Первая часть программы будет теоретическая, я буду говорить о философии медитации. Вторая часть будет практическая, мы, на самом деле, выполним медитацию.
Прежде чем начать, я хотел бы выразить почтение своим духовным учителям. Они научили меня этой медитации много лет назад. С тех пор я применяю её в своей жизни на регулярной основе. И могу уверить вас в том, что это работает.
Вся информация, которую я представляю, исходит из Ведических Писаний. Веды — очень древние, они были записаны пять тысяч лет назад. Но, конечно же, само знание вечно. Поэтому до того как оно было записано, оно передавалось из уст в уста, от одного совершенного учителя другому. И эта цепь ученической преемственности духовных учителей называется парампара. И мы находимся в парампаре, которая известна как Брахма-сампрадая. Мы очень удачливы в том, что можем получать знание по этой цепи. Когда я говорю это, становится очевидным, что это не моё мнение. Я здесь не для того, чтобы рассказать вам своё мнение о медитации. Я здесь не для того, чтобы научить вас чему-то, чему я однажды научился на вершине какой-то горы. Я просто передаю эту вечную науку.
В мире можно обнаружить, что всё больше и больше людей интересуются медитацией. Люди таких профессий как доктора, профессора, медицинские работники прописывают своим пациентам курсы медитации.
Когда мы думаем о медитации, обычно, мы думаем о молчаливом процессе, где мы сидим, скрестив ноги, с закрытыми глазами и занимаемся какой-то внутренней деятельностью. Есть много разных техник. Одна из них называется визуализация – когда мы садимся, закрываем глаза и представляем себе красивые пейзажи природы. Это очень успокаивает. Другая техника называется — техника молчаливого свидетеля, где мы становимся молчаливым свидетелем деятельности своего ума. Мы знаем, что деятельность ума – думать. Поэтому мы наблюдаем за мыслями, которые проносятся на экране ума так же, как если бы мы смотрели фильм. Мы не принимаем участие, мы не вовлекаемся в это. Мы остаёмся молчаливым свидетелем. Много лет назад в боевых искусствах я научился одной из техник медитаций, когда вы заходите в тёмную комнату, зажигаете свечу и сосредотачиваетесь на пламени. Идея заключается в том, чтобы развить стопроцентное сосредоточение. И ещё одна техника называется — контроль дыхания. Это медитация на вдох и выдох, начиная с кончика носа. Так много разных техник.
Но идея заключается в том, чтобы достичь такого уровня совершенства, когда у нас нет мыслей. Я уверен, что некоторые из вас занимались молчаливой медитацией. Если это так, то вы, вероятно, согласитесь, что вам не удалось полностью достичь этого совершенства. Мы сидим в медитации, применяем технику, мысли замедляются, мы становимся очень умиротворенными. И может наступить такой короткий момент, когда покажется, что у нас нет мыслей. И тогда мы думаем: «я ни о чём не думаю». А это мысль. И тогда мы думаем: «Зачем же я это сделал», и мне нужно вернуться и пробовать снова достигать этого момента.
И так же, молчаливая медитация очень трудна внешне. Во-первых, нужно найти тихое место. И это не всегда так просто сделать. Во-вторых, нужно иметь время, чтобы медитировать. И это не означает тридцать минут до того, как вы идёте на работу или в школу. Потому что в таком случае, всё время, которое вы медитируете, вы постоянно думаете: «сколько же времени у меня осталось?» Вы сидите в своей медитации «о, ещё десять минут», «о, ещё пять минут». Так нельзя. Это отвлекает.
Также мы должны быть в состоянии контролировать тело длительные периоды времени. Мы сейчас сидим на сиденьях. Надеюсь, что всем удобно. Но могу пообещать вам, что в течение пятнадцати минут все совершат какое-то движение. Мы не можем слишком долго оставаться в одном положении, чтобы нам было комфортно. И опять же, в нашей медитации: пять минут — нет проблем, десять минут – в порядке, пятнадцать минут – начинает болеть колено, и теперь мы медитируем на колено, чуть позже неудобно спине, и теперь мы медитируем на колено и на спину. Снова, это отвлекает.
И также, вокруг не должно быть людей. И это касается не только людей. Один комар может разрушить вашу медитацию. З-ззззз. Не может быть слишком жарко, не может быть слишком холодно. И так далее. По этим и по другим причинам мы не будем учиться такого рода медитации.
Мы научимся медитации, которая очень простая, очень лёгкая. Мы будем использовать то, с чем мы очень хорошо знакомы. Главный инструмент в молчаливой медитации – тишина. Тишина не привычна для нас, многие люди чувствуют себя неудобно в тишине. Многие люди боятся тишины. Помню, я однажды зашёл в дом, там был включен телевизор в комнате, но в этой комнате никого не было. Я зашёл на кухню, и там был человек, занятый какими-то делами на кухне. И я спросил его: «зачем у тебя там включен телевизор?» И ответ был: «а, мне нравиться компания! Здесь слишком тихо. Я не могу быть один». Тишина не привычна для нас, но звуки нам очень привычны. Звуки окружают нас всю нашу жизнь.
Некоторые звуки очень расслабляющие, очень успокаивающие. Например, говоря о природе, хорошо, иногда, отправиться на природу и понаблюдать за её красотой. Но также хорошо отправиться на природу, сесть, закрыть глаза и слушать красоту природы. Слушать шум ветра, качающего деревья, слушать пение птиц, звуки воды, стекающей по камням. Это настолько успокаивающе, что можно даже купить записи со звуками природы для расслабления.
Некоторые звуки противоположны этому. Очень раздражающие. Например, наш будильник. Кому нравиться звук будильника? Однажды, одна женщина сказала: «Мне нравится». Это очень необычно. А знаете, что ещё хуже, чем ваш будильник? Будильник кого-то другого.
И, конечно же, есть звуки, которые нам очень нравятся. И вот почему у нас есть проигрыватели, компакт-диски, мп3 плееры. Мы ходим в наушниках. Чтобы внести звуки, которые нам нравятся в нашу жизнь.
А также, звуки необходимы. Мы общаемся при помощи звуков. Так же как мы это делаем сейчас.
Все эти звуки, о которых я говорил, относятся к одной категории – материальные звуки. Но, есть другая категория звука. И она известна как трансцендентный звук. Трансцендентный звук не берёт своё начало в этом материальном мире. На самом деле, он берёт своё начало в духовном мире. И он нисходит в материальный мир. И так как он нисходит из духовного мира, он приносит с собой духовную силу. И поскольку там присутствует эта духовная сила, мне не нужно в это верить, мне не нужно это понимать, мне не нужно знать, что это означает, мне не нужно заставлять это работать, и даже не нужно иметь веру в это. Всё, что нужно сделать, это прийти в соприкосновение с этой трансцендентной звуковой вибрацией, и автоматически я получу духовную пользу.
Мы можем использовать в качестве примера солнце. Мы все знаем, что солнце обладает большой силой. Оно приходит к нам в виде солнечного света. Поэтому мы можем выйти на солнце с любой философией – солнце для меня хорошо, или солнце для меня плохо, солнце обожжёт меня или не обожжёт. Не имеет значения, что я думаю. Результат будет один и тот же. На самом деле, когда мы сгораем на солнце, мы говорим: «О, я и не думал, что сегодня сгорю!» Но не имеет значения, что мы думаем. Результат один и тот же. И точно также с трансцендентным звуком.
И на самом деле, для нас это очень хорошие новости. Все другие медитации настолько хороши, насколько я мне удаётся сделать так, чтобы они заработали. Насколько мне удаётся найти тихое место, организовать своё время, управлять своим телом, управлять своим умом и так далее. И это определит исход медитации. Но при трансцендентном звуке все эти факторы не так важны. Так что, это идеально подходит для того занятого образа жизни, который мы ведём сегодня.