Так что духовный мир – это тот мир, о котором, на самом деле, мы мечтаем. На самом деле, мы мечтаем о совершенном мире. Не в этих снах, которые нам ночью снятся, – это мир кошмаров. Когда вы бежите за автобусом, пытаетесь его поймать, догнать, но не можете его никак догнать, и вы просыпаетесь. Это несовершенный мир, это другая реальность.
Но есть мир, который необыкновенен. Он существует, он называется мир Вайкунтхи. Слово «Вайкунтха» означает «отсутствие беспокойств». Материальный мир известен как мир беспокойств, но в мире Вайкунтхи нет беспокойств, он вечен. Там вы не беспокоитесь о том, чтобы умереть, там нет смерти. Дух вечен, вы вечны. Вы отправляетесь в духовный мир и оказываетесь в своём естественном доме. Теперь вы не подвержены страху смерти. Когда мы переходим улицу, мы боимся, что можем умереть: «Ой, машины всюду», – и вы бежите. Всё время мы пребываем в беспокойстве, но в духовном мире нет беспокойства. Так что одно это уже необыкновенно. И это правда.
Но там не только нет беспокойств, это лишь начало. Там есть позитивное духовное удовольствие.
То, что мы принимаем за счастье, – это отрицание отрицательного, то есть, когда нет ничего плохого. Когда вы встречаетесь и говорите:
– Так здорово, вообще, у меня такой классный день сегодня!
– А почему ты так рад?
– Да утром проснулся – голова не болит, в туалет классно сходил, и жена ещё спала, не проснулась даже, вовремя на автобус сел, а когда на работу пришёл, начальника как раз не было. (Смех)
И так далее.
То есть всего плохого не было, поэтому мы так рады. Это не счастье, это отрицание отрицательного, но в материальном мире это практически всё, что мы можем знать, то есть мы ищем, когда не будет негативного. Но в духовном мире всё находится в положительном измерении, там действительно положительное, позитивное удовольствие для души.
И в мире Вайкунтхи, о котором я собираюсь рассказать, у всех есть форма, – это наша вечная духовная форма. Это называется духовное тело. Иногда в ведическом учении это называется сварупа – духовная форма. И это наша вечная духовная форма, но она не материальна. Это трудно понять. Она не стареет, не устаёт, не хочет есть, не болеет – ни одной из проблем, которые есть здесь. Нет рождения, не нужно жить в утробе девять или десять месяцев. Не нужно делать ничего из этого. Нет угрозы смерти. Нет ревности, гнева и всего того, что так распространено в этом мире. Нет воин, нет аренды, нет счетов, нет смерти. Всё, что здесь заставляет нас мучиться, – там этого нет.
А то, что там есть, – это Кришна. Он делает духовный мир совершенным. Это Его мир. Он совершенная Личность, Верховный наслаждающийся. Очевидно, что Его мир совершенен и наполнен наслаждением. Если Он Верховный наслаждающийся и это Его мир, то логично, что это будет мир наслаждений, и это так и есть.
Но это не то наслаждение, которое мы знаем в этом мире, – а именно чувственное удовольствие, попытки найти стимуляцию для наших чувств, наслаждение, которое вспыхивает и очень быстро уходит и не удовлетворяет. Не такого рода удовлетворение, а действительное наслаждение, которое делает нас счастливыми.
Наша духовная форма – это мы сами, не так, что форма поверх нас, как это тело. Материальное тело находится поверх нас. Тут не так, это мы и есть. И духовными чувствами, которые у нас есть, мы ощущаем духовное удовольствие.