00:04 Намасте, Балакхилья дас. Я очень рад видеть вас здесь. И большое спасибо за то, что вы любезно согласились ответить на наши вопросы. У наших зрителей есть много различных вопросов. Я зачитаю их попозже. А прежде этого, я хотел бы преподнести вам эту гирлянду в знак благодарности за ваш приезд.
00:27 Большое спасибо, Расала дас. Спасибо. Намасте. Очень приятно, что вы пригласили меня сюда. И я очень рад, что у наших зрителей есть некоторые вопросы, ответы на которые они хотели бы получить.
00:45 Да. Хотелось бы начать наш разговор с первого вопроса. Первый вопрос, который нам прислали, звучит так: «Как я могу узнать о своём предназначении в этой земной жизни?»
01:03 Да, это уместный вопрос, потому что у каждого есть эта земная жизнь, и нам нужно знать, что делать. Мы изучаем ведическое знание и узнаём, что мы – духовные души, мы не материальные тела. И поэтому у нас есть вечное предназначение, вечный вид деятельности, которые нам следует исполнять в нынешней жизни.
Многие люди думают: «Я послан на эту Землю для определённой цели, есть определённое предназначение, которое я должен исполнить». В зависимости от кармы, у людей могут быть склонности к определённым видам деятельности, которыми они будут заниматься. Это могут быть врождённые способности, интересы и т.д., которые будут определять материальную деятельность людей.
Но если мы понимаем, что мы духовные души, нам следует идти дальше этих ограничений и этого влияния, поскольку наше вечное предназначение – это развитие духовных взаимоотношений с Верховным Господом. И в этих взаимоотношениях, которые, по мере развития всё больше основываются на любви, мы служим Верховному Господу.
Таким образом, всё, что мы делаем в этой жизни, должно быть тем или иным образом связано с нашим служением Богу, с попытками доставить удовольствие Богу, выполнить волю Бога и т.д. Мы находимся на данной планете, известной как Земля, в материальных телах, сейчас мы в человеческой форме тела. И поэтому мы можем связать всё, что мы делаем в жизни, со служением Богу.
03:16 Большое спасибо. Наш следующий зритель спрашивает: «Почему мы не помним наши прошлые жизни? Я думаю, что память о прошлой жизни помогла бы не совершить, по крайней мере, некоторые из наших ошибок в нынешней жизни?»
03:34 Мы забываем о том, что тут работает совершенная система. Нам нужно принять, что Бог устроил всё так, как это должно быть. Удивительно, в человеческой форме мы хотим быть главным, тем, кто управляет, кто устанавливает правила и всё устраивает, мы постоянно ищем ошибки в плане Бога, в том, как устроено Богом: «Ну, было бы лучше, если бы я мог помнить свои прошлые жизни! Я бы не совершил тех ошибок, которые совершил сейчас!»
Однако реальность такова: мы многому учимся, совершая ошибки в этой жизни, но те же самые ошибки мы совершаем снова и снова. Кто за всю свою жизнь не совершил одну и ту же ошибку более одного раза? Понимаете? Теоретически – да, мне стоит учиться на своих ошибках, а совершив ошибку, больше не повторять её. Но в реальности, мы повторяем её снова, и снова, и снова. Так что, это не решило бы нашу проблему.
Кроме того, есть ещё одна причина, по которой мы не помним наши прошлые жизни. Мы – духовные души, которые пришли из духовного мира в мир материальный с прямой целью наслаждаться независимо от Бога. Мы хотим быть главными, наслаждаться, управлять, господствовать.
И материальный мир создан Верховным Господом для того, чтобы предоставить нам место для попыток осуществить эту фантазию. Реальность мира такова: это не то место, где мы, духовные души, можем наслаждаться. Так что, для того, чтобы мы могли получить здесь какое-то счастье, какое-то удовольствие, мы должны находиться под влиянием иллюзии. Мы должны находиться под покровом забывчивости о том, кто мы, какой должна быть наша истинная деятельность в жизни, каково наше вечное положение и т.д. Мы должны забыть это, если мы хотим наслаждаться и быть самым главным.
На самом же деле, этот мир — место страданий, как Сам Верховный Господь утверждает в «Бхагавад-гите». Он говорит, что все планеты, от самой высшей и до самой низшей – место страданий, место повторяющихся рождений и смертей. Так устроен этот мир. Это то, как оно есть.
Но мы не хотим, чтобы это было так. Мы хотим видеть этот мир местом для своего наслаждения. И поэтому мы очень быстро забываем боль. Очень быстро. Так что, переходя из одной жизни в другую, из одного тела в другое, каждое новое рождение мы начинаем с чистой памятью. «Ух ты, – мы смотрим на мир сквозь розовые очки. – Кажется, будет весело! Я прекрасно проведу здесь время. Тут столько способов для наслаждения, столько возможностей, где я могу быть главным, могу быть господином».
Это начинается с рождения. Это начинается с того времени, когда мы младенцы, и длится всю нашу жизнь. Если бы мы могли помнить реальность своей прошлой жизни или бесчисленного количества прошлых жизней, и все страдания, рождения, болезни, старость, смерть, разбитые отношения, трудности, эмоциональный стресс, и всё, что сопутствует жизни каждого… Если бы мы могли помнить всё это, нам было бы очень трудно получать удовольствие в этой жизни. Было бы очень трудно сохранять оптимистический взгляд на эту жизнь.
Пример: если у нас случается большая трагедия в этой жизни, зачастую это разрушает настроение удовольствия до конца жизни. Однажды я встретил женщину. Думаю, что на тот момент ей было лет 28. Когда ей было 5 лет, у неё на глазах убили родителей. И с того самого времени до момента, когда мы с ней говорили, и ей было 28, она страдала от этого. Ей было очень трудно радоваться жизни, видеть жизнь как: «Какое прекрасное место!» У неё были всевозможные умственные проблемы, психические отклонения и т.д. Страдание.
Что, если бы мы могли помнить все трагедии всех наших прошлых жизней? Мы пребывали бы в полном хаосе. Поэтому устроено так: “Ладно, хочешь наслаждаться – тогда должен быть в иллюзии, чтобы полностью сохранять оптимизм». И будет устроено так, что ты забудешь свою прошлую жизнь, и ту, что была до неё, и ту, что была ещё раньше, и т.д.
Есть немногие, кто действительно помнит свою прошлую жизнь, это доставляет им огромное беспокойство. Они, на самом деле никогда не думают, что эта жизнь – их настоящая жизнь. Они продолжают помнить свою прошлую жизнь: “Вот, кто я на самом деле. Я не тот, кто я сейчас. Я по-прежнему тот из моей прошлой жизни”. И они постоянно с этим борются и пытаются жить двумя жизнями одновременно. Это нелегко. Так что, еще раз: отсутствие воспоминаний – это чтобы помочь нам наслаждаться.
09:58 Что означает «Бог» или «Всевышний»?
10:04 Что означает «Бог» или «Всевышний»? На самом деле, слово «Бог» – это титул. Оно означает положение, статус: так же, как слово «царь» – это титул, оно указывает на определённое положение или статус. Человек занимает пост царя, и его называют «царём». И в царстве он считается самым главным человеком. Таким же образом, Верховную Личность называют «Богом», и признают самым первым и главным. Он занимает это положение. Но эти обозначения подразумевают личность. Они указывают на реальную личность. Царь – это личность. Верховный Господь – это личность. Таким образом, Верховный Господь – это Верховная Личность. Мы с вами люди. Я – индивидуум. Вы – индивидуумы. Верховный Господь – это тоже индивидуум, но Он – Верховная Личность. Он самый главный среди всех. И поэтому самое правильное определение личности, занимающей это положение, – это «Верховная Личность Бога». Верховный Бог, Самый Главный Бог, Главный Управляющий, Главный Господин, Главный Наслаждающийся.
Мы все — маленькие боги. Мы все обладаем теми же качествами, что и Бог. Он управляет. И у нас есть некоторая способность управлять собой, понимаете? Он наслаждается. И у нас есть небольшая способность наслаждаться, и т.д. Таким образом, Он – Верховный Бог, а мы – маленькие боги. Но мы не равны Ему. И поэтому мы занимаем определённое положение по отношению к Всевышнему. Как в государстве: есть царь, и есть много подчинённых руководителей различных ведомств. У них есть их обязанности, их способности, есть полномочия, данные царём. Но все они находятся под властью и управлением царя. Они подчиняются царю. А мы вечно подчинены Верховной Личности, которого называют «Ади–Пуруша». «Ади» значит «Первый», «Пуруша» – «Господин» или «Тот, кто наслаждается».
12:52 Три следующих вопроса о медитации. «Каковы практические результаты медитации?»
13:01 Это зависит от медитации. Все медитации неодинаковы. Существует много различных видов медитации. Они принесут разные результаты. Но мы практикуем мантра-медитацию и обучаем ей. И поэтому я отвечу на этот вопрос с точки зрения того, какова польза мантра-медитации. Какие изменения произойдут в человеке, практикующем мантра-медитацию?
Мантры – это духовные звуки, трансцендентные звуки. Они обладают духовной силой, духовной мощью. Поэтому они способны изменить нас, на самом деле очистить нас. Это очищение удаляет материальное загрязнение нашего сознания, ума и сердца. Все те иллюзии, о которых я упоминал ранее: «Я – Господь», «Я самый главный», «Я особенный». Всё это – иллюзии, которые нужно устранить. Когда человек повторяет мантры, эти иллюзии постепенно уходят. Иллюзия “Я – просто материальное тело” – очень большая иллюзия. Это иллюзия, под влиянием которой мы все действуем. Это неправда. Я не материальное тело. Я личность, находящаяся в теле. Мне необходимо, уменьшить и в конце концов убрать эту иллюзию и заменить её истиной о том, кто я на самом деле. Благодаря повторению мантр, это постепенно начинает происходить. Начинает раскрываться процесс истинного самоосознания души.
По мере этого, в качестве побочного результата ум будет становиться более спокойным, более умиротворённым. Всевозможные беспокойства, которые я сейчас, возможно, испытываю, уменьшатся и в конечном итоге могут исчезнуть. Мои желания могут поменяться, я смогу избавиться от множества привязанностей и желаний, связанных с чем-то в этом мире, что, на самом деле, неполезно для нас. Я освобождаюсь от этих препятствий, этого загрязнения. И поэтому моя жизнь становится гораздо более лёгкой, многие трудности уходят из неё.
Все результаты только положительные. В мантра-медитации нет ничего отрицательного. Мы видим это на примере бесчисленного множества людей. Мы сами это ощутили и надеемся, что другие также смогут это почувствовать, поскольку это очень благоприятно как для самого человека, так и для окружающих.
16:15 Наш следующий зритель спрашивает: «Каких изменений можно ожидать после того, как человек начал регулярно повторять мантры? Некоторые люди опасаются возможных отрицательных последствий практики медитации.
16:27 По сути, я только что ответил на этот вопрос. Не нужно бояться никаких отрицательных последствий. Их не будет. Эти мантры пятьсот лет назад принёс нам Сам Верховный Господь, Господь Гооранга. Он сказал: «Это самое благоприятное, что ты можешь делать». Он дал их нам, чтобы помочь нам, и это самая лучшая помощь. Желая там только блага, Он хочет, чтобы они были в нашей жизни, принося нам пользу. Разве мог Сам Верховный Господь — самый любящий отец, а Он любит нас безусловно, — дать нам процесс, который принесёт вред, какие-то отрицательные последствия? Это невозможно. Нет, только положительные результаты. Не беспокойтесь и не сомневайтесь. Повторение этих мантр в соответствии с предписаниями Верховного Господа и Его представителей не имеет никаких отрицательных последствий. И, конечно, эти мантры следует повторять в том виде, в каком мы их получили.
17:51 О чём я должен думать во время повторения мантр? Как я могу отвлечь своё внимание от посторонних мыслей? Вокруг происходит столько всего, и мой ум постоянно думает о чём-то материальном.
18:06 Да, это правда. Ум каждого человека поглощён мыслями о материальном. Но когда мы начинаем заниматься этой медитацией, повторяем эти мантры, нам даётся совет сосредоточивать ум на звуке — звуке мантры. Ум должен быть чем-то занят. Он должен быть на что-то направлен. Поэтому мы внимательно слушаем звук, занимаем чувство слуха этим звуком. Мы сосредоточиваем свой ум на звуке. Направляем внимание на звук. И это занимает наш ум. Когда ум начинает отвлекаться, вы возвращаете его на звук. Помните, что вы духовная душа, вы не ум. Поэтому, когда вы замечаете, что ум на что-то отвлекается, думает о чём-то другом, вы возвращаете его на звук. Вы, духовная душа. И делая это, вы, на самом деле, всё больше и больше погружаетесь в этот трансцендентный звук.
Если вы не в состоянии управлять своим умом в полной мере (а на самом деле никто из нас этого не может, это очень трудно), не беспокойтесь — мантры всё равно выполняют свою работу. Они всё равно дадут результат, у них всё равно есть сила. Но чем более мы сможем развить способность нашего ума сосредоточиваться, тем лучше. Но расстраиваться не нужно. Вы не должны расстраиваться. Не должны сдаваться: «Ах, ничего не получается! Я не могу сосредоточиться на этом звуке!» Просто мягко возвращайте внимание своего ума на звук так, как можете, и когда можете. И не беспокойтесь — мантры делают свою работу. Вы получаете огромную пользу.
20:06 Правда ли, что если я буду произносить мантру про себя, это окажет больший эффект, чем произнесение её вслух?
20:14 Нет, это неправда. На самом деле верно обратное. Опять же, мы следуем наставлениям Господа Гооранги. Эти наставления пришли к нам по цепи совершенных учителей, известной как «цепь ученической преемственности», или «парампара». Это утверждал и великий святой Харидас Тхакур, который известен как высочайший авторитет в повторении святых имён, и Сам Господь Гооранга. Оба они говорят нам, что наиболее эффективно и полезнее всего как для самого человека, так и для окружающих, произносить мантры вслух. И чем больше людей собираются и поют мантры вместе, тем больше эффект. Опять же, так устроено. Такова система. Так что, мы не согласны с тем, что, если вы повторяете мантры про себя, то это более эффективно. Нет, это не так.
21:24 Следующий зритель спрашивает: «Можно ли сделать духовный прогресс без повторения маха-мантры?»
21:34 Сначала позвольте мне добавить кое-что к последнему вопросу… которого я не помню… Ну ладно, давайте перейдём к следующему вопросу.
21:47 Предыдущий вопрос был о повторении мантр вслух и про себя…
21:51 Да, я знаю, но… А! Я вспомнил то, о чём хотел сказать. Есть ещё один момент, касающийся разницы между повторением мантр про себя и вслух. Когда вы повторяете про себя, то больше вероятность того, что ваш ум будет отвлекаться. Вы сидите и повторяете про себя, а ум просто перепрыгивает с одного предмета на другой, им гораздо труднее управлять. А когда вы произносите мантру вслух и сосредоточиваетесь на этом внешнем звуке, это помогает лучше удерживать и сосредоточивать ум. Даже если вы произносите мантры вслух очень тихо и замечаете, что ум начинает отвлекаться, вы увидите, что если вы начнёте произносить звук громче, ваш ум снова сосредоточится на нём. Как если вы немного повышаете голос, когда хотите привлечь чьё-либо внимание: «Эй! Иди сюда!» Понимаете? Человек слышит и подходит к вам. Таким образом, когда мы повторяем мантры вслух, это в большей степени удерживает наше внимание.
А какой был следующий вопрос?
23:00 «Можно ли сделать духовный прогресс без повторения мантр?»
23:05 Мантр или маха-мантры?
23:07 Маха-мантры.
23:09 Конечно можно. Духовный прогресс, в действительности, означает, что ваша любовь к Верховному Господу усиливается, отношения с Ним становятся более близкими. Вот что такое духовный прогресс. Это не что-то пространственное. Вы не взбираетесь по какой-то лестнице и тому подобное, о чём может думать наш ум в связи с духовным продвижением. Это упрочение взаимоотношений между индивидуальной душой и Верховной Душой.
И, как и в любых взаимоотношениях, чем больше вы следуете руководству того, с кем вы стараетесь развить отношения, чем больше удовольствия вы ему доставляете, чем больше вы исполняете его волю и т.д., тем ближе становятся взаимоотношения. А чем более мы восстаём против него, тем дальше мы от него в этих взаимоотношениях.
Так что, Сам Верховный Господь дал нам различные виды деятельности, которые доставляют Ему удовольствие и которые, на самом деле, очищают нас, приближают нас к Нему. И первый из них — это повторение или пение мантр. Вообще-то, первое — это слушание. Прежде всего мы слушаем. Если мы просто слушаем о Господе, Его деятельности, Его развлечениях, Его мире и т.д., это поможет нам в духовном развитии. Слушание. И повторение. Да, нам следует повторять. Повторяйте и пойте мантры. Существует много мантр. А также нам следует воспевать славу Господа. Мы слышим о славе Господа в священных писаниях, из уст духовного учителя и т.д., а затем мы повторяем это, воспеваем её. Это также очень способствует укреплению наших отношений с Ним.
Но если речь идёт о повторении мантр, то маха-мантра — это высшая мантра. «Маха» означает «великая», а «мантра» — «то, что освобождает ум». Маха-мантра — это главная мантра среди всех мантр. И именно эту мантру Господь советует повторять в Кали-югу — эпоху, в которую мы живём сейчас.
Таким образом, нам, конечно же, следует повторять маха-мантру, если мы решим заняться мантра-медитацией. Заметьте, я сказал: «Если мы решим заняться мантра-медитацией». Никто не может никого заставить что-то делать. Но Господь Гооранга советовал повторять в Кали-югу именно эту мантру. Именно её Он Сам повторял, и именно ей обучал других людей. И поскольку мы следуем по стопам Господа Гооранги, то абсолютно естественно, что мы повторяем маха-мантру. Абсолютно естественно.
Но, опять же, если у кого-то есть какое-то неприятие этой мантры (если по какой-то причине он считает, что не может повторять эту мантру), то он может повторять другие мантры, данные Господом Гоорангой, такие как Харибол Нитай-Гоор, или Гооранга Нитай-Гоор, или Гопала Говинда Рама Мадана-Мохана. Это совершенно замечательные мантры. Но маха-мантра — это главная мантра среди всех мантр.
26:40 Могу ли я использовать эти мантры, если я занимаюсь другими процессами йоги?
26:48 Да, конечно. Много людей занимаются различными практиками йоги. Главный вид деятельности «современного йога» — это хатха-йога. Почему? Потому что нас больше интересует наше тело, чем духовная чистота души. Поэтому хатха-йога очень популярна во всём мире. Она чрезвычайно полезна для тела, а также в какой-то степени помогает управлять умом, улучшает здоровье и т.д. Но это не значит, что вы не можете повторять мантры. Или, возможно, вы занимаетесь другим видом йоги, используете ещё какие-то процессы и техники. Но вы всё равно можете повторять или петь мантры. Мантры очищают независимо от того, кто и где их произносит.
Таким образом, конечно же, нет никаких ограничений: «Раз вы занимаетесь каким-то другим видом йоги — вам нельзя повторять эти мантры». Нет, каждый может повторять эти мантры, независимо от того, чем он занимается.
28:00 Что вы можете сказать о звуке «Ом»?
28:04 Звук «Ом» — это трансцендентный звук. Эта мантра очень популярна в тех системах йоги, которые, в свою очередь, «пользуются большой популярностью» в современном мире. И те, кто обладает истинным пониманием и очень ясным видением, знают, что в звуке «Ом» присутствует Cама Верховная Личность и что маха-мантра и мантра Ом — это одно и то же.
Однако нас — тех, кто развивает личные взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, — зачастую больше привлекают имена Бога, указывающие на Его личность, такие как Кришна, Рама, Говинда, Гопала, Гооранга, Чайтанья — имена личности. Они напоминают нам о личности. Они напоминают нам о Верховной Личности. Это нас привлекает. Это то, что нам нравится. И это также то, что нам советуют наши авторитеты. Однако этот звук (пранава или омкара) встречается в разных ведических мантрах. И у нас также есть различные мантры, которые мы регулярно повторяем и которые включают в себя мантру Ом: Ом Намо Бхагавате Васудевая или Нама Ом Вишну… и т.д.
Того, кто… или, лучше сказать, йога, практикующего, трансценденталиста, который не принимает того, что высшая Абсолютная Истина это Личность, очень привлекает звук Ом, потому что Ом не вызывает в уме ассоциации с личностью. Это что-то вроде пустоты, или энергии, или всепроникающей звуковой вибрации и т.д. Говорится, что звук Ом — это звук вселенной и т.д.
Он очень привлекателен для тех, кого мы называем имперсоналистами, — людей, которые рассматривают высшую Абсолютную Истину не как Личность, а как безличную силу, или свет, или пустоту и т.п. Они используют эту мантру Ом достаточно широко, потому что им, на самом деле, не хочется повторять имена Верховной Личности Бога, такие как Кришна или Рама, например. Не очень хочется. А вот Ом — о, он открывает для них безграничные возможности: вечный и т.д. и т.п. Поэтому он очень привлекателен для имперсоналистов.
31:14 Можно сказать «Привет!», а можно «Харибол!» — в чём разница?
31:32 В чём разница между словами «Привет!» и «Харибол!»? Огромная разница. «Привет», «Здравствуйте» и т.п. — это материальные звуки. Вы встречаете друга и говорите «Привет!» Это приятно, это по-дружески, это радушно. Но это материальный звук. А когда вы встречаете друга и говорите «Харибол!», это совсем другое. Теперь он соприкасается с трансцендентным звуком и, как духовная душа, получает духовную пользу. То есть вы, на самом деле, помогли ему духовно. Тогда как, сказав «Привет!», духовно вы ему никак не помогли.
Опять же, насколько возможно, мы стараемся действовать на духовном уровне, чтобы помочь людям духовно. Если я могу поприветствовать кого-то, сказав «Харибол!», и таким образом помочь ему духовно, то я это сделаю. А если я скажу «Привет!», то услышу в ответ: «О, привет! Как дела?» — но я, на самом деле, не помогаю ему духовно. Таким образом, сказав «Харибол!», я смогу принести этому человеку гораздо больше пользы.
32:42 Следующий вопрос такой: «Как моя повседневная деятельность может стать частью моей духовной жизни?»
32:50 Об этом говорит наука бхакти-йоги. Как сделать всё, чем мы занимаемся в жизни, частью нашей духовной жизни. А духовная жизнь — это жизнь в служении Богу. И в нашем процессе бхакти-йоги мы учимся этому искусству — жить так, чтобы то, что кажется обычной материальной деятельностью, на самом деле было духовным. Это великая наука.
Я должен поддерживать своё тело, и это включает в себя очень много всего. Я должен содержать его в чистоте, я должен ухаживать за зубами, я должен выполнять физические упражнения, я должен поддерживать тело в хорошей физической форме, я должен одевать его — делать всё, что необходимо для поддержания тела. Но если я использую своё тело в служении Богу, то это часть моего служения. И, разумеется, питание играет большую роль. Пища, питьё. Всё это, конечно же, необходимо. Если вы не будете есть и пить, то вы не продержитесь в своём теле слишком долго.
Таким образом, в науке бхакти-йоги мы учимся тому, как предлагать всю пищу, которой мы обеспечиваем наше тело. Мы предлагаем её Богу, перед тем как есть. Вегетарианскую пищу, кстати говоря. Никакого мяса, рыбы, яиц. Бог говорит: «Предлагай свою пищу Мне». Но Он не принимает мясо, рыбу и яйца. Поэтому человек, который следует желаниям и наставлениям Бога в истинно духовном смысле, непременно будет вегетарианцем. Преданный Бога — обязательно вегетарианец.
Этим он приносит большую пользу своему здоровью, окружающей среде, экономике — с жизнью преданного Верховного Господа, конечно же, связана вся та немалая польза, которую приносит человек, перешедший на вегетарианство, поскольку преданный делает это — как подношение Богу.
То есть, по существу, это касается всего. Наша работа… Чтобы поддерживать своё существование, каждый должен работать. Это неотъемлемая часть материальной жизни. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит: «Каждый должен работать». Каждый должен работать. Так устроено. Но занимающийся практикой бхакти-йоги понимает, как он может превратить свою работу в служение Богу, и учится этому. Таким образом, плоды его труда… он использует эти плоды в служении Богу.
В большинстве случаев плод труда — это зарплата. Вы получаете зарплату и используете столько, сколько нужно, для поддержания своего тела, своего положения в этом мире, своей семьи в соответствии с вашей конкретной ситуацией, которая требует тех или иных расходов. А также вы используете часть этих денег на непосредственное служение Богу. Тогда ваша работа становится частью духовной жизни. Всё, чем вы занимаетесь, становится частью духовной жизни, и поэтому вся ваша повседневная жизнь становится причиной вашего духовного продвижения.
И те, кто приходит к нам и учится этой науке, знают, как это делать. Это не трудно. Сейчас вы можете думать, что это трудно и сложно. Но это не трудно. Ваше сознание меняется, вы начинаете понимать, как это делать. Ваш разум пробуждается. Вы понимаете, с помощью своего разума вы начинаете видеть, как вам сделать то, это и это, чтобы всё это было частью вашей духовной жизни.
37:10 Следующий вопрос: «Как нам узнать волю Всевышнего?»
37:16 Да, это важно. Если нам говорят: «Вы должны выполнять волю Бога», то очевиден следующий вопрос: «Как мне узнать, чего Он хочет от меня?»
Он открывает нам Свои желания тремя основными способами. Первый — через ведические священные писания. И когда я говорю «ведические священные писания», я имею в виду авторитетные ведические священные писания, а не просто что-то, на чём написано «Веда». Есть очень много так называемых ведических священных писаний, которые не авторитетны. В них содержится всевозможная информация, которая неверна, поскольку в них были внесены изменения и искажения. Мы говорим не о них. Мы говорим о чистых истинных авторитетных писаниях, которые передаются по цепи совершенных учителей. Поэтому, когда я говорю о Ведах, я подразумеваю именно такие писания.
И в ведических писаниях, таких как «Бхагавад-гита» или «Шримад-Бхагаватам», ясно сказано, чего Бог от нас хочет. Очень много наставлений, руководящих принципов, очень много советов, что делать и чего не делать. Он хочет, чтобы мы это делали. Господь Гооранга пришёл и сказал нам: «Вам нужно делать это». И нам следует делать то, что говорит Господь. Это то, чего Он от нас хочет.
Духовный учитель направляет нас, даёт нам руководство в нашей жизни. Философское, практическое — всевозможное руководство. Это воля Бога. Это то, что Он хочет от нас.
Наконец, в наших сердцах находится экспансия Бога, которую называют Параматма, — Господь в сердце. И Он также направляет нас. Он подтверждает истинность того, что мы узнаём из священного писания и слышим от духовного учителя. Он подтверждает: «Это правда. Тебе следует это делать. Тебе нужно этому следовать».
Таким образом, если мы искренни в том, чтобы выполнять волю Бога, то нам будет нетрудно узнать, что Он от нас хочет. А если мы не хотим знать волю Бога, то всегда будем говорить: «Я не знаю, чего Он от меня хочет. Я не уверен. Да, вы говорите это, но я не знаю». И мы будем полны сомнений, скептицизма, нам не будет хотеться это делать и т.п. И поэтому у нас будет оправдание. Но если мы искренни, то мы будем знать.
39:44 Другой человек спрашивает: «Почему душа пришла в материальный мир из духовного мира?»
39:54 Да, этот вопрос задают постоянно. Мы приходим в материальный мир из духовного, потому что совершили большую ошибку. Понимаете? — как я уже сказал, мы — неотъемлемые частицы Верховной Души, крохотные искры Бога. Поэтому мы обладаем теми же качествами, что и Сам Бог, но в малом количестве. Таким образом, нам присущи все качества Бога.
Бог — первый и самый главный. И у нас тоже есть эта склонность быть первыми. Он — Верховный наслаждающийся. И у нас тоже есть эта склонность. Он Властитель, Господин. У нас тоже это есть, в небольшой степени, и т.д. Также у нас есть вечная свобода воли, данная нам Самим Господом. У нас также есть крошечная независимость пытаться осуществить эту волю. Если бы у нас не было возможности пытаться её осуществлять, то не было бы смысла говорить о том, что у нас есть свобода воли.
Итак, у нас есть немного независимости осуществлять свою свободу воли. И в какой-то момент (не пытайтесь понять или узнать, когда именно это произошло) — это неразумно, но в какой-то момент мы решили, что хотим использовать свою независимость и быть первыми, быть властителем, господином и наслаждающимся. В духовном мире у нас нет возможности осуществить это желание, потому что там уже есть первая и главная личность. В духовном мире это положение занимает Бог и только Бог. Поэтому, чтобы предоставить мне место, куда я могу прийти и попытаться осуществить свои фантазии, Он создаёт материальный мир. И мы приходим в этот материальный мир с таким намерением: «Я собираюсь быть Господином».
И это игра, в которую мы играем, пока мы здесь. До тех пор, пока не осознаем: «Эта игра не приводит ни к чему хорошему. Я не Господь. Что-то здесь не так». Тогда мы начинаем задаваться вопросом о том, кто мы на самом деле и каково наше истинное положение: «Что мне в действительности следует делать в своей жизни?» И тогда Бог даёт нам возможность встретить это знание с помощью духовного учителя, священных писаний и т.д. И мы начинаем заново постигать истину, восстанавливать эти утраченные взаимоотношения, начинаем исправляться. И когда мы завершаем этот процесс, мы возвращаемся в духовный мир.
42:34 И последний вопрос: «Большинство людей считают, что будут счастливы, если исполнятся их самые заветные желания. И в интернете и других источниках можно найти множество техник, обучающих тому, как мы можем исполнить свои материальные желания. Это также включает в себя некоторые этапы медитации, сосредоточения, созерцания и т.д. Как вы считаете, возможно ли осуществить наши желания с помощью медитации, концентрации и т.д.?»
43:07 Да, это часть большой иллюзии, что я буду счастлив, если смогу исполнить все свои желания. Но реальность такова: зачастую мы осуществляем свои желания, но это не делает нас счастливыми. Мир полон людей, которые осуществили очень много своих желаний, достигли своих целей в жизни, их мечты воплотились в реальность, но они не стали счастливыми.
Во всём мире очень распространено это глубокое заблуждение: «Если я выиграю в лотерею, то буду счастлив». Любая лотерея в любой стране приносит большую прибыль, потому что люди думают: «Если я куплю этот лотерейный билет и на него выпадет самый крупный выигрыш, я буду счастлив». И раз за разом кто-то выигрывает, но все эти люди не становятся счастливыми. На самом деле, если вы посмотрите на историю тех людей, которые выиграли в лотерею, многие из них говорят, что лучше бы они никогда не выигрывали. Их жизнь стала хуже, чем была до того: «Я очень хотел выиграть в лотерею. Я выиграл и исполнил множество своих желаний с помощью этих денег. Но я по-прежнему несчастлив…»
Таким образом, всё это не приносит ничего хорошего, потому что мы духовные души, мы не материальное тело. Материальные желания, какими бы сильными они ни были и как бы они ни исполнялись, не делают душу счастливой.
Можете ли вы осуществить эти желания с помощью медитации или каких-то техник медитации или сосредоточения? Возможно, это вам чем-то поможет в достижении вашей цели. Существует множество разных уловок, с помощью которых вы можете увеличивать свою силу, свою способность получать желаемое.
С незапамятных времён мир полон таких людей. Все ложные властители, цари, завоеватели — все эти люди применяли свои техники, чтобы получить желаемое в своих огромных царствах: множество подданных, рабов, ничем не ограниченную половую жизнь и т.д. и т.п. Они применяли тот или иной вид медитации, ту или иную технику. Они получали то, что хотели, но не были счастливы. Их всех больше нет. Они умерли. Теперь они в каких-то других телах и даже не помнят всех своих успехов и того, кем они были, и всего того наслаждения, которое они испытали (так называемого наслаждения). Это не ведёт ни к чему хорошему, понимаете? Это всё иллюзия.
Мы ничего подобного не поощряем. Мы говорим: «Не используйте эту медитацию, которой мы учим, ради того, чтобы преуспеть в таких материальных “играх”. Если вы занимаетесь этой медитацией и получаете какие-то материальные результаты, то так тому и быть. Но это не то, чему мы учим. Мы учим: «Делайте это и развивайте любовь к Богу». Вот что сделает вас счастливыми. И если в процессе того, как вы это делаете, улучшается ваше здоровье, или ваши отношения с другими, или ваше финансовое положение, то что? Что с того? Если это происходит — прекрасно. Если не происходит — прекрасно. Это не имеет значения. Это не имеет никакого отношения к вам и вашему духовному счастью.
46:30 Что бы вы хотели на прощание пожелать нашим зрителям?
46:37 Я бы хотел пожелать нашим зрителям и всем людям всего наилучшего в духовной жизни. Нас заботит материальное благополучие людей: мы желаем вам здоровья, мы желаем вам гармонии в жизни, материального счастья. Но более всего мы желаем вам духовного счастья. Это самое главное. Если у вас есть духовное счастье, то вы будете счастливы. Если у вас есть материальное счастье, то вы не будете по-настоящему счастливы. Мы желаем счастья всем. Если вы духовно здоровы, то вы здоровы. Ваше тело может не быть здоровым, но вы будете здоровы. Духовное здоровье — это настоящее богатство.
Итак, мы желаем вам успехов во всех ваших делах. Но помните: вы можете предпринять что-то, что принесёт вам очень большую материальную выгоду, но повредит вам духовно. Вам нужно принимать это во внимание. А что-то может принести вам духовную пользу, но оказаться не лучшим вариантом с материальной точки зрения. Это значит, что вам придётся выбирать. Вы не сможете получить и то, и другое одновременно. Это факт: мы не можем получить и то, и другое одновременно. Но я могу вам сказать: настоящее сокровище, настоящий бесценный дар, настоящее достижение в жизни — это духовное счастье.
Мы благодарим вас за то, что вы нашли время выслушать ответы на эти вопросы, которые некоторые из вас прислали. Я знаю, что люди могут задавать бесчисленное множество вопросов. Но, на самом деле, решения всегда одни и те же: развивайте вашу любовь к Богу, растите духовно. Посвящайте своё время и силы духовному развитию. И не тратьте всю свою жизнь на попытки достичь материальных целей. Спасибо вам большое и Харибол!
48:48 Большое спасибо вам, Балакхилья дас. Надеюсь скоро увидеть вас снова!
48:51 Большое спасибо за помощь, Расала дас!
48:51 Намасте! Спасибо!
48:51 Намасте и Харибол!