Мы продолжаем изучать Бхагавад-гиту. Помните, что Арджуна достиг момента полной слабости. Он запутался и не знает что делать. Поэтому он просит Кришну помочь ему решить эту проблему: «Скажи мне, что делать?».
Текст 9
Санджая продолжал: Произнеся эти обращенные к Кришне слова, Арджуна, покоритель врагов, промолвил: «Говинда, я не буду сражаться» — и умолк».
До этого момента, Арджуна говорил Кришне: «Я — душа, предавшаяся Тебе, пожалуйста, наставляй меня». А затем он говорит: «Говинда, я не буду сражаться». Здесь есть небольшое противоречие. Сначала: «Кришна, я тебе предан, я душа, предавшаяся тебе. Скажи мне, что делать?». А затем он говорит: «Я не буду сражаться». — «Подожди-ка секунду. Я думал, что ты отказался от своей воли, и спрашиваешь Меня, Кришну, что тебе делать?»
Покрытые иллюзией в этом мире, мы действуем подобным образом. С одной стороны, мы говорим: «Скажи мне, что делать?». А с другой стороны, мы говорим духовному учителю о своих планах, о том, что мы собираемся делать. «И что, ты мне будешь говорить, что ты будешь делать, или мне нужно сказать тебе, что делать?»
Очень трудно отказаться от такой независимой природы. У нас внутри есть наши чувства, наши желания. И именно они управляют нами, независимо от того, что мы слышим снаружи: в Священных Писаниях, из уст духовного учителя, чистого преданного. Мы слышим то, что слышим. Но, зачастую, мы делаем то, что чувствуем внутри. И это проблема.
Мы не преданы. Мы не готовы отказаться от того заключения, к которому мы пришли и заменить его тем, что мы должны делать. Что может сделать духовный учитель? Что кто угодно может сделать? Мы будем делать то, что решили. Поэтому, это непреданность., Если кто-то хочет, чтобы Кришна его вёл, нужно предаться Кришне.
И в этой ситуации Арджуны не всё потеряно. Потому что, на самом деле, Арджуна предан Кришне. Он – преданный Кришны. Но временно он говорит как непреданный. Но, конечно же, Кришна в состоянии все изменить. И с этим связана оставшаяся часть Бхагавад-гиты.
Бхагавад-гита идёт от того момента, когда Арджуна говорит: «Говинда, я не буду сражаться», к другому концу Бхагавад-гиты: «Кришна, я буду сражаться». И это — духовная жизнь: идти от материальной жизни к духовной жизни. Мы наблюдаем полную противоположность: я не буду сражаться – я буду сражаться. Моя воля – воля Кришны. Мои чувства, мои заключения, мои выводы и — чувства Кришны. Поэтому нам нужно ожидать великих перемен в нашей жизни.
Любой, кто считает, что он будет заниматься духовной жизнью, и не будет переживать изменений, находится в иллюзии. Духовная жизнь означает перемены. Если мы не меняемся, это значит, что мы остаёмся теми же.
Зачастую, люди приходят, и они хотят духовной жизни. Они хотят быть преданными. Они так думают. И в то же время, они ничего не хотят менять. Но это не возможно. Так не работает. Должна быть перемена. И в конце, в конечном итоге, должна быть полная перемена.
Поэтому нам нужно быть готовыми принять эту перемену. И принять ее добровольно. Даже если мы неохотно принимаем перемены, то это все равно лучше, чем вообще их не принимать.
Но лучше – ожидать перемены и ценить то, когда перемена приходит.