанной с душой. Всё это функции прана-ваю. Апана-ваю движется вниз, вьяна-ваю выполняет функции сжатия и расширения, самана-ваю поддерживает равновесие, а удана-ваю движется вверх. Человек, овладевший искусством йоги, использует эти воздушные потоки для того, чтобы осознать своё истинное «Я».

В Шримад-Бхагаватам это объясняется глубже. Я не могу сейчас вспомнить все детали, но прана – это потоки в ноздрях. Апана-ваю – потоки в кишечнике, которые способствуют выведению всего. Вьяна-ваю – потоки в животе, в желудке, они отвечают за переваривание. Удана-ваю – когда идёт отрыжка. И так далее. Это воздушные потоки, которые функционируют в теле и каким-то образом оказывают большое воздействие на душу. Не спрашивайте меня как, я не знаю. Но они влияют, всё взаимосвязано. И такие йоги учатся тому, как управлять этим, но это не наш процесс, мы не имеем с этим дела.