Мы продолжаем. Стих 41, вторая глава Бхагавад-гиты. Последнее, о чём мы читали – это то, что даже небольшое продвижение на этом пути может защитить человека от самых больших опасностей. Самая большая опасность – это потерять человеческую форму жизни. И чтобы сделать продвижение на пути, нужно начать путь. Нужно начать. Если вы начинаете и немного продвигаетесь, то это гарантирует вам человеческую форму жизни в следующей жизни. И затем вы можете продолжить с того момента, на котором закончили.
Тот, кто на пути, также не должен сходить с него. Но часто это случается. Люди начинают путь и делают некоторое продвижение, а затем, из-за того что они не следуют предписанному и позволяют майе влиять на них, они сходят с пути. Очевидно, что у нас не должно быть желания находиться в этой категории, но, как я говорю, многие относятся к ней: они приходят и уходят. Итак, мы продолжаем.
Текст 41
«Идущие этим путём решительны и целеустремлённы, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен».
Что такое разум? Разум – это видение всего таким, как оно есть. Тот, кто на самом деле разумен на пути, видит правильно. Его цель – Кришна, его цель – доставить удовольствие Кришне. Он целеустремлён, он не отклоняется. Это означает на самом деле следовать путём. Но говорится, что разум тех, кто нерешителен и нецелеустремлён, неустойчив. Он многоветвист. Они видят то, это, этот путь, тот путь, одно, другое, что приводит практическим последствиям. Если мы находимся на пути, то почему мы ищем другие места? Конкретно сейчас я думаю об Интернете.
Почему я хожу по Интернету и ищу этот сайт, тот сайт? Я слышу от людей: «В Интернете есть то, это. Я видел там вот это». А почему ты это смотришь? Откуда ты вообще знаешь? Почему ты знаешь? Тебя там даже и быть не должно. Зачем ты это делаешь? Пытаешься найти какое-то знание, которое ты считаешь недоступным из этого учения? Люди постоянно спрашивают меня о чём-то, чего я никогда не слышал и понятия не имею, потому что я не захожу туда. Я никогда не узнаю об этом, потому что я не делаю этого. Конечно, крайний случай деградации – это смотреть порнографию, но есть очень-очень много другого. Не только порнография. Порнография – это крайний случай.
Все эти другие учения и учителя приводят к тому, что мы становимся нерешительными, теряем целеустремлённость, и наш разум становится многоветвистым. Защита в простоте. Наш ум сложен. Он думает: «Ну, этого недостаточно. Вот этого недостаточно. Наш простой процесс слушания и воспевания – его недостаточно». Мы думаем, что нам нужно что-то ещё. Поэтому мы идём и ищем чего-то ещё. «Многоветвистый» – Кришна описал это пять тысяч лет назад. Просто сейчас есть разные возможности, но это – то же самое.
Комментарий Бх. Св.: «Разум человека, твёрдо верящего в то, что, действуя в сознании Кришны, он достигнет высшего совершенства жизни, называется вйавасайатмика. В “Чайтанья-чаритамрите” сказано: “Верой называют твёрдую убеждённость в существование высшего начала”».
«Высшего» означает наивысшего. Твёрдая убеждённость. Сюда включена непоколебимая вера в духовного учителя. Такова полная вера.
«Тому, кто посвятил себя деятельности в сознании Кришны, нет нужды заниматься какой-либо мирской деятельностью и выполнять обязанности перед семьёй, страной или человечеством».
Мы говорили об этом раньше. Когда вы предаётесь Кришне, то все ваши обязательства выполнены. Иногда я думаю об этом в связи со службой в армии. Есть солдат. Он предаётся армии, но он в запасе. Он зачислен в армию, но продолжает жить дома с семьёй, ходит на работу, потому что он в запасе. Но в каждую минуту он готов выступить. У него всевозможные обязательства: перед своим начальником, семьёй и так далее. Этот комитет, тот комитет – много всего. Но затем его призывают немедленно поехать куда-то, в какую-то точку мира. И все эти обязательства обнуляются. Его обязательства перед работой и так далее – всё это заканчивается, и он просто едет. И другие люди понимают это. Начальник думает: «Ну, что же я могу сделать? Армия выше меня. Я не могу остановить его». Семья это знает. Они живут с этим пониманием: «В любой момент он может уйти, потому что его главный приоритет – это его обязательства перед армией». И для преданного Бога это именно так. Его первое обязательство – перед Кришной и духовным учителем.
«Результаты деятельности человека зависят от хороших или дурных поступков, которые он совершил в прошлом. Однако тому, в ком проснулось сознание Кришны, больше не нужно стремиться к положительным результатам в своей деятельности».
В ведической системе люди, которые не были заняты преданным служением Богу, постоянно подсчитывали: «Получу ли я с этого хороший результат?» Или: «Я не буду этого делать, потому что будет плохой результат». Теперь люди даже не делают этого, этого нет. Но тогда, тот, кто знал об этих законах, думал так. Вот почему говорится, что если у человека пробуждается сознание Кришны, то ему даже не нужно думать об этом.
«Все действия человека, обладающего сознанием Кришны, становятся абсолютными, иначе говоря, к ним больше не приложимы такие понятия, как “хорошее” и “плохое”».
Опять же, это была проблема Арджуны. Он думал: «Это будет хорошо или плохо?» Что снова показывает, что он находится на материальном уровне. А Кришна говорит ему: «Не беспокойся об этом. Ты по-прежнему на материальном уровне. Переходи на трансцендентный уровень».
«Высшей ступенью практики сознания Кришны является отказ от материальных представлений о жизни, и тот, кто развивает в себе сознание Кришны, рано или поздно достигнет этого уровня».
Одно неотделимо от другого: если вы делаете прогресс в сознании Кришны, то, безусловно, само собой происходит так, что вы идёте дальше, выходите за пределы материальных представлений о жизни. Опять же, иногда мы думаем, что это две разные вещи: мне нужно достичь того и этого. Но это на самом деле неверное понимание.
«Целеустремлённость в сознании Кришны основывается на знании. Человек, обладающий сознанием Кришны, – это поистине редкая душа, он полностью осознал, что Васудева, Кришна, является причиной всех причин. Поливая корни дерева, мы поим водой его ветви и листья, и точно так же тот, кто действует в сознании Кришны, приносит высшее благо всем – себе самому, своей семье, обществу, стране и всему человечеству. Если Кришна доволен его действиями, все остальные тоже удовлетворены».
Нам это должно быть очень ясно. Ведь кто-то может думать: «Но я ничего не делаю ради своей семьи, родственников», – и так далее, – «ничего для общества, ничего для страны». Но тот, кто предан Кришне, на самом деле занимается самым лучшим служением для всех. Так что мы не должны пребывать в замешательстве по этому поводу. Если Кришна доволен нашими действиями, то все остальные тоже удовлетворены.
Нам нужно понимать это утверждение ясно.
«Служить Кришне лучше всего под опытным руководством духовного учителя, истинного представителя Господа, который знает наклонности и способности своего ученика и всегда может подсказать, как правильно действовать в сознании Кришны».
Нам нужно это руководство. Есть люди, которые читают «Бхагавад-гиту как она есть», а затем стараются применить это. Без какого-либо духовного учителя. И они могут делать что-то правильно, могут многое делать правильно. Но всё равно у них будет какое-то недопонимание, и они будут действовать также и неправильно.
«Поэтому, чтобы овладеть наукой сознания Кришны, надо действовать с решимостью и беспрекословно подчиняться представителю Кришны, духовному учителю, считая его указания миссией своей жизни. В своих знаменитых молитвах, обращённых к духовному учителю, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур даёт нам следующие наставления:
Удовлетворяя духовного учителя, мы тем самым удовлетворяем Верховного Господа. Не удовлетворив духовного учителя, невозможно обрести сознание Кришны. Поэтому надо три раза в день погружаться в мысли о духовном учителе, молить его о милости и в почтении склоняться к его лотосным стопам».
Некоторые люди думают, что они могут доставлять неудовольствие своему духовному учителю и всё равно быть преданными Кришны и подниматься до уровня сознания Кришны. Но очевидно, что это невозможно. Это очень ясно.
«Итак, в основе деятельности в сознании Кришны лежит совершенное знание о душе, не имеющее ничего общего с телесными представлениями о жизни, – не теоретическое, а основанное на опыте знания, обладая которым живое существо никогда не станет потакать своим чувствам и заниматься кармической деятельностью. Однако те, кто не развил в себе целеустремлённость, сбиваются с этого пути, прельщаясь различными видами кармической деятельности».