Сегодня я буду немного говорить о браке. Я думаю, что это довольно актуальная тема. Многие либо уже находятся в браке, либо хотят заключить брак. Если есть самая распространенная тема, то это она. Если есть одна тема, которая больше, чем любая другая, занимает сознание, то это она.
Но, к сожалению, ходит очень много неверной информации о духовном браке: о роли мужа, о роли жены. Иногда некоторое из того, что я слышу, сильно удивляет меня, поскольку это говорит о том, что люди получают информацию из неверного источника. Они читают священные писания (например, «Шримад Бхагаватам») и выбирают оттуда кусочки, которые интерпретируют так, чтобы это соответствовало их желаниям. Вот где необходимо иметь духовное понимание. Вы можете заставить священное писание говорить всё, что вы хотите. Вы можете любую мысль подтвердить цитатами, вырванными из священного писания.
Одна распространенная философия (назовём это философией, хотя это не совсем так) о браке, который называется ведическим браком, – это что жена должна быть какой-то очень совершенной ведической женой. Что это значит? Это значит, что она очень смиренная, очень кроткая, очень покорная. Она сидит дома, зажигает благовония, свечки, собирает цветы, готовит прекрасные-прекрасные, очень прекрасные ведические блюда. И когда муж приходит домой, она говорит: «Мой дорогой, очень сильный, великолепный, такой защищающий, очень красивый и так далее ведический муж, пожалуйста, прими мои смиренные поклоны. Ты такой замечательный! Как бы я могла жить без тебя?»
И кто поддерживает такую философию? Конечно же, мужчины. Они этого требуют. Я, на самом деле, видел, как браки распадались из-за этого, как люди разводились из-за того, что жена не была совершенной ведической женой. Она служила Кришне или не была такой, как говорится в книге. И муж: «А, избавлюсь от тебя!»
И, на самом деле, мужчины допускали достаточно пренебрежительные высказывания о женщинах до и после заключения брака. И для подтверждения слов они, конечно же, использовали священные писания. Мы читали во введении к «Бхагавад-гите», что женщины помещены в одну категорию с рабочими, торговцами и др. Это говорится в священном писании. И мужчины очень это любят: «Да, у меня такая есть». Они извлекают из этого выгоду и затем начинают говорить: «Ты глупая, у тебя нет разума. Я такой умный, а ты не знаешь ничего. Я – мужчина, у меня есть мозги, у меня есть всё, я очень умный, а ты – не знаешь ничего, у тебя в голове пустота».
И они так забивают эту несчастную женщину, что она оказывается в таком состоянии:
— Да, я самая падшая мышь в этом доме. Пожалуйста, прости меня, я очень сожалею.
— Ну, хорошо. Ты этого не заслуживаешь, но я проявлю к тебе великое сострадание! Нужно прощать животных, потому они ничего не понимают.
Это смешно, но это правда, такое бывает. Если бедная жена пытается сказать что-то вроде: «Ну, может быть, ты не прав… Может быть, лучше сделать так…», – то будет очень плохой результат. Сама мысль об этом считается уже оскорблением: «Я сделал неправильно? А кто ты такая, чтобы говорить мне что-либо?!». Так что, если жена смиренна, то это хорошая жена: «У меня самая лучшая жена. Как маленькая собачка: «Вот, смотрите, что она делает! Давай, голос! Голос!».
Это всё не так. И, как я говорю, я видел, как это очень сильно вредило отношениям.
И затем собирается целая группа парней с таким «продвинутым» пониманием, и они начинают обсуждать своих жён, своих подруг или жён других людей. Они поддерживают друг друга и всё больше и больше унижают женщин.
Эта идея о том, что у всех женщин нет никакого разума, и только мужчины обладают очень большими способностями, чтобы что-то делать, не подтверждается реальностью. Когда мне нужно, чтобы что-то было сделано, и я думаю о том, кто бы это мог сделать, то обычно кандидатами являются девушки, а не парни. Такова реальность!