Posted by on Ноя 16, 2013 in Седьмая глава | Нет комментариев

Сегодня мы будем читать из седьмой главы, шестнадцатый текст «Бхагавад-гиты».

Говорит – Кришна. Мы очень удачливы, что можем слушать то, что говорит Кришна. Слушать то, что Кришна говорит в «Бхагавад-гите», не отлично от того, как если бы Кришна пришёл и говорил это, сидя здесь. Кто-то может спросить: «Вы когда-нибудь слышали Бога?» -«Да». Потому что такова трансцендентная природа истины. Находитесь ли вы на поле битвы Курукшетра, или здесь, спустя тысячи лет, – это одно и то же. И, на самом деле, это усиливается, потому что мы слышим не только то, что говорит Кришна, но также можем читать комментарии Бхактиведанты Свами Прабхупады. Говорится, что по мере того как трансцендентная истина передаётся, спускается из уст в уста, она становится всё более сладкой.

Так что, никогда не думайте, что у вас нет величайшей возможности услышать истину. Она здесь; всё находится здесь, и всё, что требуется от нас – это быть восприимчивыми к истине. Почему так много людей не знают истину? Потому что они не хотят знать истину, они невосприимчивы. У всех равные шансы, равные возможности.

Итак, шестнадцатый текст, седьмая глава.

Текст 16

«О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину».

Если человек неблагочестив, он не встаёт на путь преданного служения Кришне. Есть две категории людей: благочестивые и неблагочестивые. Неблагочестивые, грешные, демоничные люди не служат Кришне. У них нечистые привычки, нечистый ум; они не служат Кришне. Они высокомерные, надменные, очень гордые, всегда проявляют гнев, ревность и другие подобные плохие качества. Они не занимаются преданным служением Кришне. Так что, нам нужно избавиться от этих качеств. Мы должны стать благочестивыми.

Ведическая система была устроена таким образом, что человека вдохновляли на то, чтобы он становился благочестивым, чтобы он следовал правилам и предписаниям благочестивого кодекса, жил чистой жизнью. Неблагочестивая жизнь не поощрялась. Но сегодня справедливо противоположное: всех призывают быть неблагочестивыми, быть грешными, заниматься деятельностью, несущей плохую карму. И каков шанс того, что люди займутся служением Кришне? Его практически нет.

Для того чтобы только войти в это измерение, чтобы прийти к началу преданного служения Богу, человек должен подняться на уровень благочестия. Благочестивая жизнь необязательно духовна, это не автоматически: «Он – духовный человек». Нет. Но если человек уже смиренный, добрый и т.д., то это уже хорошее основание для того, чтобы он смог начать служить Кришне.

Кришна говорит: «Четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне». Первые – страждущие. Мир наполнен страждущими людьми, но это не означает, что они все заняты преданным служением Кришне. Большинство людей, когда они находятся в беде, ищут прибежище в наркотиках, интоксикациях, в каком-то искусственном укрытии, в чём-то, что заставит их почувствовать себя лучше. Они хотят освобождения от своего несчастья, но они не обращаются к Кришне. Хотя некоторые, конечно, обращаются.

Когда происходят катастрофы (это может быть война или какая-нибудь природная катастрофа), многие люди начинают ходить в церкви, церкви наполняются. Меня не было в Америке в то время, но мне рассказывали, что после того, как произошло событие 11 сентября, когда были сбиты две башни-небоскрёба, церкви сразу наполнились народом: «О, Господи, пожалуйста…», – потому что люди думали, что сейчас будет конец мира, сейчас придут и убьют их всех. Поэтому пару недель они ходили в церковь. Когда они поняли, что, похоже, ничего уже не будет, это закончилось. Но, по крайней мере, они хоть что-то сделали, хоть в церковь зашли.

Суть в том, что если человек находится в беде, если он благочестив, то он может начать служить Кришне. Но проблема в том, что как только беда кончается, приходит к концу и его преданное служение Кришне, потому что это ненастоящее, это только временное решение. Нам нужен Бог, когда мы в беде, и Он нам не нужен, когда мы не в беде: «Зачем мне Бог, когда всё хорошо? У меня и так всё неплохо, спасибо». Так что, на самом деле, здесь нет истинной связи.

Следующая категория – ищущие богатства. Человеку нужны деньги, у него нет денег, и он обращается к Кришне: «Ну, если я буду служить Кришне, я получу какие-то деньги, Он поможет моей финансовой ситуации». У такого человека очень материалистичные мотивы.

Когда мы обучаем людей медитации и говорим про её эффекты, они часто спрашивают: «А это поможет излечить мою болезнь?» – это те, кто находится в беде. Или: «Поможет ли мне это получить хорошую работу?», «Поможет ли мне это найти спутника?». Другими словами: «Что я с этого получу, чтобы исполнились мои материальные желания?» Однажды одна женщина спросила: «А сделает ли это так, что мне не нужно будет больше есть? Мне нужно новое пальто», – потому что она не могла себе позволить и есть, и пальто купить одновременно. И она так прикинула, что ей, может быть, не нужно будет есть, и тогда она сможет позволить себе пальто. Думаю, я никогда не слышал от людей такого вопроса: «А поможет ли это мне развить любовь к Богу?» Потому что это не цель, это не то, чего люди хотят. У них настолько материалистичное видение всего: «А это лёгкий способ выполнить мои материальные желания?»

Так что, ищущие богатства тоже иногда встают на путь преданного служения Кришне. Но, опять же, когда случается так, что их финансовая ситуация улучшается, они бросают: они получили то, чего хотели, и затем они уходят. А если они не получают то, чего хотят, они начинают думать: «Это всё неправда, это не работает». Они могут даже стать атеистами: «Бога нет. Я был в беде, сильно молился, много молился, и не сработало. Какой Бог? Что за Бог? Покажи мне этого Бога!»

Это очень слабое основание. Эти две категории – те, кто находится в беде, и те, кто хотят денег – имеют очень слабое основание. Это как если бы Кришна был врачом: когда вы болеете, вам нужен врач, а когда вы здоровы – зачем вам врач? А если ты идёшь к врачу, и он тебя не вылечил, то он дурацкий доктор. Люди смотрят на Кришну таким образом. Это может привести к тому, что человек становится серьёзным, но не очень часто.

Затем – любознательные. Это немножко получше. Они просто любопытные: «Ой, а это что? Давай посмотрим!» Многие люди приходят на лекцию так. Они просто приходят посмотреть: «А что это?» – из любопытства. Благочестивый человек может прийти и интересоваться, но, опять же, это не очень твёрдое основание. Для некоторых людей это срабатывает: они приходят посмотреть, они интересуются, они слушают, принимают и продолжают. Кто бы, когда бы ни обратился к Богу – это хорошо, по любой причине. Возможно, у него не очень высокий мотив, но, по крайней мере, он обращается в правильное место. Так что, это хорошо. Мы не говорим, что это нехорошо. Но мы говорим, что это очень материалистичное основание.

И последняя категория: те, кто стремится постичь Абсолютную Истину. Это самое лучшее. Они на самом деле ищут. Другие не ищут: они не ищут Абсолютную Истину – они просто хотят какой-то материальной пользы. Но тот, кто ищет, находится в хорошем положении. В Библии говорится: «Ищите и найдёте». А если вы не будете искать, вы ничего не найдёте. Так что, человек, который принял в своей жизни решение: «Я хочу узнать истину», – находится в очень хорошем положении, он очень хороший кандидат. Он ищет, и Кришна может показать ему, что нужно сделать, и он станет только ещё более энтузиастичным и будет продолжать. Он жаждет, так сказать. Так что, он самый лучший кандидат.

Это самая меньшая категория. Это самое лучшее положение, но очень редко, когда кто-то находится в таком положении.

Итак, существуют эти четыре типа благочестивых людей, которые обращаются к преданному служению Кришне в соответствии с тем, что говорит Кришна. Мы можем посмотреть на свою собственную жизнь и увидеть, в какую категорию мы попадаем.

Так что, это категории благочестивых людей, которые приходят к Кришне. Благочестивые люди следуют регулирующим принципам. Возможно, не в точности так, как они описаны в Ведах, но у них есть определённый стандарт, у них есть моральный кодекс, в соответствии с которым они живут.

«В отличие от грешников-неверующих, люди, перечисленные в этом стихе, следуют предписаниям шастр. Их называют сукртинах, праведниками, потому что они чтут священные писания, соблюдают нормы морали и законы государства и в той или иной степени преданы Верховному Господу».

Таких на планете немного. Есть какая-то религия, и говорится, что в этой религии есть правила, которым вы должны следовать, но всё больше и больше людей, которые следуют этой религии, начинают этому сопротивляться: «Нет, мы не собираемся это делать. Мы по-прежнему хотим следовать этой религии, но не хотим подчиняться этим законам. Это уже старомодно; времена поменялись, и мы будем следовать нашим законам». Всё чаще и чаще так происходит. Это происходит даже в рамках устоявшихся религий мира, их моральных и нравственных законов. Но, в любом случае, праведники – это те, кто следуют предписаниям.

«Такие благочестивые люди делятся на четыре категории: страдающие, нуждающиеся в деньгах, любознательные и стремящиеся постичь Абсолютную Истину. Эти люди обращаются к Верховному Господу и преданно служат Ему, преследуя при этом различные цели. Поскольку они служат Господу, чтобы осуществить свои собственные желания, их нельзя назвать чистыми преданными Бога».

«Если я буду тебе служить, то я ожидаю вот это…» – это не чистое преданное служение Богу.

«Чистому преданному служению Богу чужды корысть и стремление к материальной выгоде».

Что ты от этого хочешь? На самом деле, мы все должны задать себе этот вопрос: что я от этого хочу? Я имею в виду то, что мы заняты процессом преданного служения Богу, но у каждого есть свои ожидания. Мы ожидаем что-то получить. Мы вкладываем сюда своё время, свою энергию, и затем мы должны задать себе вопрос (это очень индивидуально): что я ожидаю? Если мы будем серьёзными, мы сможем увидеть: «О Боже, я, на самом деле, ожидаю какой-то материальной выгоды или освобождения». И это то, что загрязняет. Чистый преданный Бога ничего не ожидает:

— Чего ты ожидаешь?

— Ничего.

— Что ты надеешься из этого получить?

— Я не надеюсь ничего из этого получить. Я просто ценю возможность служить Кришне.

Есть много способов, как мы можем посмотреть на себя и увидеть, что же на самом деле происходит.

«Определение чистого преданного служения Богу дано в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):


анйабхилашита-шунйам

джнана-кармадй-анавртам

анукулйена кршнану-

шиланам бхактир уттама

«Трансцендентным преданным служением Верховному Господу Кришне занимается тот, кто служит Ему с любовью и полностью свободен от стремления к материальной выгоде или успеху на поприще кармической деятельности и философских изысканий. Такое преданное служение Богу называется чистым».

Мы много слышим о чистом преданном Бога. Возможно, у нас есть наше понимание того, что это значит. Но одно очень ясное понимание такое: они ничего не ждут, они не злятся, оттого что они что-то не получили. Речь идёт не о том, что я получу, а о том, что я смогу отдать.

Один из президентов Америки, Джон Кеннеди, сделал одно очень известное заявление, которое потом много раз цитировалось: «Речь идёт не о том, что моя страна даст мне, а о том, что я отдам своей стране, что я сделаю для своей страны». Таким образом следует относиться к Кришне: не что Кришна сделает для меня, а что я сделаю для Кришны. Опять же, мы должны посмотреть, что мы собираемся сделать для Кришны. До тех пор пока я ожидаю чего-то, я всегда буду немножко расстроенным, разочарованным или нетерпеливым, потому что я ожидаю. И это состояние ума неблагоприятно для преданного служения Богу.

«Встав на путь преданного служения Верховному Господу и общаясь с чистым преданным Бога, эти четыре типа праведников полностью очищаются от материальной скверны и тоже становятся чистыми преданными Бога».

Мы должны очиститься от этой нечистоты, скверны.

«Что касается нечестивцев, то им очень трудно заниматься преданным служением Богу, потому что они эгоистичны, не следуют предписаниям шастр и не стремятся к духовным целям».

Так и есть: они эгоистичны, они – центр, они первые, всё для них, они не ведут упорядоченный образ жизни, не следуют предписаниям, их жизнь очень не урегулирована. Урегулированная жизнь очень необходима для преданного служения Богу. Мы должны видеть, насколько это важно.

Есть очень острая потребность в регулировании в жизни человека: ложиться в определённое время, вставать в определённое время, делать джапу на регулярной основе в определённое время, есть в определённое время – различные аспекты жизни должны быть отрегулированы. Если вы живёте упорядоченной жизнью, всё делается намного-намного легче, а если это не так – у вас всегда будут проблемы.

«Люди, поглощённые кармической деятельностью, обращаются к Господу, когда попадают в беду, и, общаясь с чистыми преданными Бога, сами становятся преданными Господа. Те, кто просто разочаровался в жизни, тоже иногда приходят к чистым преданным Бога и хотят узнать что-нибудь о Боге. Точно так же, когда философы-гьяни отчаиваются найти истину в разных областях знания, у них возникает желание познать Бога, и они начинают преданно служить Ему. Занимаясь преданным служением Господу, они поднимаются над уровнем познания безличного Брахмана и Параматмы в сердце каждого и по милости Господа или Его преданного понимают, что Бог является личностью. Итак, когда страждущие, любознательные, стремящиеся к знанию и нуждающиеся в деньгах убеждаются, что материальные блага не способствуют духовному развитию и избавляются от всех материальных желаний, они становятся чистыми преданными Бога».

Следует понимать, что даже если я получу то, чего хотел: получу деньги, получу избавление от своего несчастья, то я всё равно не получу ничего духовного.

Иисус Христос был чистым преданным Кришны, и Кришна уполномочил его делать очень много кажущихся чудес. У него была способность исцелять людей, и он это делал в определённых случаях. Приходил слепой человек и обращался к Иисусу, потому что он был слеп и хотел исцелиться, и Иисус исцелял его. Но что этот человек делал? Он уходил, будучи таким счастливым: «Здорово! Теперь я могу видеть», – и говорил другим: «Сходите к Иисусу! Он может решить ваши проблемы». Затем приходил хромой, исцелялся от своей хромоты и, пританцовывая, уходил обратно. Приходил прокажённый, исцелялся от своей проказы и также был очень счастлив: «Теперь я могу пойти и наслаждаться миром». И нигде В Библии не упоминается, чтобы кто-то из этих исцелённых стал преданным Господа, остался и отдал Ему свою жизнь в служении. Об этом нигде не упоминается. Они приходили, получали то, что хотели, и уходили.

Но какую пользу им это принесло? На самом деле, это совсем им не помогло, не было духовного улучшения в их сознании. Если кто-то получает от Бога то, чего он хотел, это ещё не означает, что это улучшает его сознание. Но это может улучшить. Это возможно, потому что происходит соприкосновение с этой невидимой силой очищения. Так что, некоторые становятся преданными Господа.

«Пока преданные Господа не достигнут уровня чистоты, их служение Господу будет осквернено примесями кармической деятельности, стремления к мирскому знанию и т.д. Чтобы подняться на уровень чистого преданного служения Богу, надо избавиться от всего этого».

Следует пойти выше этого. Если мы не идём выше этого, то мы остаёмся загрязнёнными, нечистыми. Нам ещё раз нужно рассмотреть свой мотив: что я пытаюсь получить? Что я хочу? Чего я жду? Следует задавать себе такие вопросы. Легко никогда не задавать себе таких вопросов: мы просто следуем группе или следуем процессу и никогда не задумываемся, не спрашиваем себя. Наше сознание такое, какое есть, но, по крайней мере, мы должны знать, какое оно, и увидеть: «Так, у меня тут есть над чем ещё работать, не таким должно быть сознание».