Posted by on Май 2, 2014 in Третья глава | Нет комментариев

Давайте почитаем комментарий.

Комментарий Бх. Св.: «Каждый должен работать хотя бы для того, чтобы удовлетворять потребности своего тела, поэтому человеку предписано выполнять определённые обязанности, соответствующие его качествам и положению в обществе».

Опять же, эта философия очень практична. Здесь всё охвачено, всё очень практично. Некоторые люди отделяют свои материальные обязанности и потребности от духовной жизни. Они работают для поддержания тела и поддержания семьи, получают образование или что бы ни было, какие бы ответственности у них ни были. Это их материальная жизнь. А затем, отдельно от этого, у них есть духовная жизнь. И это их духовная деятельность, это то, что они успевают: читают или что бы ни было. Это их духовная жизнь.

Но по мере того как они всё больше начинают заниматься своей так называемой духовной жизнью – тем, что они считают своей духовной жизнью – они всё больше и больше настраиваются против того, что считают своей материальной жизнью. Они хотят оставить семью, бросить работу, прекратить учёбу. «Потому что это материальное, и это тянет меня вниз, уводит меня от Кришны», – я постоянно это слышу. «Я не должен это делать, потому что это уводит меня от Кришны».

Но это потому, что они сделали для себя два мира и пытаются жить в двух мирах. И я согласен: если это действительно материальный мир, то он действительно будет уводить вас от Кришны. И нам сказано, что мы должны это оставить. И их понимание такое, что нужно на самом деле избавиться от всего этого – оставить жену, бросить работу, учёбу, продать машину и всё остальное: «Теперь я избавился от своей материальной жизни, могу на самом деле стать преданным Кришны».

И что это за философия? Это практическая философия? Что если все в мире так сделают? Это совершенно непрактично. Скажем, это сделают мужчины. Тогда появятся одинокие женщины, дети, у которых нет отца и нет поддержки. Парень может бросить учёбу и будет без образования, и ничего хорошего в этом нет. У него не будет денег, потому что не будет работы.

Что это будет? Это практично? Это непрактично. Это значит, что эта философия совершенно неприменима. На самом деле, она не работает. В Бхагавад-гите говорится совершенно не об этом. Кришна не говорил так поступать. Это Арджуна хотел так сделать. Он был женат, у него была семья, его обязанностью было быть кшатрием, и он хотел всё это оставить. Это плохо. Он говорит: «Я должен уйти в лес…» А Кришна говорит: «Нет-нет-нет, тебе придётся остаться, Мой друг. Ты – Мой дорогой друг, но ты не понимаешь…», – и затем Он начал объяснять.

Так что, какой смысл читать Бхагавад-гиту, если мы её не понимаем и приходим к неправильному заключению, что нам нужно всё бросить? Это не то, чему учит Кришна. Вам нужно всё это сделать своей духовной жизнью.

Вы скажете: «Но начальница, у которой я работаю, – демон». Но вопрос в том, что ты делаешь с деньгами. Мы не говорим о том, что тебе нужно сделать начальника святым. Здесь не говорится, что нужно работать только на святых, на святой работе, только крылья для ангелов изготавливать. Это полное отсутствие понимания.

Разве это значит, что вы не можете работать? Нет, это всё часть служения Кришне. Вы можете работать на заводе, но это часть вашей обязанности. Вы используете это для поддержания себя и для выполнения ещё какого-то служения для Кришны.

Мы ездили в Таджикистан, и рядом с местом, где мы останавливались, работал один маленький таджик. Он чинил ботинки. Каждый день в 7 утра он приходил, ставил стол, стул, раскладывал небольшой набор инструментов и сидел целый день на улице. Не в здании, не в каком-то магазинчике, а прямо на улице. Люди приходили к нему, и он чинил обувь. Я всегда вспоминал историю про сапожника, он мне всё время его напоминал.

Люди приходили к нему и просто ждали, пока он починит их обувь. Женщины приходили со сломанными каблуками; знаете, они всегда каблуки ломают или изнашивают, или что-то там у них. Он давал им небольшой коврик, на который они могли встать. Они снимали туфли и стояли на этом коврике, босиком или в носках, а он в это время чинил. Потом отдавал им обувь обратно, и они уходили.

И я думал: «Неплохая работа». Он всё время был занят, он на этом месте сидел уже 20 лет и, может быть, до смерти будет сидеть. Очень милый, всегда очень дружелюбный человек. Я ему всегда говорил ХАРИБОЛ, он тогда тоже начал говорить ХАРИБОЛ. И это был такой маленький «харибольный» сапожник.

Так что, наставление Кришны такое: «Что бы ты ни делал в этом мире, делай это ради Вишну». И ты сможешь поддерживать своё тело, тогда у тебя может быть радость в жизни и так далее. И все цели здесь будут удовлетворены.

«Слово йаджна может указывать как на жертвенные обряды, так и на Господа Вишну. Все жертвоприношения предназначены для удовлетворения Вишну. В Ведах сказано: йаджно ваи вишнух. Иными словами, и ведические жертвоприношения, и непосредственное служение Вишну приводят человека к одной и той же цели».

Это значит, что это для Вишну. Все жертвоприношения предназначены для Вишну.

Если начальник на работе говорит тебе: «Сделай это», – ты это делаешь. Для кого это? Это для начальника: «Я работаю для начальника. Он мне говорит что-то делать. Я это делаю. И он доволен моей работой», – так это выглядит.

Точно так же, когда Вишну говорит: «Делай что-то», – все правила идут от Вишну, и человек это делает. И, конечно же, делает это хорошо, потому что это для Вишну. И тогда Он доволен. Так что, когда ты хорошо делаешь что-то для Вишну, понимая: «Это не просто правило, которому я должен следовать. Я делаю это для Его удовольствия», – тогда Он доволен.

Есть много правил, которым нам нужно следовать, и не так, что мы не попадаем под них. Для нас есть много правил. Если мы им правильно следуем, с пониманием того, что делаем это для удовольствия Вишну, то Он доволен, и это очищает нас. В этом весь смысл. Но если вы делаете это с отношением: «Я должен это сделать», – это не имеет никакого отношения к Кришне (Вишну).

Так что, могут быть два человека, которые делают одно и то же: оба не едят мяса, оба не пьют, не занимаются незаконным сексом, не играют в азартные игры и так далее. Они делают одно и то же, но один делает это с отношением: «Это для Кришны». Он знает, почему он это делает. А другой делает, потому что он должен это делать: «Ой, я должен вставать рано. Я должен делать это и не должен делать того».

И результаты будут разными. Они испытают совершенно разный опыт. Один будет находить счастье, радость, удовлетворение, а другой будет находить противоположное. И один будет делать духовный прогресс намного быстрей, чем другой, если другой вообще сделает. Так что, следует это понимать.

Это очень индивидуально. У каждого конкретного человека будет определённое сознание, определённое отношение, определённая причина, по которой он что-то делает. И он это знает, и Кришна это знает. Кришна знает лучше него. Иногда люди сами не знают. Но Кришна знает.

И вы увидите, что одни получают гораздо больше от процесса, чем другие. Одни чувствуют столько нектара, а другие – ничего, даже противоположное. Они чувствуют: «Да, на самом деле, это совсем невесело. Я совсем не получаю радости». Хотя делают одно и то же.

Так что, нам нужно начать понимать, что происходит. И здесь Кришна и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупад объясняют постоянно: «Все жертвоприношения предназначены для удовлетворения Вишну».