Духовная часть учения йоги заключается в том, что: первое, это мы уже обсудили, – что мы духовная душа. Во-вторых, существует Верховная Душа. Мы произошли от Верховной Души. Мы индивидуальные личности, вечно. А Верховная Личность – это Изначальная Личность, вечно. Она источник всего, включая нас самих. Всё, что существует, происходит из одного источника. Как материальное творение, так и духовное. И Он, Всевышний, известен как причина всех причин. Он обладает всеми шестью совершенствами: богатством, силой, славой, красотой, знанием, отречением. Поэтому Он известен как Бхагаван. У Него есть очень много Имён.
И, говоря материальным языком, мы Его дети. В нашей материальной жизни у нас есть отец. У каждого здесь есть отец. Если вы скажете: у меня нет отца, мы будем знать, что это не так. Так устроено, что у каждого должен быть отец. Такова система. Возможно, вы никогда не знали своего отца, но всё равно, он у вас есть. Так что так же, как у нас есть наш материальный отец, у нас есть наш духовный Отец. И у всех нас один Отец. Поэтому, на духовном уровне, мы все родственники. Мы все одна большая семья.
В этом мире мы все разделены. И у нас происходят всякие конфликты. Мы отождествляем себя с телами и так далее. Так что, когда мы переходим на духовный уровень понимания, мы перестаём видеть друг друга как тела. Но мы начинаем видеть друг друга как духовные души. Да, его тело чёрное, а его тело белое, он в этой стране, тот в другой стране, этого пола или другого, – не имеет значения. Точно так же, как видеть разные машины на дороге. Есть «Тойота», есть «Ниссан», есть «Субару», есть «Хёндай». И что? Какая разница. «Но я “Хёндай”». Нет, ты не «Хёндай». Ты просто едешь на ней. «Я “Тойота”». Нет. Если кто-то так думает, то про него будут думать, что он немного с приветом. Он себе делает татуировку и пишет: «Я – “Тойота”». Нет. Но мы отождествляем себя со своими телами, которые и есть наши машины. Настолько, что убиваем друг друга:
– Почему ты убил его?
– Потому что я «Тойота», а он «Ниссан». А мне не нравятся «Ниссаны». Поэтому я его «бум-бум».
Это проблема. У нас проблема.
Так что философия йоги ведёт нас за пределы этой иллюзии. И уже в этот момент вы можете увидеть, что наступает гармония. Мы не видим чёрных, белых, русских, американцев. Мы видим духовные души, своих братьев и сестёр. И вы можете увидеть, что от одного лишь от этого понимания уже появляется проблеск мира и гармонии.
Но этого недостаточно. Если все братья и сёстры знают друг друга, но не знают своего Отца, то чего-то не хватает. Так что это – недостающее звено. Мы не знаем нашего Отца. Мы не знаем, кто мы. Мы не знаем, кто наш Отец. По сути дела, мы потеряны. И это то чувство, которое мы зачастую испытываем в жизни. «Я потерян». Я уверен, что некоторые из вас это чувствовали. А если не чувствовали, то почувствуете. Особенно в момент смерти. «Я потерян. Я не знаю, кто я. Я не знаю, что я делал. Я не знаю, куда я иду». И то, что мы утратили на самом деле, – это взаимоотношения с изначальным Верховным Господом.
Так что слово «йога» означает «союз». Вот что это значит. И непосредственно она указывает на союз между индивидуальной душой и Верховной Душой. И это не такой союз, когда я становлюсь Верховной Душой, становлюсь Всевышним. Есть много популярных, так называемых философий йоги, которые говорят о том, что совершенство йоги заключается в том, чтобы стать Всевышним. Когда ты достигаешь полного самоосознания, ты становишься Богом. Во-первых, это невозможно. Это неправильно. И, по сути дела, это просто неправильное понимание.
Но союз, о котором идёт речь, это тот союз, который сделает нас счастливыми. Не забудьте, с чего мы начали весь этот разговор. С желания удовольствия, так? Это цель. Так что союз с Верховным Господом, сделающий нас совершенно счастливыми, это, когда я начну соединять свою волю с Его. У меня есть собственная воля. Как у индивидуальной души, у меня есть собственная воля. Это часть нашей вечной природы. Поэтому у меня есть моя воля, у вас есть ваша воля, а у Верховного Господа есть Его воля. И проблема возникает тогда, когда я не хочу выполнять волю Всевышнего. Я хочу быть независимым, я хочу выполнять собственную волю.
И это то, где мы находимся. Этот мир создан непосредственно для нас, чтобы мы пытались играть в эту игру независимости: «Я Бог. Моя воля да будет исполнена». И конечно, мы наделены свободой делать это. У нас есть вечная свобода выбирать. Но это неправильный выбор. Это не тот выбор, который сделает нас счастливыми. Вот почему в материальном мире, наполненном людьми, которые сделали этот выбор, на самом деле нет истинного счастья для души. Кто-то встанет и скажет: «Ну а я счастлив». Может быть временно вам кажется, что вы удовлетворены чем-то, но вы не в полной мере счастливы.
На самом деле, с нашей концепцией материального удовольствия, про которое мы думаем как о счастье, мы даже и не знаем, что такое настоящее счастье. Мы даже не знаем, что такое истинное счастье. Духовное удовольствие настолько выше всего, что мы в состоянии себе представить, что мы даже не можем понять, о чём речь. Но мы можем его познать. И вот почему мы никогда, на самом деле, не удовлетворены достаточно. Всё так хорошо, так хорошо, так хорошо, но есть ещё что-то. Я не знаю что это, но чего-то не хватает.
И то, чего не хватает, ингредиента жизни, – это любви. Вот чего не хватает. У нас есть любовь в этом мире, или мы пытаемся её обрести. У нас есть материальная любовь, которую все пытаются обрести и наслаждаться ею. По всей планете все играют в одну и ту же игру. И мы получаем это. Мы получаем совершенного партнёра. И мы любим его до смерти. Но всё равно, этого не хватает. Этого недостаточно. Я хочу ещё чего-то. И на самом деле, это очень большая тема, очень глубокая. Я не буду в неё углубляться сейчас. Но йога даёт полное объяснение этому вопросу.
Суть в том, что любовь – это взаимоотношения между двумя личностями. Я думаю, у нас есть это понимание. И эти две личности могут быть двумя людьми в разных взаимоотношениях. Это могут быть мать и ребёнок, муж и жена, друзья, даже учитель и ученик. Есть много разновидностей любви. Но это временно и, на самом деле, не удовлетворяет. И эта любовь может даже распространяться на животных: «Я люблю свою собаку»; «Я люблю свою кошку». Потому что есть личность в теле собаки. Это всё равно две личности, которые любят друг друга. Собака любит хозяина, а хозяин любит собаку, и это обмен любовью. И это заставляет нас чувствовать себя так, как не заставляет чувствовать ничто другое.
Так что у нас есть эта способность любить. Но она никогда не удовлетворена полностью. До тех пор, пока я не восстановлю свои взаимоотношения с изначальной любовью. И эта любовь – Верховный Господь.
Так что теперь я прихожу к сути жизни. Это то, что удовлетворяет душу. Это то, к чему ничто другое даже не может приблизиться. И не имеет значение, где я нахожусь физически. Я могу быть в раю или в аду – не имеет значения. Я могу быть богатым или бедным, я могу быть в старом теле или в молодом. Это не имеет никакого значения, потому что тогда я полностью удовлетворён. Понимаете?
И если я буду развивать это через искреннюю практику бхакти-йоги – это высочайший путь йоги, путь любви и преданности – то я буду полностью удовлетворён в этой жизни, и также, конечно, я приобрету всё это знание. А когда придёт время, я оставлю своё тело, и эта любовь приведёт меня обратно в мой изначальный дом, в духовный мир. Это не такой духовный дом, в котором я буду счастлив независимо ни от кого. Нет, я возвращаюсь к Тому, кого люблю. Понимаете? И у меня будут эти любовные взаимоотношения чистой йоги. Вечно. И это совершенство жизни. Жизнь вечна. И это совершенство вечно.
Так что сейчас я нахожусь в этом временном месте, я в разделённом, несвязанном, несоединённом состоянии. Но это можно решить. У нас есть разные проблемы в жизни. Так? Столько разных проблем. Это продолжается, продолжается, как будто каждый день появляются новые. И есть четыре основные проблемы: рождение, болезни, старость и смерть. А между ними много других. Но источник этих проблем – это состояние моего сознания, в котором я отделён от Бога, я бунтую против Него и не соединён с Ним. Но когда я очищаю своё сознание с помощью практики йоги, бхакти-йоги, оно становится чистым. Я снова восстанавливаю эту связь. Любовь, которая есть в моём сердце, расцветает. И я возвращаюсь обратно в духовный мир. И всё. Навечно.
Я встречал случаи, когда люди говорили мне: «Но там будет скучно. Что, я буду вечно любить Бога?» Потому что единственное, что мы можем осознать, это то, что у нас есть в этом мире. «Что, я буду любить эту личность вечно? Недостаточно любить кого-то в этой жизни или в двух жизнях? А потом, думаю, надо будет поменять». Мы не можем понять любовь, которая настолько совершенна и удовлетворяюща, что её даже называют не любовью, а анандой. Ананда означает духовное блаженство. И мы можем пребывать в этом состоянии вечно.