Текст 2.
Твои противоречивые наставления смутили мой разум, поэтому прошу тебя, скажи определённо, какой путь приведёт меня к истинному благу?
Уже до этого, в этом разговоре Кришна много раз говорил Арджуне, что самое лучшее для него это сражаться. Но Арджуна подобен нам, мы не хотим оставлять своё положение, мы не можем услышать, что-то один раз и сказать: «хорошо, теперь я знаю». Мы хотим спрашивать снова и снова, надеясь, что мы услышим что-то другое в ответ. Это так же, как если вы идёте к врачу и он говорит: «О, у вас рак!». Но это не то, что вы хотите услышать, так что, вы идёте к другому доктору, и он говорит: «О, у вас рак!». Но вы не хотите это слышать и идёте к другому доктору и вы продолжаете это делать пока не найдёте доктора, который скажет: «О, у вас нет рака!» — «О, спасибо! Теперь у меня есть ответ». Мы просто продолжаем ходить, до тех пор пока не найдём, кто скажет нам, то, что мы хотим слышать, тогда мы благодарны: «О, теперь я знаю!»
Но Арджуне не к кому было больше идти, поэтому он продолжал спрашивать Кришну: «Ты что, на самом деле так думаешь? Ты уверен? Ну, ты же сказал… А помнишь, ты говорил… Так как же тогда…? Ты все-таки хочешь, чтобы я сражался?» Он всеми способами пытается отделаться от этого, потому что он чувствует, «я не хочу этого делать», и он хочет удовлетворить свою волю. Кришна уже сказал ему: «Я хочу, чтобы ты сражался». Это воля Кришны, но воля Арджуны: «Я не хочу сражаться». И теперь есть две воли, одна — сражаться, другая — не сражаться. Так что, Арджуна, хотя и поместил себя в положение ученика Кришны, всё равно, не хочет сражаться, поэтому спрашивает снова: «Скажи определённо, какой путь приведёт меня к истинному благу?»
«Комментарий Бх. Св.: В предыдущей главе, которая является вступлением к «Бхагават-Гите», были описаны различные пути и методы духовного совершенствования: санкхья-йога
, буддхи-йога
, обуздание чувств с помощью разума и бескорыстная деятельность, а так же рассказывалось о положении преданного-неофита. Всё это было изложено без определённой системы».
Другими словами Кришна много объяснил, но без точной системы.
«Но для того, чтобы человек мог овладеть этим знанием и действовать в соответствии с ним, необходимо было изложить его более последовательно. Поэтому Арджуна хотел разъяснить все кажущиеся противоречия, чтобы обыкновенные люди могли понять слова Кришны однозначно и не искажать их смысл. Хотя у Кришны не было намерения сбивать Арджуну с толку многозначными речами, Арджуна всё же не до конца понял, как применять метод сознания Кришны в бездействии и в активном служении. Иными словами, задавая эти вопросы, он стремился сделать путь сознания Кришны понятным и доступным для всех, кто действительно хочет проникнуть в сокровенный смысл « Бхагават-Гиты».
Для многих людей Бхагават-Гита — это большая тайна, потому что, предположительно, это высочайшее духовное священное писание, которое сказал сам Господь, и, при этом, вся речь идёт об убийстве и Господь — это тот, кто говорит Арджуне, что бы он это сделал. И людей сбивает это с толку, потому что их представления о высшей духовной жизни — что это мир, покой, гармония, люби своего ближнего, люби всех. Это тот образ, та картина, которая у нас есть. Духовные люди — это мирные люди. И здесь у нас, предположительно, высочайший уровень духовных наставлений, и речь идёт об убийстве людей. И это загадка: «я не могу это понять».
Поэтому следует глубже и глубже входить в реальность духовной жизни, и тогда, на самом деле, человек сможет увидеть, что это, действительно, высочайшее духовное руководство. Так что, это требует очень глубокого понимания. Бхагават-Гита говорилась Арджуне, который был великим преданным Кришны, и чтобы ясно понять Бхагавад-гиту, нужно быть преданным Кришны. Материалист не в состоянии понять это, и они не понимают и критикуют. Так что, чем больше мы становимся преданными Кришны, тем больше мы понимаем Бхагавад-гиту. Чтобы серьёзно понять Бхагавад-гиту, нам нужно быть истинными учениками, а не просто кем-то, кто хочет поиграть в духовную игру.