До этого момента я много говорил о нас: «я сижу, мы получаем пользу». Это приводит нас к следующей теме. Это тема о нашем отождествлении. Я говорил об этом вчера и повторю сегодня для тех, кто не был вчера. И также, хорошо услышать об этом ещё раз. В Ведах говорится, что это очень важная тема. И она приходит с очень важным вопросом. И вопрос такой «Кто я?».
Но, к сожалению, мы, практически, никогда не задаёмся этим вопросом. И причина в том, что мы думаем, что мы уже знаем ответ. Конечно же, у нас у всех есть то, с чем мы себя отождествляем. Это есть у нас всю жизнь. Это у нас в уме, у нас на устах, и у нас в кармане. Что означает, это то, что я думаю, кто я; то, что я говорю другим о том, кто я; и я подтверждаю это своим паспортом, водительскими правами и другими документами. Мы принимаем это, и также все остальные принимают это. Но действительно ли это мы?
При более детальном рассмотрении, мы можем заметить, что это всего лишь набор этикеток. И этот процесс получения этикеток начинается с самого рождения. Поэтому все из нас, сидящие здесь сейчас, в момент рождения получили одну из двух этикеток – мужчина или женщина. И мы до сих пор себя отождествляем таким образом: я — мужчина, или я — женщина. В то же самое время мы получили ещё одну этикетку согласно нашей расе – белый, чёрный или какую-то другую. И наше отождествление с семьёй — очень сильно. «Мы принадлежим этой семье». И наша отождествление по национальности: «я – русский», «я – американец», «я – немец», «я – француз». На самом деле, это отождествление настолько сильно, что каждый день один человек убивает другого, только лишь потому, что у них разные этикетки. И это — только начало. Много этикеток приходит и уходит в течение нашей жизни. Опять же, в момент рождения мы известны как младенцы, затем дети, мы идём в школу — теперь мы — ученики, через несколько лет мы — подростки, затем — взрослые. Мы получаем какую-то профессию в жизни, и нас знают в соответствие с ней: доктор, адвокат, секретарь, медсестра. В момент, когда мы вступаем в брак, мы становимся мужем или женой. У нас появляется ребёнок, теперь мы – родители — отец, мать. Затем через несколько лет — бабушка, дедушка. И это то, как мы видим себя. Это — я. И это продолжается до тех пор пока мы не получим последнюю этикетку – «мёртвый». Но если вы рассмотрите это ближе, то сможете увидеть, что всё это относится к материальному телу. И это правда, что тело мужское или женское, чёрное или белое, молодое или старое, маленькое или большое. Каким бы ни было тело, оно такое. Это правда. Вопрос в том, это ли мы. Каждый день мы совершаем паломничество к зеркалу, чтобы посмотреть, как мы выглядим. Сегодня кто-нибудь не смотрелся в зеркало? Один человек — у неё зеркало разбито. Мы даже его с собой носим. Как я сейчас выгляжу? Каждые несколько минут. Но действительно ли мы видим себя?
Поэтому вопрос очевиден: являюсь ли я этим материальным телом? Если мы хотим получить самый авторитетный ответ, нам нужно обратиться к явленным священным писаниям мира. Это может быть любое писание – Библия, Коран, Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам. И очень быстро мы сможем обнаружить — нет, мы — не материальное тело.
Но это — современный мир. Поэтому очень редко мы обращаемся к писаниям, чтобы выяснить истину. Однако, мы охотно принимаем заключения учёных. Нам нравятся учёные, потому что они всё доказывают. И, как не странно, учёные в своих лабораториях доказали, что мы не являемся материальным телом. Они обнаружили, что в человеческом теле нет клетки, которая жила бы дольше, чем пять лет. И у некоторых клеток очень короткая жизнь. Например, клетки внутренних стенок желудка живут только пять дней, клетки кожи — один месяц, клетки печени — шесть недель. Но в течение пяти лет меняется всё. Поэтому если я смотрю на свою фотографию, которая была сделана десять лет назад, глаза на фотографии отличаются от тех глаз, которыми я смотрю на фотографию. Это не те же самые глаза. Согласно такой формуле учёных, если мне тридцать пять лет, у меня было семь различных тел. Но мы все знаем, что мы не семь различных людей. Каждый знает, что я – это, по-прежнему, я. Поэтому изменяющийся фактор — это материальное тело. А постоянный фактор — это мы. Мы не являемся этим материальным телом.
И в этот момент люди становятся более медитативными. Они заглядывают внутрь, чтобы посмотреть, кто же они на самом деле. И когда мы делаем это, что мы обнаруживаем? Эмоции, желания, чувства, воля. Очень легко прийти к заключению, что вот кто я, на самом деле. Может быть, у нас даже было переживание, которое подтверждает это. Например, скажем, что мы очень эмоционально расстроены. Мы понимаем, что когда люди смотрят на нас, они не видят нас. Всё, что они видят, это внешняя оболочка. Мы можем чувствовать себя очень одиноко. Может быть, мы даже говорим: «Никто меня на самом деле не знает». И снова, это нужно сверить с писаниями. Особенно с Ведическими писаниями, так как они очень подробны в этом знании. И если мы это сделаем, то узнаем, что совершили ещё одну ошибку. Потому что это также — не мы. В действительности, это ещё одно материальное тело. Оно называется тонкое ментальное тело. Иногда оно называется астральное тело. Возможно, кто-то из вас слышал об астральном теле. Так что в действительности, у нас есть два тела — физическое тело и ментальное тело, как два слоя одежды – верхний слой и нижний слой.
Но, кто мы? И опять же, обращаясь к Ведам, мы узнаём, что мы относимся к другой категории энергии. Наши тела — это материальная энергия, но мы узнаём, что мы — это духовная энергия. И дальше мы узнаём, что мы — маленькая искорка духовной энергии.
Мы узнаём, что материальная энергия временна. Это очень легко увидеть. Мы очень хорошо знаем, что наши тела очень временны. Настолько хорошо, что даже не хотим говорить об этом. «Давай, об этом говорить не будем». Но даже, казалось бы, более постоянные вещи, как это здание, — вернитесь сюда через тысячу лет – где тут была эта лекция?.. — очень временно. Но мы узнаём, что духовная энергия вечна. Вечная – значит, нет начала и нет конца. Поэтому мы — вечны.
Мы также узнаём, что материальная энергия не живая. Опять же, это легко увидеть. Например, этот стол — в нём нет жизни. Но мы узнаём, что дух — это сама жизнь. Нет такого понятия, как живая материя, и нет такого понятия, как мёртвый дух. Мы — это сила жизни в теле. И до тех пор, пока мы присутствуем в теле, тело называется живым. Но на самом деле — это не правда. Тело — мёртвое. Мы — живые. И это становится очевидным в момент смерти. В момент смерти тело являет свою истинную природу. Не может сидеть на стуле, падает на пол. Мы — это сила жизни в теле.
Поэтому, на самом деле, мы – духовная душа. Духовная — значит, что мы духовны по своей сути, душа — означает индивидуальная духовная искра, которой мы вечно являемся. Мы никогда не становимся кем-то другим. Мы никогда не перестаём существовать. Для некоторых людей это очень разочаровывающая новость. «Что? Я всегда буду собой? Я думал, что это всё скоро закончится!» Но это никогда не закончится. Но если мы узнаём истину о жизни, тогда — это замечательная новость. Так что, ещё раз, мы — это духовная душа.
И дальше мы узнаём, что мы являемся частичкой Верховной души. Существует Верховная Душа, от которой мы все произошли. Мы известны как атма, а Верховная Душа – Параматма.
И вы можете сказать: «Хорошо, а какое отношение это имеет к медитации?» На самом деле, самое прямое. Потому что у нашего материального тела есть определённые потребности. И, конечно, одна из главных потребностей — это пища. Поэтому мы тратим много времени и много энергии, добывая пищу. Также, нам нужно убежище. Поэтому мы тратим много времени и много сил, добывая убежище. Нам нужна одежда, и это тоже занимает много времени и сил. И не обязательно, но мы хотели бы иметь досуг, и это тоже занимает время и силы. И это только на физическом уровне. Но помните, что у нас есть ещё одно тело, о котором нужно позаботиться – тонкое ментальное тело. И оно требует ментальной пищи. Вот почему у нас есть книги, журналы, газеты, видео, компьютерные игры, Интернет, карты. Так много разного, чтобы развлечь наш ум. И это тоже занимает время и силы. И если мы будем честными и посмотрим на нашу жизнь, что она представляет собой на сегодняшний день, мы обнаружим, что — это и есть моя жизнь. Всё что я делаю, всё своё время, все свои силы я трачу на то, чтобы позаботиться об этих двух телах.
Но мы только что узнали, что это — не мы. Помните, что мы — духовная душа. Как духовная душа, мы нуждаемся в духовной пище. Поэтому, независимо от того насколько я устроил своё материальное положение, всё равно будет чего-то не хватать. Это также как иметь клетку с маленькой птичкой внутри. Целый день мы полируем эту клетку. И у нас очень красивая клетка. Но мы никогда не кормим маленькую птичку. Птичка голодает. Птичка никогда не удовлетворена. Птичка никогда не поёт. Мы подобны этой маленькой птичке. Как духовная душа, мы нуждаемся в духовной пище.
И мантры, которые мы сегодня узнаем, являются этой пищей. Они, на самом деле, могут напитать нас духовно. Если вы можете понять эту концепцию, становится очевидным, почему нам нужна эта пища на регулярной основе. И техники медитации, которым мы научимся, дают возможность очень легко получать эту пищу на регулярной основе.