Posted by on Апр 13, 2015 in Четвёртая Глава | Нет комментариев

Текст 16
«Даже очень разумные люди заходят в тупик, пытаясь определить, что есть действие и что – бездействие».
Что такое действие, а что бездействие? Что мне следует делать, а что нет?
Если мы знаем, как действовать, то мы не ошибёмся. Если мы не знаем, как действовать, мы не можем поступить правильно. Жизнь полна деятельности. Душа активна по своей природе, так что мы всё равно будем что-то делать. С рождения до смерти. Мы что-то будем делать. Мы должны научиться тому, что делать, как это делать.
«Сейчас Я расскажу тебе о том, что значит действовать. Обретя это знание, ты оградишь себя от всех бед».
Комментарий Бх. Св.: «Чтобы действовать в сознании Кришны, необходимо следовать примеру великих преданных Кришны прошлого. Этот совет дан в пятнадцатом стихе. А то, почему не нужно действовать независимо, будет объяснено в следующем стихе».
Все преданные Кришны прошлого, о которых упоминалось, действовали под Его руководством, прямо или косвенно (через своего духовного учителя и так далее).
Здесь очень точно сказано, что нужно действовать под руководством опытных наставников, принадлежащих к цепи духовных учителей. Если мы не хотим, чтобы нами руководили, вели нас – мы не сможем следовать этому процессу.
Это очень трудно, потому что мы хотим быть независимыми. Хотим, чтобы у нас оставалось ложное эго: «Я авторитет. Не говори мне что делать. Я хочу делать то, что я хочу делать». Таково наше сознание. Поэтому это очень сложно, этот процесс очень труден. На самом деле это единственное препятствие. А всё остальное просто.
Дело не в самих действиях, которые мы должны совершать. Вставать рано утром, к примеру, – это нетрудно. Вначале для каких-то людей это может быть трудным. Но на самом деле это не так трудно. Разные люди встают рано утром, чтобы идти на работу, чтобы идти и делать какие-то приятные для чувств дела. Это делают разные люди. Поэтому всё то, что мы выполняем, на самом деле не так трудно осуществить. Просто мы не хотим это делать. В этом проблема. Проблема – в желании.
Самая пожилая женщина, которая достигла вершины Эвереста (наверное, все знают, что Эверест – самая высокая гора на Земле: 8800 метров или около того), сделала это в 73 года. Физически это было очень трудно, я уверен. Кем бы ты ни был, если твоему телу 73 года – это 73 года. Но она сделала это. Почему? Потому что у неё было очень сильное желание это сделать. Она хотела это сделать и сделала. И она преодолела самое трудное. Её желание привело её туда.
Так же во всём. Что мы хотим? Если я хочу достичь успеха, я буду хотеть следовать авторитету. Я буду хотеть руководства и наставлений. А если я не такой, я всё время буду бунтовать: «Не хочу делать это, не хочу делать то. Мне не нравится это, не нравится то. Не говори мне, что делать», – и так далее.
Мы видим проблему. Это была проблема Арджуны: «Я не хочу сражаться». Сражаться было легко: он сражался всю свою жизнь. Он был лучшим воином во вселенной. Он был лучшим лучником во вселенной. У него была такая репутация. Сражение было для него забавой, его развлечением, его удовольствием. Но теперь у него была эта проблема: «Я не хочу это делать». Вот что трудно было преодолеть. И, хотя Кришна очень ясно дал ему понять: «Я хочу, чтобы ты сражался», – у него всё равно оставалась эта проблема. Наконец, он просто предался Кришне, и тогда всё снова стало лёгким.
Наши трудности в духовной жизни из-за этого. Мы сражаемся со своими желаниями, со своим умом («Я не хочу это»). Поэтому мы должны быть очень старательны в том, чтобы следовать этим наставлениям и продолжать действовать, следуя этому очищающему процессу.
«Как было сказано в начале этой главы, деятельностью в сознании Кришны необходимо заниматься под руководством авторитетных наставников, принадлежащих к цепи духовных учителей. Наука сознания Кришны была впервые поведана богу Солнца, бог Солнца открыл её своему сыну Ману, который затем рассказал о ней своему сыну Икшваку, и с тех давних времён эта наука известна на земле».
И её не только объясняли, но те, кому она была объяснена, следовали ей.
«Очень важно следовать по стопам великих ачарьев прошлого, принадлежащих к цепи духовных учителей. Иначе даже самый умный человек не сможет понять, как действовать в сознании Кришны. Вот почему Господь решил лично открыть науку сознания Кришны Арджуне. И поскольку Арджуна получил это знание от Самого Господа, любой, кто идёт по стопам Арджуны, никогда не собьётся с пути».
Что означает следовать по стопам Арджуны? Это не означает вступать в бой, становиться воином и так далее. Это означает делать то, что говорит тебе делать твой духовный учитель. И, если это возможно, делать это с большой признательностью и энтузиазмом.
Лучше всё равно это делать, даже если вы не хотите. Но если вы действительно хотите это делать, тогда это будет истинная связь. Духовная жизнь становится реальной, когда вы хотите этим заниматься. О каком бы её аспекте ни шла речь, будь то вставать рано утром (это хороший пример). Очень многим людям это трудно: «Я не хочу вставать, но я встану».
Это становится радостным, когда мы на самом деле хотим это делать. Как говорится: «Если вы делаете то, что вам на самом деле нравится, это не считается за работу» (примерно такие слова). Вы никогда не считаете, что ходите на работу, если вы наслаждаетесь этим. Но большинство людей действительно ходят на работу. Потому что они ненавидят её. Если вы на самом деле наслаждаетесь своей работой, то это не работа.
То же самое с духовной жизнью: «Ах, это так трудно». Но если вы на самом деле наслаждаетесь, выполняя её, то она очень лёгкая и приятная. Вот когда это становится истинной духовной жизнью. И тогда вы делаете это автоматически. Не потому что это правило, и вы должны это делать. Есть правило или нет, вы делаете это в любом случае. Вы забываете о правилах. Вы всё равно это делаете. Вот когда вы вкушаете духовную жизнь. Вы делаете свои круги не потому, что вы должны их делать, а потому, что вам нравится. Вам нравится вставать рано утром и воспевать.
«Говорится, что с помощью несовершенного, эмпирического знания невозможно найти истинный путь религии. Законы религии может устанавливать только Сам Господь. Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам (“Бхагавад-гита” 6.3.19). Ни один человек не способен создать религию, опираясь на силу своего несовершенного разума».
Принципы уже есть. Не мы создаём их. Не так, что есть всё больше и больше принципов, потому что всё больше и больше людей создаёт принципы. Духовный учитель может дать определённые наставления для определённых ситуаций, но это не новые принципы. Принципы созданы Самим Богом.
«Поэтому мы должны идти по стопам великих преданных Кришны, таких, как Брахма, Шива, Нарада, Ману, Кумары, Капила, Прахлада, Бхишма, Шукадева Госвами, Ямараджа, Джанака и Махараджа Бали».
Во вселенной есть 12 великих авторитетов. Они называются махаджаны. Это авторитеты в ведическом знании. И здесь перечислены эти авторитеты. Брахма – изначальный авторитет. Он первый, кто получил это знание, он первый был помещён в это положение авторитета. С него начинается Шива, Нарада, Ману, Кумары (это четыре Кумара), Капила, Прахлад Махарадж, Бхишма, Шукадева Госвами, Ямараджа. Ямараджа – это религиозный авторитет. Он авторитет в религии и в том, следуете вы ей или нет. А другое имя Ямараджи – Дхармарадж. «Дхарма» означает «религия», «радж» означает «царь». Дхармарадж – это царь религиозных принципов. Джанака и так далее. 12 махаджанов.
Говорится, что мы должны следовать им, идти по их стопам. И не надо никаких выдумок.
«Как бы ни был умён человек, сам он не сможет определить, что такое религия или в чём смысл осознания. Поэтому, являя преданным беспричинную милость, Господь Сам рассказывает Арджуне, что такое действие и что такое бездействие. Только действие в сознании Кришны может освободить человека из плена материальной жизни».
А все остальные действия связывают и загрязняют его. Они могут связывать нас, и они же могут нас освобождать. Весь секрет в действии. Это причина всего, что бы ни происходило в нашей жизни. Действия в невежестве связывают нас, удерживают, помещают в тюрьму и держат там, тогда как другие действия могут освободить нас.
Опять же, есть такие выдумки: если действия поместили меня в тюрьму, то освободит меня бездействие. Действовать плохо, поэтому хорошо не действовать. Это то, о чём логически можно подумать. Но, конечно, это неправда. Это измышления, для которых нет места в духовной жизни.
Учёные – лидеры современных размышлений: «А, вот как был создан этот мир! Ага, мы нашли кость!» Они размышляют: «Что бы означала эта кость?», и придумывают: «А, какие-то люди были очень похожи на обезьян!» Но так и есть. Я недавно одного человека видел, очень похожего на обезьяну (смех). Так что легко прийти к заключению: «Вот человек. Очевидно, он похож на обезьяну. Значит, мы произошли от обезьян». Выдумки. Так они никогда не узнают истину.
В то время как, обратившись к Шримад-Бхагаватам, вы будете знать все ответы авторитетов о мироздании, о творении. Во всех самых невероятных подробностях. В таких, что вы даже вообразить себе не можете. Там всё есть, не надо никаких фантазий. Но люди, которые настолько загрязнены такими размышлениями, читают действительную истину и не могут её принять. Потому что это не совпадает с их домыслами: то, что они придумали – правда, а прочтённая истина – отличается, значит – неправда. Так они никогда не узнают истину. Мы должны предаться авторитетам: махаджанам, духовному учителю, Кришне и авторитетным текстам. Это единственный способ, нет другого пути.
Философствования могут доставлять очень большое удовольствие, поэтому людям не хочется их прекращать. Например, муни (гьяна-йоги). Им нравится это. Им нравится размышлять. А в нашем случае всё не так интересно – ты просто знаешь истину, никакого воображения:
– Интересно, а как вот это? Ну, тут просто Брахма создал, и что? Другое дело, что был большой взрыв, и всё так взрывалось, и можно себе это представить!
– А что взрывалось-то? Ничего же не было, чтобы взрываться.
– Ну… газ.
– А газ, откуда появился?

Это момент, который я никогда не мог понять. Газы каким-то образом собрались вместе, взорвались, и получилось это (показывает на цветок). Пахнет хорошо, выглядит красиво. Из газа, из взрыва.
– Ну хорошо. А газ-то откуда появился?
– Не знаю. Но это прикольно, разве нет?

В любом случае, мы не заинтересованы ничем подобным. Спасибо большое. Харибол.