Вопрос: Чем отличается разум от ума, а ум от чувств?
Ответ: Хороший вопрос. Душа, находясь в материальном мире, покрыта восемью слоями. И мы начнём с самого грубого слоя, переходя к более тонким. Существует пять материальных элементов, которые составляют грубое физическое тело: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Эти пять элементов составляют физическое тело. А ментальное тело состоит из трёх тонких материальных элементов: ума, разума и ложного эго. Душа выше всех их. После этого идёт ложное эго, затем разум, затем ум, потом тонкое тело. Так что функция разума – управлять нижеследующими слоями. Положение разума – управлять умом и телом – физическим телом, которое включает в себя чувства. И чтобы разум действовал должным образом, должно быть знание.
Представьте себе таким образом: в ум приходит какая-то идея по поводу того, как наслаждаться. А разум придумывает, как это сделать. Разум управляет умом – должен управлять. Если всё загрязнено, то всё искажается, поэтому всё используется неправильно.
Чувства подчиняются уму, ум подчиняется разуму, а разум подчиняется душе. В ведическом учении приводится пример, который это иллюстрирует. Пример – это колесница. Душа – это седок, пассажир. Разум – это возничий. Удила, которые соединяют возничего с лошадьми, – это ум. И есть пять лошадей, которые олицетворяют пять чувств. Предположительно, душа, являющаяся седоком, должна говорить вознице куда ехать. Он, управляя удилами – умом, лошадьми-чувствами, ведёт колесницу. И лошади двигаются в соответствующем направлении: налево, направо, бежать или остановиться. Но в загрязнённом состоянии ум, разум и лошади становятся сумасшедшими. А седока просто везёт вся эта гонка, и он никак ничего не может с этим сделать. Но с помощью образа жизни йоги, который я описал, мы снова обретаем контроль над управлением колесницей и возничим, и лошадьми, и всем этим.
Вопрос: Если отказываться от материальных благ, то как обеспечить правильное питание себе, семье, оптимальные условия для житья, тогда как оптимальные условия стоят дорого?
Ответ: Я не призывал отказаться от денег, отказаться от работы. Как я сказал, вам нужно заботиться о теле и обо всём, что связано с этим: о семье, о доме, об одежде, даже отдыхе и так далее. Это всё имеет место быть, но это можно делать проще, во-первых. А, во-вторых, мы можем соединить всё это с нашей духовной жизнью, проходящей в преданности Богу. И это наука бхакти-йоги. Вы можете быть самым богатым человеком на планете и 100% духовным. Речь не о том, что у вас есть и чего у вас нет, а речь о том, как вы это используете. Мы учимся, как использовать всё, что у нас есть: наши семьи, наши взаимоотношения, наши деньги, наши возможности. Это не философия ложного материального отречения. Да, можно всё оставить и отправиться в пещеру в Гималаях. Просто вы следуете этому учению под должным руководством. И всё будет, как и должно быть.
Вопрос: Йога – мой «наркотик». Это не страшно?
Ответ: Хороший «наркотик». Я не знаю, какую йогу вы имеете в виду, может быть, хатха-йогу? Но не позволяйте, чтобы это препятствовало тому, чтобы в вашу жизнь могли войти другие составляющие йоги. Я лично знаю несколько людей, которые с этого пути к духовному совершенству были уведены йогой. Потому что они так сильно ей увлекались. И они забыли, для чего они её делают – они потерялись по дороге. Так что всё должно быть сбалансировано и в гармонии.
Вопрос: Ум атакует тело. Как преодолеть страх в уме, который появляется спонтанно?
Ответ: Как я сказал, вам нужно снова всё взять под контроль. Но вам нужно наполнить ум трансцендентным лекарством. Почему вы в беспокойстве, почему мы так боимся жизни? Потому что у нас нет ничего другого. У нас нет устойчивого основания, на которое мы могли бы взойти. Мы думаем, что мы – тело или ум, или сочетание того и другого. И мы не знаем, что случится дальше. Мы просто боимся, потому что у нас нет защиты, нет убежища.
На самом деле у нас действительно нет защиты, потому что ум абсолютно не является защитой тела, и тело не является защитой. И очевидно, что другие люди не являются защитой. А мы нуждаемся в защите, мы нуждаемся в убежище – у нас этого нет. Вот почему беспокойство у населения мира всё увеличивается и увеличивается. Так что решение такое же, как я уже говорил: следовать этому образу йоги, развивать эти взаимоотношения со Всевышним Господом, про которого мы забыли. Стать зависимым от Господа. Он убежище, Он защита, Он сила. Успокаивающий. Он тот, кто убирает беспокойства. Его мир, который также может стать нашим миром, – это мир отсутствия беспокойств. Но это означает, что мы должны делать что-то по-другому, чем то, как мы делаем сейчас. Не можем делать всё то же самое, продолжать делать, как мы всё делали и надеяться, что что-то поменяется.