Текст 6-7
«Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно размышляет обо Мне, сосредоточив на Мне свой ум, – таких людей, о сын Притхи, Я без промедления вызволяю из океана рождения и смерти».
Мы читаем 12 главу Бхагавад-гиты и остановились мы в середине комментария к 6 и 7 стихам.
Идея состоит в том, что бхакти-йога, или преданное служение Кришне, – очень легка, а имперсонализм, который представлен путём гьяна-йоги – очень труден. Кришна его не рекомендует. Он говорит о том, что этот путь труден в практике и труден в конце. Мы сейчас почитаем комментарий.
«КОММЕНТАРИЙ Бх.Св.: В «Вараха Пуране» есть такой стих:
найами парамам стханам
арчир-ади-гатим вина
гаруда-скандхам аропйа
йатхеччхам аниваритах
Смысл этого стиха состоит в том, что преданному не нужно заниматься аштанга-йогой
, чтобы перенестись на духовные планеты. Господь Сам позаботится об этом. Здесь Он ясно говорит, что Сам становится спасителем преданного».
Речь здесь идёт о спасении из материального мира. Быть освобождёнными из материального мира — это то, в чём нуждаются все обусловленные души. Как бы нам ни нравился этот материальный мир, это не то место, где мы должны находиться. И большинство людей вообще не заинтересованы в том, чтобы пойти в духовный мир. Но это самое лучшее для каждого индивидуума – вернуться обратно в духовный мир, а именно на планеты Вайкунтхи.
Это духовные планеты, где личности будут дальше оставаться индивидуальными духовными душами, их духовная форма будет не отлична от них самих. Здесь, в этом материальном мире, наша форма отлична от нас, наше тело – это не мы. Но в духовном мире индивидуальные формы – это и есть сами личности. Когда личность пребывает на планетах Вайкунтхи, на духовных планетах, она лично общается с Кришной. Это именно то, в чём все нуждаются. Но это не то, чего все хотят.
Но тех, кто полностью предан Верховному Господу, тех, чья жизнь сосредоточена на том, чтобы доставить Ему удовольствие и вращается вокруг Него, тех, чей ум сосредоточен на Нём и т.д., — тех Он лично вызволяет из океана материального существования. Им не нужно пытаться отправиться в духовный мир, всё, что им нужно – это служить Кришне. И автоматически Кришна приходит и вызволяет их.
При всех других процессах, вам необходимо прилагать огромные усилия, и всё будет зависеть от вас (ответственность на вас). Так называется «восходящий процесс», когда вы предпринимаете задачу восходить, проходя через аскезы, испытания и всевозможные различные трудности. Вы пытаетесь подняться в духовный мир, и вы достигаете только лишь безличного аспекта Бога – сияния Брахмана.
Преданный Кришны действует в соответствии со своей истинной природой. Он просто служит Верховному Господу. И тогда Кришна приходит. Так называется «нисходящий процесс», когда Кришна нисходит и очень быстро вызволяет преданного из океана материального существования. Вот то, что здесь описывается.
«Всю заботу о ребенке берут на себя его родители, поэтому малыш чувствует себя в полной безопасности. Точно так же преданному не нужно прилагать какие-то особые усилия, чтобы с помощью йоги попасть на другие планеты. Верховный Господь Сам по Своей великой милости прилетает за преданным на Гаруде и освобождает его из плена материального бытия».
Кто-то может подумать: «А как Кришна узнает, что я вообще существую? Я буду всё это делать, а Он даже и не узнает». Это неправильное отношение. Кришна знает всё, Он находится в нашем сердце. Он не только знает, что мы делаем, но Он знает отношение, с которым мы это делаем. Если у кого-то есть эти отношения любви с Кришной, тогда Кришна приходит и вызволяет его.
«Человек, тонущий в океане, может изо всех сил бороться за жизнь и быть очень хорошим пловцом, но ему все равно не удастся спасти себя самому. Но если кто-то другой придёт к нему на помощь и вытащит из воды, то он спасётся без всяких усилий. Точно так же Господь спасает преданного из океана материальной жизни. Единственное, что нам нужно, — это воспользоваться несложным методом сознания Кришны и целиком посвятить себя преданному служению».
Таков процесс бхакти-йоги, он очень ясно описан и объяснён. Деятельность, философия — всё очень ясно представлено. Просто следуй этому процессу, в этом идея. Тебе не нужно беспокоиться ни о чём другом, просто следуй этому процессу.
Необходимо понять, что следовать процессу нужно с отношением преданности, настолько, насколько это возможно. Это не механический процесс, как последовательность физических упражнений. Этот процесс очищает сердце и пробуждает любовные взаимоотношения преданности Верховному Господу. Так что, просто следуйте процессу и не беспокойтесь о результате. Об этой части позаботится Кришна. И человек, который делает это, — Кришна приходит и вызволяет его.
«Всякий разумный человек предпочтёт метод преданного служения всем прочим методам самоосознания».
Разум или разумность описывается в Бхагавад-гите как способность видеть всё в правильной перспективе, видеть всё таким, как оно есть. Человек, который действительно видит всё таким, как оно есть, сможет понять, что это действительно более высокий процесс. И если он действительно разумен, другие процессы не будут его интересовать.
Люди всегда будут пытаться представить какие-то другие процессы, но преданные в них не заинтересованы: «Спасибо, но нет, спасибо». Они оценили предложение: «Спасибо большое. Но я не заинтересован. У меня уже есть совершенный процесс. Я понимаю это, я это вижу. Вы не сможете меня от этого отвлечь». Так что, он устойчив, он не колеблется. И Бхагавад-гита называет его действительно разумным.
«В «Нараянии» это подтверждается следующим образом:
йа ваи садхана-сампаттих
пурушартха-чатуштайе
тайа вина тад апноти
наро нарайанашрайах
Смысл этого стиха в том, что — в кармической деятельности или философских поисках истины нет никакой пользы…»
То есть, можно это делать, но не нужно этого делать. Помните, что любой процесс, которым мы занимаемся, требует нашего времени, нашей энергии и нашего сосредоточения. Это повлияет на наше сознание и это заставит нас находиться в этом процессе. И сколько у нас есть времени? Жизнь очень коротка. Мы не хотим тратить годы, занимаясь одним процессом или другим процессом. Мы не знаем, сколько времени это займет. Это не рекомендуется Кришной, не рекомендуется никакими священными писаниями. Следует просто сосредоточиться на преданном служении.
«… потому что тот, кто предался Верховной Личности Бога, может получить все блага, которые приносят различные виды йоги
, размышления о природе духа, ведические ритуалы и жертвоприношения, раздача милостыни и т.д.»
Кто-то может спросить: «А зачем заниматься всеми этими другими процессами?» и услышать ответ: «Я могу получить конкретный результат». — «Да, хорошо. Ты также можешь получить этот же результат с помощью преданного служения». Любого, что можно достичь с помощью любых других процессов, можно также достичь с помощью бхакти-йоги. Это не так, что ты что-то пропустишь, но в то же время, ты получишь намного-намного больше, чем может предложить любой другой процесс.
«В этом особое преимущество преданного служения.
Просто повторяя святое имя Кришны – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, – преданный Господа легко и радостно достигает высшей цели, которая остается недоступной для тех, кто идёт другими духовными путями».
Согласны вы с этим или нет, но это всё равно остаётся истиной. Многие люди не согласны, они не принимают это утверждение. Но оно всё равно остаётся истиной. Видение человека таково: «Нет, я с этим не согласен». Но это все равно истина. Всё, что эти люди делают, это просто теряют возможность. И это неудачно.
Ко мне постоянно подходят люди после публичных лекций, очень часто. Даже вчера это было. И они хотят узнать, а почему они должны повторять эти мантры: «Почему эти? Они не на моем языке. Они на каком-то другом языке. Я не хочу этого делать, я не понимаю этого, и мне кажется, что это не правильно». — «Ну, хорошо, ты не обязан этого делать».
Но все эти взгляды основаны на материальных концепциях и телесном отождествлении. Когда я нахожусь в России, люди мне говорят: «Мы – русские, зачем мы должны повторять это? Я хочу русские мантры». Когда я в Польше, они говорят: «Я – поляк, мне нужна польская мантра». Я еду в Германию и мне там говорят: «Мне нужна немецкая мантра». Всё это — телесное отождествление. Ты не немец, не поляк и не русский.
Мантры — абсолютны, они выше всего этого. Разве мы не все воспеваем мантры на своем языке? Конечно, мы воспеваем: «Деньги, деньги, деньги. Деньги, деньги, деньги. Веселье, веселье, веселье. Удовольствие, удовольствие, удовольствие. Хорошее веселье, хорошее веселье, хорошее веселье». Это большие мантры, их все поют. У нас есть песни, у нас есть музыка, но очистило ли это кого-то? Кто-то получил от них блаженство? В результате этих мантр кто-то вернулся в духовный мир? И ответ – нет.
Мы предлагаем вам мантры не от себя, мы передаем то, что предлагает Господь: «Воспевай эту мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». — «А я не хочу воспевать эту мантру». «Хорошо, мы не говорим, что ты обязан её воспевать, мы говорим, что тебе нужно её воспевать. Верховный Господь говорит, что это то, что ты должен делать со своей жизнью. Ты хочешь достичь совершенства в жизни? — вот что ты должен делать». Получается так, что мы очень неохотно принимаем истину. Мы слышим истину, а затем мы начинаем спорить.
«…высшей цели, которая остаётся недоступной для тех, кто идет другими духовными путями».
И это конечное утверждение.
«В восемнадцатой главе, подводя итог всему сказанному в Бхагавад-гите, Господь говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах
Он призывает отказаться от всех прочих методов самосознания и просто посвятить себя преданному служению в полном сознании Кришны».
Преданное служение Кришне и всё. Все остальные процессы самосознания не помогут вызволить тебя. Зачем тогда ими заниматься? – «О, мне нравится». Хорошо, ты можешь ими заниматься, но в результате того, что ты делаешь, ты не получишь полный результат человеческой формы жизни.
Так говорит Сам Кришна, Сам Господь. Это не говорит глава какой-то религии. Вы — глава какой-то религии и вы просто говорите это, чтобы люди присоединились к вашей религии. Речь идет совершенно не об этом, здесь не к чему присоединяться, не во что вступать. Мы не рекламируем какую-то религию, мы рекламируем совершенное предложение, дар Кришны. Если кто-то действительно выполняет это наставление Кришны, выполняет преданное служение, это даёт ему возможность достичь совершенства жизни.
«Не нужно бояться последствий грехов, совершенных в прошлом, потому что Сам Верховный Господь берет на Себя заботу о преданном».
В этом учении не делается акцент на совершённые в прошлом грехи. Никто никого не судит: «А что ты раньше делал? Ты был грешник? Ты врал, ты крал, занимался прелюбодеянием?» Никто никого ни о чём не спрашивает. Это не входит в этот процесс, это не имеет значения.
Речь идет о том, что ты собираешься делать сейчас. Кришна позаботится обо всем этом, тебе даже думать об этом не нужно. Тебе не нужно думать: «О, мне нужно отработать этот грех, тот грех, эту карму, ту карму. А когда я все это отработаю, когда я освобожусь от всего этого прошлого, от прошлой, неправильной жизни, тогда я смогу заняться преданным служением». Это не так, такого отношения вы нигде не найдете в этом учении. А если вы это услышите, то значит, что кто-то это придумал, потому что, на самом деле, это не так. Вы просто начинаете заниматься процессом бхакти-йоги с того уровня, на котором вы находитесь. Кришна обо всем позаботится. Вот почему Он говорит: «Я освобожу тебя от всех страхов, Я позабочусь обо всём твоем прошлом».
«Поэтому не стоит тщетно пытаться самому спастись с помощью того или иного метода духовного самопознания».
Мистик-йог, например, или аштанга-йог, пытается сжечь прошлую карму. Он пытается поднять куиндалини и с помощью огня куиндалини сжечь всю плохую карму. Он пытается открыть чакры. Вчера вечером мне кто-то говорил о том, что у него заблокированы чакры. И в этом заключён весь смысл.
Люди так думают: «О, у меня чакры заблокированы. Всё заблокировано». Не беспокойтесь об этом, просто занимайтесь этим процессом. В процессе преданного служения речь идёт не о чакрах, обо всех этих прошлых грехах и т.п. Об этом позаботится Сам Господь, какие бы проблемы у вас ни были. Вы должны сосредоточиться на Кришне, а не на своем прошлом, на своей карме, на своих чакрах. Нам никогда не давались такие наставления. Нам всегда давалось наставление действовать в своем естественном положении, как слуги Кришны. И это всё.
Когда вы приходите к этому учению, вы не услышите всех этих больших дел с чакрами. Да, чакры существуют. Про это речи не идёт. Мы знаем о чакрах. А в процессе куиндалини, чакры — это целое дело. Поднятие жизненного воздуха, кундалини, через первую чакру, вторую чакру, поднимать её и поднимать ко лбу, между глазами, очистить сердечную чакру и т.п. Всё это — большое усилие, которое, возможно, вы никогда не осуществите. Потому что данный процесс предназначен не для этого века.
Когда пришёл Господь Чайтанья, Он не говорил: «Не беспокойтесь о чакрах». Он вообще про них не говорил! Он не имел дела с чакрами. Он говорил: «Воспевай Харе Кришна!». Это то, что говорил Господь Чайтанья. И это то, что Он делал Сам и это то, что Он предлагал делать миллионам другим. Когда Он знакомился, встречался с каким-то новым человеком, Он не говорил: «Хм, тут у тебя аура. Тут у тебя, знаешь, дырки в ауре, тебе надо эти дырки выровнять. Вижу, что у тебя, похоже, не здорова третья чакра, тебе надо сделать это». Господь Чайтанья ничего из этого не делал.
Он приходил к величайшим мистикам, ко всем этим большим имперсоналистам и ничего не говорил им на эту тему. Он просто приходил, садился, объяснял им истину, и делал так, что они начинали воспевать маха-мантру. И Он прочищал их вот так (щелчок), очень быстро, и они оставляли все свои другие занятия, все свои изучения Веданты, свои аскезы, что бы они там ни делали. И они просто становились преданными Кришны, воспевали мантру Харе Кришна и были очень счастливы. Они полностью становились преданными Кришны. И их всех Господь вызволял из океана материального существования.
Таков процесс бхакти-йоги. Это такой простой процесс, он слишком прост для большинства людей. Они хотят чего-то очень сложного, чего-то такого, чего действительно трудно понять, чего-то, что даже выше их способности это уловить. И тогда они думают: «О, вот это, наверное, настоящее. Это настолько запутано и так продвинуто. На самом деле, мне это нравится». Странно, но это правда.
А такой простой процесс:
— Просто воспевайте эти мантры и занимайтесь этой деятельностью преданного служения.
— И это всё?
— Да, всё
— Всё, вы уверены?
— Да, это всё
— Я хочу чего-то посложнее
— Хорошо.
И они находят. Вся их жизнь уже трудная. Они находятся уже в такой трудной ситуации.
— Вот способ как облегчить тебе жизнь
— Но это не по-русски!
— Ну да, мне жаль, к сожалению, духовный мир не русский. Там по-русски не говорят, там говорят на санскрите.
Я думаю, что люди думают, что когда они попадут в духовный мир, как бы они себе там это представляют, я понятия не имею, как они себе это представляют, там будет Россия. И все ангелы будут – русские, и они будут говорить по-русски и делать всё, что делают русские ангелы. А рядом будет польский рай. Иногда они друг другу будут не нравится: «Я – поляк, а я – русский». — «Не летай над моей территорией!» А рядом будет – американский рай, и там все занимаются своим вздором. Вот так люди себе представляют духовный мир. Я думаю, что это то, чего люди хотят. Это странно, но люди настолько убеждены в телесной концепции жизни, что не хотят ничего другого, даже если это будет в раю, все равно должно оставаться так, как в этом мире.
Но до тех пор, пока мы не пойдём дальше этого, мы не сможем пойти никуда. Признак того, что мы куда-то продвигаемся, это то, что мы идём выше этих концепций. Мы отказываемся от этой необходимости, когда мне это нужно. Мы говорим: «Я не русский, не поляк и не американец». – «Ага, ну теперь ты можешь что-то начать делать».
Так что, в бхакти-йоге есть всё. Вся информация есть, и всё очень понятно.
«Не нужно бояться последствий грехов, совершенных в прошлом, потому что Сам Верховный Господь берет на Себя заботу о преданном. Поэтому не стоит тщетно пытаться самому спастись с помощью того или иного метода духовного самопознания».
Тщетно — значит бесполезно, не будет результата и будет много работы.
«Пусть каждый найдет прибежище в Верховной и всемогущей Личности, Кришне. В этом — высшее совершенство жизни».
Это — истинное послание. А все другие послания — неполные. В них может содержаться какая-то истина. Любой, кто будет что-то говорить, в конце концов, может сказать что-то истинное. Говорится, что «даже сломанные часы два раза в день показывают правильное время». В конечном итоге, каждый скажет что-то правильное, но значит ли это, что мы должны его слушать? Нет, не значит, потому что в промежутках между этой случайной истиной, будет вся неистина. Но когда говорит Верховный Господь – это всегда истина, всегда вечная истина.
Так что, нам нужно прийти к такому пониманию. Или, в действительности, мы ничего не понимаем. Нам необходимо прийти к такому пониманию.