Текст 4.
Просто воздерживаясь от деятельности, человек не освобождается от кармы, и обет отречения от мира сам по себе не поможет ему достичь совершенства.
Опять Кришна разъясняет всё. Скажем, вы знаете о законах кармы, о том, что за ваши действия последует реакция. И реакции привязывают вас к колесу рождения и смертей. И вы используете это знание и сочиняете: «Ага! Решение — это ничего не делать! Я не буду работать, потому что всё, что это влечёт это карма». Кришна говорит: «Нет, так не работает!» Вы не можете иметь эту философию, потому что Кришна её отрицает. И обет отречения от мира сам по себе не поможет достичь совершенства. Ещё одно измышление. Я просто отрекусь от мира, приму санньясу
. Я приму санньяс
и таким образом достигну совершенства. Кришна говорит: «Нет, это так же не то».
Когда вы читаете Бхагавад-гиту, все эти размышления разрушаются. Если вы правильно читаете Бхагавад-гиту или вы читаете правильную Бхагавад-гиту. Вы можете читать другую Бхагавад-гиту и она скажет вам, что вам надо так делать. Но когда мы слушаем преданного Кришны, мы можем увидеть, что все мои попытки что-то придумать неправильны.
«Комментарий Бх. Св.: Отречься от мира может только тот, кто очистился от материальной скверны, выполняя предписанные ему обязанности».
До этого, в Бхагавад-гите, Кришна много говорил о предписанных обязанностях. Каждый раздел общества или каждое положение в обществе влечёт за собой предписанные обязанности. Какое бы положение вы бы не занимали, существуют обязанности. И поскольку они являются наставлением Кришны, они очищают. И выполняя их, постепенно человек очищается. Постепенно, до такой степени, что он может отречься от мира. Он уже отречён от мира.
«Если кто-то, не очистившись, поспешит принять санньясу
(последний из четырёх укладов духовной жизни), он не сможет достичь совершенства».
Санньяс – это уровень достижения, это не просто что-то, что вы принимаете. Заявляете ли вы об этом официально или нет, если это есть, то есть, а если нет, то нет. И опять же, не в нашем обществе, но люди, которые были неподходящие, заявляли о том, что они санньяси. Внешне они считались санньяси, но внутри они таковыми не были.
«Философы-имперсоналисты считают, что достаточно человеку стать санньяси
, то есть прекратить кармическую деятельность, и он сравняется с Нараяной».
Конечно это вздор, никто не станет равным Нараяне. Но они так говорят.
«Но Господь Кришна отвергает эту идею. Если человек с нечистым сердцем примет санньясу, он только внесёт беспокойство в жизнь общества».
Опять же, у нас нет понимания или опыта этого на Западе. Но обычно санньяси
поддерживались обществом, они не работали. Их положением было просветлять людей об Абсолютной Истине. Это была их работа, это была их функция в обществе. И домохозяева поддерживали их. Конечно, они не вели какой-то утончённый образ жизни, у них был очень простой образ жизни. Но обязанностью домохозяев было поддерживать их. Однако, если они не были квалифицированны им нечего было дать обществу, и поэтому они становились просто обузой. Они брали, но им было нечего отдать. Так что, это было просто беспокойство.
«С другой стороны, если человек, даже оставив предписанные ему обязанности, встал на путь трансцендентного служения Господу (буддхи-йоги
), Господь всегда примет его служение, каким бы незначительным оно ни было. Даже небольшое продвижение по этому пути поможет человеку преодолеть величайшие трудности».
Его обязанность теперь — это служить Кришне. Он может быть несовершенным, поэтому мы не можем сказать, что это совершенство жизни, в истинном смысле слова, но он находится в правильном положении.