Как у духовной души, у нас есть конкретная цель жизни. Будучи вечной духовной душой, у нас есть много жизней. Или, точнее сказать, одна жизнь, которая происходит в очень многих телах. Так что философия йоги включает в себя философию реинкарнации.
Мы знаем, что в материальном мире есть очень большое разнообразие видов жизни. Много видов жизни. На самом деле, Веды говорят о том, что существует 8 400 000 форм жизни. Всевозможные тела. Растения, насекомые, рептилии, птицы, обитатели вод, животные, люди. Очень много. И затем, есть более высокие формы жизни, их называют полубогами. И в каждом теле находится духовная душа. Но тела не существуют очень долго. Для человека это должно быть 100 лет. Это биологический возраст, предназначенный для человека. Но из-за выбора, который мы делаем в жизни, мы укорачиваем его практически вдвое.
Мы входим в тело, живём очень короткий период времени в нём, затем выходим из него. Но мы должны пойти куда-то. Мы не можем прекратить существование. И до тех пор, пока мы сохраняем материальное сознание, имеется в виду, когда мы наполнены материальными желаниями, привязанностями, кармой, мы переходим в другое тело в материальном мире. И это определяется тем, что мы совершили в этой жизни.
Так что мы входим в новую жизнь, мы называем это «новая жизнь». Когда душа входит в новое человеческое тело, то: «О, новый ребёнок!» Но там нет ничего нового, кроме тела. Эта личность уже давным-давно здесь, она вечна. Это называется «круговорот рождений и смертей». И все в материальном мире находятся в этом колесе. Одна жизнь, другая жизнь, следующая жизнь и так далее.
И, конечно, по ходу дела мы пытаемся, как только можем, устроить себе наилучшую жизнь. Мы все хотим счастья. Мы все хотим удовольствия. И причина, по которой у всех одна и та же основная цель – удовольствие – это то, что по своей природе у нас, у души, есть врождённые качества. На духовном уровне мы все одинаковы. С материальной точки зрения мы можем быть очень разными, но духовно, все равны. И у нас у всех есть встроенные качества и истинная природа, а именно быть счастливыми, быть наполненными удовольствием.
Так что по природе мы все – искатели удовольствия. Посмотрите на любую форму жизни, будь то собака или кошка, или птица, или медведь, на любую форму жизни. Все формы жизни ищут счастья. Когда мы приходим к человеческой форме жизни, у нас есть немного больше возможностей для того, чтобы это устроить, тогда как в низших формах жизни нами руководят просто природные инстинкты.
Например, медведи. Лично я ещё не видел их, но мои друзья вчера видели четырёх. Всего за 15 минут до того, как я появился на том месте. А я увидел только то, что после них осталось. То, что они после себя оставили. В любом случае, они ведут свою жизнь, которой управляет природа. Так что у них есть определённое питание: что они едят, когда едят. Сейчас по их испражнением понятно, что они едят ягоды. Питание рыбой почти закончилось. Теперь они перешли на ягоды перед тем, как пойти спать. «Пришло время спать, и мы, пожалуй, поспим какое-то время». Я не знаю, сколько они спят, четыре-пять или сколько-то там месяцев. Они не пытаются ничего придумывать. «А как же нам лучше это сделать? А может, в этом году попозже спать ляжем? Посмотрим какое-нибудь кино перед сном. Проснёмся посредине дороги, перекусим». Нет, они так не делают. Они делают то, что им предполагается делать в соответствии с этим видом тела.
Но, когда мы получаем рождение в теле человека, ситуация немного другая. У нас более продвинутый разум, более продвинутый ум. И мы не удовлетворены. Мы очень не удовлетворены. Нам всегда мало. Мы постоянно пытаемся получить всё больше удовольствия. Мы пытаемся всё время придумать, как же нам получить больше. «Давайте изобретём новый прибор. Давайте пойдём туда, пойдём сюда. Давайте купим это, купим то». Это игра, в которую мы играем.
На самом деле, это не работает. Потому что мы отождествляем себя с телом. Мы находимся в иллюзии: «Я тело, и если я сделаю счастливым тело – буду счастлив». Понимаете? И как мы делаем счастливым тело? Через чувства. Тело оснащено чувствами. У тела есть пять основных действующих чувств: глаза, уши, нос, осязание, язык и гениталии. И через эти проводники удовольствия мы пытаемся стать счастливыми. Так что мы стимулируем чувства столькими способами, сколькими можем представить, считая, что чем больше мы их стимулируем, тем больше удовольствия мы получим. И, конечно, мы очень продвинулись в этой способности. У нас уже намного больше всего, что стимулирует чувства, чем было у наших бабушек и дедушек.
Но стали ли мы более счастливыми? На самом деле, нет, не стали. В действительности происходит то, что мы более и более разочарованы. Когда вы пробуете что-то, и оно не работает, потом пробуете ещё, и оно опять не работает, вы, в конце концов, разочаровываетесь: «Я не могу этого понять. Должен быть какой-то ответ, но я не знаю его». И вот мы, материально более продвинуты, чем когда-либо ранее за последнее время, но более разочарованы, более подавлены.
Помните про второе тело, ментальное тело? Это то, где на самом деле находится удовольствие. Язык – это просто орган, который доставляет удовольствие эмоциональной системе. Поэтому, сколько бы вы ни стимулировали свои чувства, если вы подавлены, печальны, сожалеете, злитесь или так далее, это не сделает вас счастливыми. Понимаете? Потому что вы ментально несчастливы. Так что счастье находится больше на ментальном уровне, чем на физическом. И там же находится расстройство: «Что же не так?»
В одном из основных писаний философии йоги – это писание называется Бхагавад-гита – есть совершенное описание последовательности, которая происходит. Когда мы созерцаем объекты удовлетворения чувств: девушка, машина, дом – что бы это ни было… Созерцая объекты чувств, человек развивает к ним привязанность. Мы все уже прошли этот сценарий, поэтому все можем это понять. Мы начинаем привязываться к этому в уме.
Из привязанности возникает вожделение: я хочу это. Сначала я думаю об этом, потом я привязываюсь, а потом меня уже переполняет желание, я хочу обладать этим.
А из вожделения рождается гнев. Возможно, я получаю желаемое, но это не удовлетворяет меня. Это часто происходит во взаимоотношениях: я получаю этот объект удовлетворения, о котором я мечтал. «Он сделает меня счастливой/счастливым», – это будет «оно». И какое-то время мои чувства достаточно стимулируются: «О, это блаженство!» Но, как всё материальное, это тускнеет, устаревает. Теперь уже не такое удовольствие, как было раньше, и теперь этот объект удовольствия становится объектом моего несчастья, моего гнева: «Ты должен был сделать меня счастливой, а ты не сделал!» Вот почему столько отношений наполнено гневом, это естественное развитие событий. А затем, после гнева, происходит потеря памяти, потеря разума, и я делаю глупости. Я говорю и делаю то, что не сделал бы в здравом уме. Но сейчас я в гневе и поэтому причиняю очень много беспокойства и неприятностей себе и другим людям.
И я остаюсь в этой материальной петле. Я никуда не двигаюсь в жизни. И это повторяется снова и снова. И смерть тоже не заканчивает это. Ничего не заканчивается. Всё продолжается точно так же в следующей жизни.
Поэтому учение йоги говорит нам о том, что есть что-то, кроме этого. Есть лучшая жизнь, но это не материальная жизнь. Эта жизнь основана на духовном знании, на духовном понимании, на духовной деятельности и на духовных взаимоотношениях. И это то, где это знание становится бесценным.