Я думал о том, насколько люди в этом мире не знают о реальном мире. Мантры, которые мы пели, были о другом мире, не об этом. Жаль, что мы не знаем о нём, потому что нам нужно это знать. О том, что на самом деле нам знать не нужно, мы знаем очень много, а о том, что нам знать нужно, мы почти ничего не знаем. Мы можем это поменять: узнать то, что мы не знаем, вот в чём идея.
Жизнь дана для того, чтобы учиться. Наверное, все об этом слышали. По сути дела, это то, чем мы занимаемся с рождения и всю жизнь. Мы что-то узнаём, чему-то учимся. Что-то нам даётся легко, что-то – трудно. В основном, учение даётся тяжело.
Сегодня мы можем поговорить о настоящем, о реальном мире и, конечно, выполним медитации, которые приходят из истинного мира. На самом деле, вы не сможете узнать о реальном мире до тех пор, пока не будете подходящими, чтобы получить эту информацию.
И, конечно, я всегда выражаю уважение своим духовным учителям, которые пришли из истинного мира и несут нам эту информацию. И в своей жизни они открывают нам этот истинный мир. Так что, когда мы приходим в соприкосновение с этими трансцендентными личностями, – это необыкновенная удача.
Из Вед мы узнаём… Всё это знание, кстати, идёт из Вед. Не от меня, не от кого-то, кто это придумал, или от кого-то, у кого был, как он думает, мистический опыт. Это знание – вечное, и из этого вечного знания мы узнаём то, что никогда не узнали бы из другого источника. Что-то, в чём у вас никогда не было бы опыта. Вы не смогли бы это обнаружить, не смогли бы это придумать. То есть пока мы не придём к этому источнику знания и не примем его, мы никогда не получим это знание.
Так что опять же из Вед мы узнаём всё о мироздании: как материальное творение было создано, почему оно было создано, как оно работает, о законах материальной природы, которые управляют этим миром. И когда я говорю «этим миром», я имею в виду не только планету Земля, есть гораздо больше, чем только планета Земля, верите вы в это или нет. Мы думаем, что есть только планета Земля, но есть больше. Так что мы узнаём о материальном измерении, назовём его так, и также мы узнаём о духовном измерении, о духовном мире.
Есть два разных мира. Один сделан из материальной энергии: земля, вода, огонь, воздух и эфир, ум, разум и ложное эго. Эти материальные энергии, эти восемь материальных элементов, составляют материальное творение. И в этом материальном творении практически нет духовной энергии, лишь её мельчайшие искорки повсюду, и это – живые существа, это мы. Мы эти мельчайшие искорки духовной энергии в очень обширной материальной энергии.
И, конечно же, мы придаём жизнь материальному миру. Кришна объясняет в Бхагавад-гите, что эта духовная энергия выше, чем материальная. А также Верховный Господь лично присутствует вместе с живыми существами как Господь в сердце – Параматма. И это единственная духовная энергия среди этого необъятного океана материальной энергии.
А также есть духовный мир, и там только духовная энергия, там нет материальной энергии. И что мы узнаём на каждом занятии, на котором я говорю о духовной энергии? Что она живая. Нет такого понятия, как «мёртвая духовная энергия». Духовная энергия – это живая энергия. Вот почему, когда мы находимся в этом теле, оно живо. Материя мертва. Весь духовный мир живой, а весь материальный мир, по сути, мёртвый, только кое-где есть небольшие кусочки жизни.
Но когда эта мельчайшая искорка духовной энергии, то есть мы, попадает в этот океан материальной энергии, она покрывается ею и принимает качества мёртвого. Говоря с духовной точки зрения, мы мертвы, что касается нашего духовного пробуждения, понимания, осознания. Вот почему материальный мир иногда называют миром ходячих трупов. Это не просто фильм ужасов, где ходят приведения или вышедшие из могилы. Нет, речь не об этом. Мы мертвы духовно. Мы ходим, но мы мертвы.
Вот почему мы чувствуем себя такими мёртвыми. Часто мы чувствуем, что у нас, на самом деле, нет жизни. Мы чувствуем пустоту. Нет истинной причины, чтобы жить. Так что мы пытаемся найти какой-то смысл в жизни, но не находим его. Всё важное в материальном мире – не этот смысл. И если мы немного пробуждаемся, то начинаем это понимать.
Конечно, часто мы не хотим пробуждаться, нам нравится спать. Сон относится к гуне невежества, так что, когда мы в невежестве, нам нравится спать. Мы не хотим просыпаться для истины. Так что, даже если мы и слышим её, то отказываемся просыпаться.
Например, когда вы еще ребёнок и не хотите просыпаться, приходит мама и начинает вас будить: «Вставай, вставай!» Вы полностью проснулись, но делаете вид, что спите. «Просыпайся!» – а вы так… Мы все играем в эту игру.
В Америке есть животное, не знаю, есть у вас такое здесь, оно называется опоссум (это английское название; по-моему, здесь нет такого животного, но неважно). У опоссума такая защитная система, что когда приходит враг, лиса, например, которая хочет его схватить и съесть, он притворяется мёртвым. (Смех) И вы не можете заставить его двинуться, можно кинуть его – он так и будет. (Смех) Когда кто-то играет в такую игру, что его будят, а он отказывается просыпаться, про него говорят: «Он опоссума изображает».
Так что мой духовный учитель сказал мне однажды: «Можно разбудить спящего, но невозможно разбудить того, кто играет опоссума». И часто мы играем этого опоссума, мы не хотим ничего слышать: «Я не проснулся, я не собираюсь просыпаться». Это нехорошо, конечно же.
Но если мы проснёмся, одним из признаков этого будет то, что мы начнём принимать это непостижимое знание. Оно непостижимо. Обычно мы основываем всё на опыте, через который проходили в этом мире или, возможно, можем представить: «Вот это могло бы быть истиной». Но это всё основывается на материальных ограничениях, которые мы накладываем на это. Однако, когда мы немного просыпаемся, мы можем начать принимать это знание, которое непостижимо с материальной точки зрения.
Один из многочисленных примеров. В Сатья-югу (мы много говорили о Сатья-юге; это золотой век, люди живут очень долго) средняя продолжительность жизни – 100 000 лет, это в среднем. И мы говорим: «Да ну, невозможно! В школе мы такого не проходили». (Смеётся) «Если я что-то в школе не проходил, это не может быть правдой». А если мы немного просыпаемся, мы можем принять это.
Есть насекомые, которые живут один день, а некоторые – один час. Вся их жизнь протекает за один час: они рождаются, вырастают, заводят детей, женятся, вернее, сначала женятся, затем заводят детей и умирают. Для такого существа наша жизнь, какая бы она ни была, допустим 80 лет, непостижима.
– Да ну, ты чего! Кто столько может жить?
– Этот человек живёт 80 лет.
– Ты что, шутишь что ли? Никто не может жить так много!
Так что всё относительно, не так ли? Поэтому мы начинаем не только принимать, но также и ценить эту непостижимую истину.