Posted by on 8 мая, 2014 in Четвёртая Глава | Нет комментариев

Хорошо. Мы будем читать из Бхагавад-гиты. Четвёртая глава. Мы остановились на середине комментария. Кришна говорил о том, что Он не занимается никакой деятельностью. Он не связан ей, Он не вовлечён в неё и так далее.

Живые существа в материальном мире, в сущности, делают то, что они делают ради удовлетворения чувств. Чувства – это господь. И вы можете посмотреть на людей и увидеть, что всё зависит от их чувств. Даже если они занимаются той деятельностью, которая им не нравится, и там нет удовлетворения чувств. Это аскеза, которую они совершают для того, чтобы получить удовлетворение чувств в дальнейшем. Удовлетворение чувств – это на самом деле цель. Поэтому они всегда пытаются увеличить его. Продолжаем читать комментарий.

Комментарий Бх. Св.: «Желая получить больше возможностей для наслаждения, живые существа трудятся в этом мире и мечтают после смерти вкусить счастья на райских планетах. Но самодостаточного Господа не привлекают так называемые райские удовольствия. Полубоги, живущие на райских планетах, – всего лишь Его покорные слуги. Хозяин никогда не стремится к низкопробным удовольствиям, о которых мечтают его слуги. Господь непричастен к материальной деятельности и не подвержен её последствиям. Так, дожди не являются непосредственной причиной появления на земле растительности, хотя без них ничего не может вырасти. В смрити-шастрах сказано:

Нимитта-матрам эвасау
Срджйанам сарга-кармани
Прадхана-карани-бхута
Йато ваи срджйа-шактайах

“Господь – высшая причина возникновения всего, что существует в материальных вселенных. Непосредственной же причиной является материальная природа, проявляющая эти вселенные”. Есть разные виды сотворённых живых существ: полубоги, люди, животные, и все они пожинают плоды своих хороших или дурных поступков, совершённых в прошлом».

Иногда задают вопрос: «Есть ли карма на райских планетах?». И здесь говорится о том, что «…все они пожинают плоды своих хороших или дурных поступков, совершённых в прошлом».

«Господь лишь предоставляет им всё необходимое для деятельности и регулирует её с помощью гун материальной природы, но Сам Он не несёт никакой ответственности за действия живых существ в прошлом или настоящем».

Господь обеспечивает все составляющие, но Он не несёт ответственности за то, что происходит. Он даёт нам независимость выбирать, как нам использовать эти составляющие части. Но также Он даёт нам информацию о том, как мы должны их использовать. Он говорит: «Вот здесь есть всё. Можете использовать это, как вы хотите. Но вот то, что вы должны с этим делать – вот ведические священные писания, вот знание». Тот, кто принимает эти наставления, знает, что делать. Вот есть ум, есть чувства, есть тело, есть всё это. Есть я, активная духовная душа. И душа, которая принимает наставления Кришны, знает, что делать. А все остальные не знают, что делать. Поэтому они должны страдать от последствий.

Но не обвиняйте Господа. Вот о чём здесь идёт речь. Он не несёт ответственности. Мы несём ответственность. И так много людей, которые хотят обвинить Бога за свою неудачу: «Почему? Почему это, почему то? Бог виноват. Он позволил этому случиться. Он сделал так, что это произошло». Но нет. Он не несёт ответственности.

«В “Веданта-сутре” (2.1.34) сказано: ваишамйа-наиргхрнйе на сапекшатват – Господь беспристрастен и не относится предвзято ни к кому из живых существ. Живые существа сами отвечают за свои поступки. Господь только обеспечивает их всем необходимым для деятельности через Свою внешнюю энергию, материальную природу. Тот, кто во всех тонкостях знает механизм действия закона кармы (деятельности и её последствий), не запутывается в последствиях своих действий. Иными словами, действие закона кармы не распространяется на человека, который постиг божественную природу Господа и обрёл сознание Кришны. Те, кто, не понимая божественной природы Господа, думают, что Он подобно обыкновенным существам, действует ради того, чтобы наслаждаться плодами Своего труда, не могут не запутаться в последствиях своих поступков. Однако человек, постигший Высшую Истину, освобождается из материального плена и обретает сознание Кришны».

Однако человеком, который не пребывает в сознании Кришны (хотя теоретически он знает всё это, но не следует), будут управлять его чувства, его ум. Так что просто объяснять недостаточно: «А, я понимаю».

Столько примеров людей, которые занимались вздорным образом жизни и говорили: «Я всё знаю, но я должен это делать». Или: «Я не могу это не делать». Или: «Я не могу с этим ничего поделать». И так далее. Они слышали это столько раз, знают правила, знают о карме и обо всём остальном. Они знают. Но всё равно говорят: «Я не могу с этим ничего поделать, я вынужден это делать». Потому что они не находятся в сознании Кришны. Они не находятся под управлением Кришны. Они находятся под управлением ума и чувств.

Мы не должны думать, что только из-за того, что я знаю это из книг, я отношусь к категории, где нет кармы. На уровне отсутствия кармы находится только тот, у кого действительно есть сознание Кришны.