Текст 1
Арджуна спросил: «Кого следует считать более совершенным: того, кто всегда должным образом занят преданным служением Тебе, или того, кто почитает безличного Брахмана, непроявленное?»
Мы продолжаем изучать Бхагавад-гиту. Мы продолжаем читать комментарий к первому стиху.
«КОММЕНТАРИЙ: Итак, в заключение практически каждой главы говорится, что человек должен быть привязан к личностной форме Кришны, так как это — наивысшая форма духовной реализации».
Если вы хотите что-то узнать, вы идёте к высшему авторитету и спрашиваете: «Что вы посоветуете?» И он даёт свой совет, тогда вы чувствуете себя комфортно: «Теперь я знаю, что мне нужно делать». Бхагавад-гита рекомендует личное служение Кришне, и говорит, что это наивысшая форма духовной реализации. Нет ничего выше этого.
«Однако существуют люди, не интересующиеся личностным аспектом Кришны. Они предпочитают размышлять об имперсональном аспекте Абсолютной истины, непроявленном, находящемся за пределами чувственного восприятия».
Если вы к чему-то привязаны, это трудно оставить. Многие люди привязаны к имперсональному аспекту Бога, или они привязаны к этой концепции, привязаны к философии. Потому что они хотят её слышать. Это то, с чем они себя чувствуют удобно. Это то, какими они хотят быть.
Если Бог – не личность, если Бог – просто энергия, безличная пустота, безличный свет, то всё очень просто. Некому предаваться. На самом деле, некому служить. Нет никого кто, глядя на тебя, сказал бы: «Нет, это не правильно» и т.д.
Другими словами, — это удобно. Поэтому мне нравится такого типа Бог. Он – просто энергия, я могу просто подключиться к этой энергии, немножко зарядиться, возможно, получить какие-то силы, стать немножко больше в состоянии управлять и т.д. И, в конечном итоге, я смогу слиться и стать этой энергией. Это очень привлекательная философия для определенных людей.
Если люди не ищут настоящего, если они не ищут любви, не ищут личных взаимоотношений, не ищут кого-то, кому бы они могли предаться, кто бы их защищал, и кому они могли бы быть преданы, если они не ищут всего этого, то эта имперсональная концепция для них очень привлекательна. Она космическая, очень мистическая, такая загадочная и возбуждающая.
Если ты, на самом деле, соприкасаешься с этим, то получаешь какой-то опыт, который выходит за пределы этого материального измерения, астральный опыт. И это очень привлекательно для многих людей. Поэтому, когда они слышат эту имперсональную философию, она притягивает их. Если у них был какой-то опыт с Брахмаджьоти
, они ещё больше привязываются к этому безличному аспекту Бога.
В 70-е годы было много людей, занятых духовным поиском. Они искали духовный опыт нового вида — не ходить в церковь, не читать Библию. Их интересовал не такого рода духовный поиск, с которым они выросли, и про который они знали и немного из этого получили. Они были в духовном поиске другого рода. Они хотели чего-то нового, чего-то неизведанного, какого-то мистического мира, который находится за пределами грубого материального мира, где они могли бы путешествовать в другом измерении, не будучи стеснёнными материальным телом.
Чтобы облегчить это путешествие, этот поиск, существовали психоделические наркотики: лсд, мескалин, марихуана и ряд других. И люди чувствовали какие-то космические опыты. Они путешествовали в такие места, где они никогда не были и видели то, чего они никогда не видели и т.д. Иногда, возможно, они даже врезались в Брахмаджьоти
. И тогда они говорили: «Ого! Вот это да! Тут что-то такое на самом деле серьёзное». И так они привязывались. Для них этот опыт становился очень привлекательным.
Я знаю много таких людей, их на самом деле много, не то, что один-два. И когда им начинаешь представлять концепцию о существовании личности Бога, и всю истину, которая сопутствует этой концепции, это не привлекало их. Это было для них совсем не привлекательно. У них уже было своё представление. И личностная концепция Бога их безличной концепции. Они очень легко могли там стать Богом и чувствовать себя так. С помощью некоторых из этих наркотиков ты чувствуешь себя как Господь. И когда им говоришь о философии, где ты – Бог, они говорят: «Ну да. Я это точно знаю».
Но философия, которая не поддерживает их идею о возможности быть Господом, им не нравилась.
И именно об этом говорит здесь Кришна: некоторых людей по-прежнему привлекает безличное сияние Брахмаджьоти
, всепроникающий аспект Абсолютной истины.
Часто приводится пример с солнцем и солнечным светом, Брахмаджьоти. Солнечный свет проникает и распространяется повсюду. Он проникает в каждый маленький уголок. Везде, где он только может пройти, он проходит. Он проходит через маленькое окошко и освещает всё помещение. Он – всепроникающий, конечно, в определённом, ограниченном аспекте. Брахмаджьоти подобно этому солнечному свету. Но оно выше возможности постижения чувствами. Оно – не проявлено, не имеет формы, и чувства не могут пройти туда. Ты должен открыться и пойти в другое измерение.
Я надеюсь, я не слишком привлекательно для вас всё это обрисовал? А то некоторые скажут: «Вообще-то, на самом деле, похоже, что я этого хочу. Покажите как?». Нет, это не самое лучшее, я вам точно могу сказать, я знаю. Кришна намного выше этого.
«Арджуна желает узнать, который из этих двух классов трансценденталистов более совершенен».
Это важно понять, изначальный вопрос был — кто более совершенен. Также Арджуна хочет знать, кто больше знает, у кого больше знания. Кто более совершенен в знании?
«Другими словами, он хочет уяснить для себя собственное положение, поскольку он был привязан к личностному образу Кришны, а не к безличному Брахману».
Арджуна – персоналист. Очевидно, у него есть близкие взаимоотношения с Кришной. Он не привязан к сиянию Кришны, он привязан к Кришне. Его привязанность намного, намного глубже. Поэтому он хочет знать, что самое лучшее. Какой из этих двух классов более совершенен в знании.
Если мы хотим найти совершенное, если мы хотим быть совершенными, мы должны узнать, что же самое совершенное. В материальном мире многие люди хотят быть совершенными, кто бы это ни был: спортсмены, бизнесмены и т.д. Когда вы входите в духовный аспект жизни, зачастую вы привносите это стремление к совершенству с собой: «Я хочу быть совершенным в духовной жизни». Тогда вам нужно разобраться, а что же самое совершенное. Потому что есть различные пути, по которым можно пойти, различные цели, которых можно достичь. И Арджуна всё это выясняет.
«Он хочет быть уверенным в правильности своей позиции. Это очень трудно — размышлять об имперсональном проявлении Господа, как в материальном, так и в духовном мире. В сущности, невозможно совершенно постичь безличную форму Абсолютной истины. Поэтому Арджуна считает это бесполезной тратой времени».
Если вы когда-либо пытались медитировать на безличный аспект, или на пустоту, или на свет, то вы знаете, что это не так легко. Вы пытаетесь представить у себя в уме ничто, что представляет что-то из себя. И ум пытается что-то придумать. Это нелегко и очень трудно потом удерживать на этом свой ум. В действительности, это не возможно. Но некоторые люди думают, что им это удаётся. Но, в любом случае, это очень трудно.
Арджуна хочет узнать, какой смысл в этой бесполезной трате времени. Для Арджуны очень ясно, что это, на самом деле, просто потеря времени. Поэтому он хочет знать, зачем же это делать, когда вы можете иметь личные взаимоотношения с Кришной.
«В одиннадцатой главе он убеждается на собственном опыте, что лучше всего быть привязанным к личностному аспекту Кришны, поскольку таким путём можно познать и все другие формы, и это не помешает его любви к Кришне».
Одиннадцатая глава – это глава о вселенской форме Кришны. Если вы никогда не читали Бхагавад-гиту и для вас эта философия новая, вы, возможно, вообще не сможете понять что такое вселенская форма Кришны. Но, в сущности, эта форма описывает все аспекты Кришны в материальном мире. И называется она — вселенская форма. Кришна проявил её Арджуне, по просьбе Арджуны: «Могу ли я увидеть Твою вселенскую форму?» И Кришна ему её показал.
Вы можете прочитать одиннадцатую главу и получить полное её объяснение. Здесь говорится о том, что поскольку у Арджуны есть личные отношения с Кришной, эта вселенская форма им не мешает. Он может познать много других форм Кришны, но это не мешает его личным взаимоотношениям с Кришной. Это не мешает его любви к Кришне.
«Этот важный вопрос, заданный Арджуной, показывает резкое разграничение между безличным и личностным восприятием Абсолютной истины».
Этот вопрос был задан 5 тысяч лет назад. Этот вопрос и ответ на него уже существовали 5 тысяч лет назад. Вы можете сказать: «А почему же тогда кто-то всё ещё остаётся имперсоналистом? Если истина уже была открыта так давно, почему так много людей — непреданные Кришны?» — Потому что они не хотят знать ответ. Возможно, они и слышали ответ, но они не хотят ему следовать.
Так что, даже, если это и истина, то это не значит, что очень много людей захотят слушать эту истину. Люди не хотят знать истину. Они говорят, что хотят, до тех пор, пока они не услышат то, что они не хотят слышать. Они говорят: «Скажи мне истину!» И ты им говоришь, а они не хотят слушать. На самом деле, они не хотят знать истину. Они хотят знать, услышать такую истину, которую они захотят принять как истину. Они ищут чего-то, что будет подходить и нравится им. Поэтому они — неистинные искатели истины.
Истинный искатель, когда слышит истину, даже если она противоречит тому, что он считает за истину, если он серьёзен, тогда Кришна явит ему: «Вот это — истина». Искатель всегда думал, что истина — вот такая, но теперь он понимает, что истина – другая. Если он серьезный, как я сказал, то Кришна ему скажет: «Вот истина, а не то, что ты думал». Тогда искатель истины скажет: «Хорошо. Я думал и принимал за истину одно, я в это верил, но теперь я поменялся и я принимаю истину такой, какая она есть». И это настоящий искатель. Так что, вы можете узнать, кто настоящий искатель, видя его отношение.