Posted by on Апр 19, 2015 in Четвёртая Глава | Нет комментариев

Мы изучаем четвёртую главу Бхагавад-гиты. Когда мы читаем Бхагавад-гиту, мы узнаём что такое идеал, что такое совершенство, какова цель. И если вы слышите какие-либо другие учения, вы знаете, что это неправильно. Вы знаете, что лучше, вы знаете, что правильно, что совершенно. И, конечно же, мы можем посмотреть на свою собственную жизнь.

Это для вашего собственного пользования. Это не измерительный прибор, который мы должны применять к кому-то другому: «Давай-ка я “измерю” этого человека, насколько он соответствует “Нектару преданности”». Это то, что мы делаем.

Во-первых, это значит судить, это не то, что нам предполагается делать. Это первое. Всегда смотреть на других критическим взглядом, судить – это абсолютно против учения.

А во-вторых, вы не можете увидеть внешним видением, что происходит внутри личности. Из того, что вы видите, вы можете делать определённые заключения, а в действительности может быть противоположное. Так что некоторые люди делают что-то очень неожиданное, а вы даже представить не могли, что они могли бы так подумать.

Например, есть люди, которые совершают самоубийство. На самом деле, многие совершают самоубийство, возможно, вы знали такого человека или знали кого-то, кто знал такого человека. И казалось, что этот человек в полном порядке. Может даже казалось, что он счастлив, что у него нет каких-то глубоких переживаний… А затем в один прекрасный день он совершает самоубийство.

И вы не можете себе вообразить, вы не знаете, что происходит в уме человека или внутри его сердца. Поэтому мы не критикуем, не судим других людей только из-за того, что мы что-то видим.

Давайте ещё раз прочитаем 30-й текст из четвёртой главы.

Текст 30

«Все они, знающие истинную цель этих жертвоприношений, очищаются от греха и, изведав нектарный вкус их плодов, достигают вечной духовной обители».

Так что жертвоприношения необходимы. Помню, мы об этом читали: о жертвоприношениях, о чувствах, о жизни, которая представляет собой жертвоприношение чувственных удовольствий, наслаждений чувств, что включает в себя много всего. И о том, какой была совершенная система, именно система варнашрама, где под управлением был каждый аспект жизни с рождения до смерти. Это совершенно, если это правильное управление. И, конечно, Кришна управляет этим через правила и предписания.

Человеческая форма жизни – это самая желаемая форма жизни, которую живое существо может получить в материальном мире. В третьей главе Шримад-Бхагаватам, в третьей песне, Господь Брахма говорит, что даже он хотел бы принять человеческую форму жизни. Полубоги на самом деле желают получить человеческое рождение. Нет другого рождения, которое было бы настолько благоприятно для достижения духовного совершенства. И, возможно, нам трудно в это поверить, но это факт священных писаний.

Принимая это за абсолютную истину, мы можем увидеть, что у нас самое благоприятное рождение, которое мы могли бы получить, более великое, чем у полубогов. Но посмотрите, какой бардак с этим сделало человечество. Мы превратили лучшее рождение в худшее рождение, просто из-за того образа жизни, который мы ведём. Вы можете достичь совершенства в обоих направлениях: вы можете достичь совершенства в духовном развитии и можете достичь совершенства в том, чтобы стать демоном, быть совершенным демоном.

Это ещё раз показывает, что мы должны ценить это. Во-первых, мы должны это знать, а затем – ценить. И действовать на основании этого. Очень много людей приходит к этому процессу, к тому, чтобы правильно использовать свою жизнь. Они приходят к процессу и действительно правильно используют свою жизнь какой-то период времени. У них есть всё, у них есть человеческое тело.

Описывается, что материальный мир – это океан страданий, океан невежества. И конечно, мы знаем, что пересечь океан можно на корабле, а не вплавь. Никто никогда не переплывал океан. Используются корабли. Нам нужен корабль, чтобы пересечь океан невежества и страданий. На другой стороне этого океана страданий находится духовный мир. Мы на противоположной стороне, и нам нужно попасть на ту сторону. И корабль – это человеческое тело, человеческая форма жизни.

И чтобы корабль мог успешно переплыть океан, ему нужны попутные ветра – это ведическое знание, это слова духовного учителя, это мантры (трансцендентный звук), это благоприятные ветры. И у нас всё это есть. Чего у нас нет? У нас есть океан – очевидно, что у нас это есть; у нас есть корабль, у нас есть капитан, у нас есть ветра, и это всё, что нам нужно. И если мы будем оставаться на корабле, а находиться на корабле означает следовать наставлениям капитана, у нас получится. Но случается так, что люди садятся на корабль, проезжают немного и спрыгивают с него: «Я выхожу». А что в океане? Акулы. И они съедают этих людей.

Поэтому нам нужно быть разумными, это серьёзно. Жизнь – это жизнь, нет ничего более серьёзного, чем жизнь. Когда человек умирает от рака, он говорит: «Это так серьёзно! У меня серьёзная болезнь!» А почему она серьёзная? Потому что она убьёт его: «Это очень серьёзно!» И когда дело доходит до такого, мы очень серьёзно относимся к жизни. Но на самом деле рак вас не убьёт. Он никогда ещё никого не убил, никто никогда не умирал от рака. Они просто оставляют своё тело, и всё. Рак не может сделать ничего больше, чем это. Но мы теряем нашу истинную жизнь, кто знает, на какое долгое время. Теряем возможность вернуться к Кришне, это значит потерять саму свою жизнь.

Человек в материальном мире, по сути дела, мёртв, это ходячий труп. И этот мир – мир ходячих мертвецов. И, к сожалению, зачастую мы относимся к этому населению. Так что нам нужно рассмотреть это очень серьёзно. Это не что-то поверхностное и дешёвое. А что значит рассмотреть это серьёзно? Это значит, мы убеждены в том, что это правда. И мы не размениваем свою жизнь на дешёвку, мусор, пластмассу, цветное стекло, на всё то, что ничего не стоит. Но этого не произойдёт, если мы не будем очень, очень серьёзны в том, чтобы следовать этому учению, а именно – совершать жертвоприношения.

На самом деле, мы не хотим пожертвовать нашим маленьким желанием. Маленьким желанием маленьких удовольствий: «От этого я не откажусь». Ради этого мы жертвуем всем духовным миром. Это абсолютный абсурд. Однако слишком часто мы абсолютно абсурдны. Но те, кто понимает значение самопожертвования, те, кто знает «…истинную цель жертвоприношений, очищаются от греха и, изведав нектарный вкус их плодов, достигают вечной духовной обители» , – это говорит Кришна, это непосредственные слова Кришны.

Комментарий Бх.Св.: «Приведённые выше описания различных жертвоприношений, включающих в себя принесение в жертву собственности, изучение Вед или философских учений и занятия йогой, свидетельствуют о том, что все жертвоприношения совершаются с одной целью – обуздать чувства. Жажда чувственных удовольствий – главная причина материального существования, поэтому, до тех пор, пока человек не перестанет стремиться к мирским удовольствиям, он не попадёт туда, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства».

Из всех чувств два – самые неистовые: это язык и гениталии. Это самые сильные чувства, работайте над ними, потому что, если вы не в состоянии управлять ими, у вас нет шанса. Это требует принятия обязательства, принятия решения. Если мы следуем этому учению, мы можем это сделать. Но как только мы начнём сходить куда-то в сторону, мы не сможем.

Как это так, что при ведической системе все эти мальчики могли контролировать свои чувства, начиная с 5 лет, и в течение всего периода созревания, подросткового возраста до того, как они становились взрослыми (до 20 – 25 лет)? Как они это делали? С помощью того, что они жили регулируемым образом жизни при должном руководстве, следуя наставлениям духовного учителя.

Это было не из-за того, что они были такими сильными и у них была такая большая сила воли, что они просто решили: «Всё, я буду таким». Возможно, один-два могли так делать. Вы думаете, что все мальчики могли так делать? Нет. Но весь их образ жизни делал это возможным. И это создавало базу для их последующей жизни, когда они могли управлять своими чувствами.

Они женились, но они уже были научены тому, как нужно управлять своими чувствами. Их жизнь была регулируемой. Поэтому они вступали в брак, но они также могли это контролировать. Они понимали важность следования этим правилам и предписаниям. Поэтому они не останавливались в этом возрасте: «Ну, всё, конец. Я вышел из тюрьмы. Я пойду и буду делать теперь, что хочу». Они не думали так, они знали цель, они понимали, что они хотят сделать со своей жизнью, понимаете? И когда приходило время оставить семью и уйти в ванапрастх, они уже были научены тому, как всё контролировать, как всем управлять.

Они знали, что это приближается, это не было для них сюрпризом: «Да, понятно, это пришло». Так что вы можете увидеть, насколько это успешная жизнь. Без этого как возможен успех? Теперь ничего этого нет, и нет успеха, никто его даже не хочет. Будто это самое худшее, что только можно себе представить из всего того, что можно делать. И то, что они в результате упускают, – это истинное основание для жизни, исполненной вечности, знания и блаженства.

«Эта вечная обитель есть царство Брахмана. Все перечисленные выше виды жертвоприношений помогают человеку очиститься от грехов, накопленных в материальном мире. Тот, кто совершает жертвоприношения, не только обретает счастье и богатство в этой жизни, но и, в конечном счёте, возвращается в вечное царство Бога: либо сливается с сиянием безличного Брахмана, либо вступает в общение с Верховной Личностью Бога, Кришной».

То есть это стандарт, который вы можете увидеть во всех системах йоги. Они оставляют материальный мир, идут ли они в Брахман или на Вайкунтху, личный мир Кришны (это зависит от разных обстоятельств), но они входят в вечный мир, который находится за пределами временного мира.

Некоторые из этих великих йогов, о которых мы читаем в Шримад-Бхагаватам, были имперсоналистами (последователями философии, что Бог не личность). У них были невероятные мистические силы, невероятные способности управлять своими чувствами. И, конечно, было много-много йогов, непосредственно преданных Кришны.

Везде, где бы вы ни прикоснулись к системе Бога, только дотроньтесь до неё, и там будет управление, контроль чувств. Нет такого понятия, как следовать плану Бога и не контролировать чувства. Но это то, что делают сегодня. И это просто насмешка, это не имеет ничего общего с реальностью. Так что опять же мы обнаружим, что Бхагавад-гита ставит всё на свои места.