И затем маха-мантра – самая великая мантра из всех: ХАРЕ, КРИШНА и РАМА. «Харе» – это энергия преданности Кришне. Она включает в себя Его самых близких преданных, у которых взаимоотношения любви и преданности с Кришной. И это включает духовного учителя. Так что «Харе» обращаются к великим любящим Кришны, «Кришна» – к Верховному Господу. А Рама – это Господь Баларам. Когда мы повторяем эту маха-мантру, на самом деле это совершенная молитва: «О, Господь! Кришна и Баларам! О, Господь! О, энергия Господа, все великие любящие Кришны! Пожалуйста, позвольте мне быть занятым любовным служением вам».
Видите ли, Кришна должен позволить нам служить Ему. Точно так же в этом мире господин позволяет слуге служить ему. Господин – тот, кто главный, так? Так что Он занимает такое положение, когда решает, кто будет Ему служить, а кто нет: «Я приму твоё служение или не приму твоё служение». Опять же, это не наше положение решать за Кришну, что Он должен делать. «Я буду служить Тебе (Господу) так, как я хочу» – это материальное сознание, материальное представление взаимоотношений с Богом. «Я буду говорить Тебе, что делать. Я буду говорить, что я хочу от Тебя. Я господин». Это на самом деле положение, перевёрнутое кверху ногами, что «я – господин, а Он – мой слуга». Так не работает.
Бхакти-йога учит нас, что мы должны быть правильными в своём отношении, в своём сознании. И всё это основывается на абсолютной истине. До тех пор, пока мы не знаем этого, мы не в состоянии служить Кришне и не в состоянии войти в духовный мир. Так что, следуя этому процессу, мы становимся достойными этого. Вот почему это так трудно. Вот почему на самом деле очень немногие хотят это делать. Потому что это означает, что мне надо всё поменять в своей жизни: мне нужно сойти с трона и спуститься вниз, в низкое положение. И это очень трудно. Но когда мы очищаемся от иллюзии, высокомерия, загрязнения, гордости, зависти, ревности и так далее, тогда начинает проступать наша истинная природа. И наша истинная природа – это природа смирения. По своей природе душа очень смиренна. Вот почему, по мере того, как мы убираем загрязнения, начинают проступать все эти хорошие качества.
Мы очень часто приводим пример с алмазом. Алмаз чистый. Изначальный алмаз чистый. И он излучает сияние и красоту по своей природе. Но если мы покрываем этот алмаз одним за другим слоями грязи, красота, сияние исчезают. И всё, что мы видим, – это что-то уродливое. И если постепенно мы счистим это загрязнение слой за слоем, в конечном итоге сияние начинает появляться. До тех пор, пока не будет убрано всё загрязнение, и алмаз будет сиять во всей своей чистоте… И мы – этот алмаз, но в сыром виде, в грубом виде. Так что мы алмаз, но в грубом, сыром виде.
Ещё раз: процесс бхакти-йоги возвращает нас к нашей истинной природе. И это система Кришны, это научный процесс Кришны. Поэтому вопрос о том, сработает ли это не стоит. Это как сказать, что Господь сделал систему, которая может сработать, а может не сработать – это сумасшествие. Он говорит: «Вот как ты можешь стать настоящим собой».