Веды – это записанные слова Бога. Это не просто какие-то книги, которые написал какой-то человек. Это послание Бога к нам.
Более 5000 лет назад это знание не было записано. Потому что этого и не требовалось. Люди были более продвинуты в их умственных способностях. Они могли всё помнить, и потому им не нужно было это записывать. Они слышали один раз, и это уже было с ними. Они слышали послание и запоминали его. Но 5000 лет назад началась эта эпоха забывчивости. Она называется Кали-юга. Это век короткой памяти, кроме всего остального… Век хаоса, раздора, замешательств, проблем, слабости и так далее. Но сейчас мы говорим о памяти. Так что, когда началась Кали-юга, память у людей становилась всё короче и короче. И Верховный Господь, конечно же, зная всё, понимал, что теперь устной передачи истины будет недостаточно. Это нужно записать. И в это время Он инкарнировал как Шрила Вьясадев и записал это знание. И то, что Он записал, и другие после Него, стало известно, как ведические священные писания. Поэтому у нас есть доступ к этому ведическому видению. Мы можем узнать, каково истинное видение жизни, а не искажённое, основанное на невежестве.
Так что в этом процессе бхакти-йоги, мы изучаем, изучаем это знание. Так, чтобы у нас тоже могло быть это понимание и это видение. Понимаете, нет ничего хорошего в том, чтобы пребывать в невежестве. И в целом люди знают об этом. Вот почему в каждой стране есть школы, образовательные учреждения. Я только что видел информацию (по-моему, это было про Китай), там говорилось, какое расстояние нужно преодолевать детям каждый день, чтобы попасть в школу. По-моему, это было даже мировое исследование, не только в Китае, – «Десять самых трудных путей в школу». У кого-то дети должны были идти три часа в одну сторону через какие-то реки, горы, через метели. Три часа в одну сторону, три часа в другую. Или идти по очень узкому подвесному мостику через очень-очень глубокое ущелье и надеяться, что мостик не упадёт. И так далее. Суть в том, что они знали, что им надо идти и получать знание. Так что они готовы были это делать.
Но, к сожалению, все эти усилия обеспечивают их только материальным знанием. Так что у них есть материальное знание, но нет духовного. По сути, они по-прежнему остаются в невежестве относительно духовной жизни, относительно того, кто они, или того, как видеть мир. Поэтому вы можете увидеть, что это очень ценная информация.
Нам всем нужно проживать свою жизнь. У нас нет выбора. «Мне не нравится моя жизнь! Я хочу, чтобы она закончилась». Но ты не можешь её закончить, ей нет конца. У нас нет выбора – нам нужно прожить её. Вы не можете убить себя. Вы можете убить своё тело, но вы останетесь собой, а именно жизнью. Поэтому выбора нет. Но есть выбор того, чему я посвящу свою жизнь. Посвящу ли я её тому, чтобы получить истинное знание, истину, или я буду, как в основном все в мире, без этого. И буду совершать одну ошибку за другой в этой жизни и в следующей жизни, и в следующей за ней жизни и так далее, до бесконечного количества жизней, до тех пор, пока я не изучу истину. Это индивидуальный выбор. Так что мы всегда стараемся подчеркнуть важность этого знания. И очень советуем людям, чтобы они это приняли.
Помню, один раз я ехал по штату Теннеси в Америке, по автомагистрали. И там были большие вывески, примерно каждые 20 км. И на одной из них было написано: «Нет образования – нет будущего». Я понимал, что они хотят сказать: дети, не сбегайте из школ, ходите в школу, получайте хорошее образование. Если вы его не получите, у вас не будет хорошего будущего: у вас не будет хорошей работы, у вас не будет никаких способностей, вам нечем будет заняться, вы не сможете ничего делать. Я понимал, что они хотят сказать этими вывесками.
Ведический взгляд на это, по сути дела, такой же, но всё же немного отличается. Единственное, что в одном этот знак был неправ: нет образования – нет будущего. Так не может быть. Потому что у нас у всех есть вечное будущее. Будущее будет. Но какое оно будет? Это неизвестно. Ведический взгляд был бы таким: нет духовного образования – нет какого-либо ценного будущего. Будущего, которое представляло бы собой какую-то ценность. Так что концепция одинаковая. Просто разное понимание того, что такое настоящее образование.