Posted by on Фев 12, 2011 in Вторая глава | Нет комментариев

Текст 14

«О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым».

Счастье и несчастье. Они такие, что трудно видеть сквозь них. Потому что на самом деле вся наша жизнь сосредоточена на этих двух аспектах: поисках счастья и попытках избежать несчастья. Это то, что на самом деле происходит в жизни. У разных людей всё это происходит по-разному. Но на самом деле это происходит у всех. Все хотят, чтобы счастья было как можно больше, а несчастья как можно меньше. Вот для чего все эти материальные достижения. Это попытка найти это счастье, и устранить несчастье, боль и страдания. Но это в любом случае временно. Это приходит и уходит, и вы ничто не можете удержать. Вы думаете, что у вас это есть, а оно исчезает. «Ой, вернись, вернись!» – пытаетесь схватить ещё счастья. Так много аналогий, которые иллюстрируют ту же самую идею.

Так что, Кришна сразу говорит нам, что это всё будет происходить. Но это всё, как зима и лето, приходит и уходит. Ты не можешь это остановить. И, опять же, обладая мудростью, ты не будешь пытаться это делать. Подумайте о том, сколько времени люди тратят на то, чтобы попытаться удержать счастье и избежать несчастья. В сущности – всю свою жизнь. Но тот, кто пребывает в знании, даже не пытается этого делать. Он понимает эту систему.

Я очень часто использую слово «система», потому что оно очень показательно. Существует система. Она действует, она вечна, и она действует вечно. Она создана Кришной, и вы её не поменяете. Будет именно так, как оно есть.

Поэтому мудрый человек соглашается с этим. Он приходит к согласию с этой системой, правильно использует эту систему, становится частью этой системы, сотрудничая таким образом с ней. И его жизнь становится совершенно другой, не такой как у всех остальных.

Все остальные пытаются бороться с системой. Вы не можете побороть эту систему. Материальные системы, созданные людьми, иногда можно преодолеть. Такова цель многих людей – победить систему: проскользнуть там, просочиться здесь и уничтожить систему. Но вы не сможете победить систему Кришны. И Кришна всё это объясняет здесь:

«…счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия…»

Мы определяем, что что-то – счастье, на основе своего восприятия. С несчастьем аналогично. Дело в нашем восприятии. Это просто что-то, а мы воспринимаем это так: либо это счастье, либо это несчастье. И это очень сильно влияет на нашу жизнь, определяет её, по сути.

Но, опять же, мудрый человек понимает: «Это просто чувственное восприятие, временное. Мои чувства воспринимают что-то, это появляется и исчезает. И на самом деле это не имеет такого уж большого значения». Кришна говорит, что нужно научиться терпеливо относиться к этим восприятиям, не пытаясь их поменять.

Научиться терпеть означает, что мы не можем это терпеть, но мы должны научиться терпеть. Что касается того, чтобы терпеть несчастье – да, это мы вроде можем понять: «Ну, хорошо. Я попытаюсь это сделать. Так, я в несчастье. Ну ладно. Терплю». А когда речь заходит о том, чтобы терпеть счастье, то это даже не имеет смысла: «О чём вы говорите? Как это вы терпите счастье? Это то, ради чего я живу! Это моя жизнь. Вы говорите, что это плохо? Ха-ха! Я счастлив. Я хочу наслаждаться этим. Это счастье. Ты что, не понимаешь? Это жизнь. О, вот мороженое! Здорово, самое классное». Материалист смотрит, как преданный Кришны старается терпеть счастье и говорит: «Боже, что с тобой не так? Наслаждайся! Наслаждайся!» Но может быть здесь нечем наслаждаться? Может, у меня плохой день!

Я помню, однажды утром я проснулся, пошёл в лес и каким-то образом начал думать: «Наслаждайся этим хорошим днём». Это был хороший день. И затем я увидел это маленькое существо, что-то вроде мыши, такое мохнатое. Прошлой ночью кто-то его съел. Там осталось только немножко шерсти и костей. Вероятно, это была какая-то хищная птица, потому что там было много пыли, и было видно, что была борьба. Это маленькое существо пыталось наслаждаться хорошим днём, а тут прилетает ястреб или сова. И сова тоже наслаждалась прекрасным днём. Хороший день для совы. Плохой день для мышки. Такова жизнь в материальном мире: «Наслаждайся прекрасным днём! Кто-нибудь вас съест». Так что, Кришна не говорит: «Наслаждайся прекрасным днём!» Он говорит: «Служи Кришне». И это хороший день.

Мы пытаемся улучшить все эти материальные ситуации, и это просто не работает. Так что, нужно научиться терпеть и то, и другое. Это не поменяется. То, что говорит Кришна, это вечная, абсолютная истина. И никакой учёный это не изменит. Никакой позитивный мыслитель, никакой йог-мистик – никто не поменяет. И Кришна говорит, как иметь с этим дело: «Вы должны справиться с этим». Затем Кришна говорит, как нам конкретно действовать. Кришна даёт нам конкретные наставления, подробности того, как иметь с этим дело. И если мы слушаем, понимаем и применяем, то не может быть ни одной ситуации, с которой мы не сможем справиться.

Так что, когда вы чувствуете себя ошеломлённым, запутавшимся, то постарайтесь понять, почему так произошло. Потому что мы не применяем это учение. Нет другого ответа, причина в этом.

Я помню, один мой хороший друг довольно долго говорил одной женщине о нашей философии. Наконец, она спросила его: «Хорошо, скажи мне, ты всегда счастлив?» Он сказал: «Нет. Но когда я несчастлив, я знаю почему». Это удивительный ответ. Очень честный и исполненный понимания. «Нет, я не всегда счастлив. Но когда я несчастлив, я знаю, почему я несчастлив».

Но большинство людей несчастливы, и они понятия не имеют, почему. Они обвиняют то, это, пятое-десятое: «Виноваты этот человек, эта ситуация, моё здоровье…», – и так далее. Но тот, кто действительно обладает знанием, понимает: «Нет, не поэтому. Я не поэтому несчастлив. А потому, что я отсоединён от Кришны, я покрыт майей (иллюзией). Вот почему». И тогда он понимает всё правильно. В этот момент у него существует возможность повести себя правильно и решить проблемы. Человек, у которого нет этого ясного понимая, скажет: «Ну, это уж слишком. Это уж слишком!» А тот, кто находится в полном знании, скажет: «Этого недостаточно. Это всё? А где остальное?» И это факт. Это действительно так и есть.

Комментарий Бх. Св.: «Надлежащим образом исполняя свои обязанности, человек должен научиться терпеливо переносить временные проявления счастья и горя.

Веды предписывают каждое утро омываться, даже в месяц магха (январь-февраль). Несмотря на то, что в эту пору по утрам очень холодно, тот, кто чтит религиозные предписания, совершает омовения каждое утро. Подобным образом, хозяйка не прекращает готовить даже в мае и июне (самые жаркие в Индии месяцы). Исполнять свои обязанности нужно при любой погоде. Точно так же священный долг кшатрия – сражаться, и он должен исполнять его, даже если приходится сражаться с друзьями или родственниками.

Каждый должен выполнять заповеди священный писаний, чтобы обрести совершенное знание, ибо, только обладая совершенным знанием и преданностью Господу, можно вырваться из когтей майи (иллюзии)».

Помните, что душа никогда не меняется. Но иллюзия, покрывающая душу, может меняться. И чем более мы действуем на основе этого учения, тем более мы побеждаем иллюзию и видим более ясно. А если мы не делаем этого, то ещё больше покрываемся. Так что, ещё раз:

«Каждый должен выполнять заповеди священный писаний, чтобы обрести совершенное знание, ибо, только обладая совершенным знанием и преданностью Господу, можно вырваться из когтей майи (иллюзии)».

Здесь должна быть преданность. Отсутствие преданности означает, что человек по-прежнему в невежестве. Он не понимает этого высшего принципа.

«Обращаясь к Арджуне, Кришна не случайно называет его двумя разными именами. Имя Каунтея указывает на его благородное происхождение по материнской линии, а имя Бхарата подчёркивает, что и со стороны отца он принадлежит к великому роду. Таким образом, предки Арджуны с обеих сторон были великими людьми. Столь высокое родство обязывало Арджуну достойно исполнить свой долг, поэтому он не должен был уклоняться от сражения».

Мы говорили об этих династиях и о родословной по линии отца, по линии матери. Всё это имело очень большое значение в ведической системе. И даже Кришна об этом упоминает: «Кунти – твоя мать. Знаешь ли ты её родословную? Со стороны отца был Махараджа Бхарата – Мой великий преданный, и родословная по его линии. По этой причине на тебе лежит большая ответственность. Будучи кшатрием, ты должен поддерживать своё честное имя».

Так что, Он с разных точек зрения объясняет Арджуне, почему он должен это делать. С точки зрения родословной, с точек зрения «мы не тело, ты не тело», счастья и несчастья, чувственного восприятия. С очень многих точек зрения Кришна объясняет Арджуне, почему тот должен сражаться. А Арджуна говорит: «Но я не буду счастлив. Если я убью всех этих людей, я буду в несчастье». Кришна говорит ему: «Они приходят и уходят. Не беспокойся об этом», – и так далее.

Это исчерпывающая система образования. Мы не должны терять возможность получить образование. Здесь речь идёт о нас. Вот почему Бхагавад-гиту называют священным писанием, которое прочерчивает жизненный путь. Это единственное священное писание, которое необходимо для достижения совершенства. Она действительно очень систематично и очень ясно описывает нашу собственную жизнь. Но очень легко читать её так: «Ну, Кришна говорит это, Арджуна говорит то, а комментарий вот это», – и просто потерять суть.