Текст 5.
Все существа беспомощны перед природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретёнными под влиянием материальных гун, поэтому никто не может удержаться от действий даже на мгновение.
Мы рождаемся в материальных телах. Возьмём, хотя бы, человеческую форму жизни. Когда мы принимаем рождение в человеческом теле, мы находимся под определённым влиянием гун материальной природы, это происходит само собой. Некоторые люди находятся больше в гуне благости, некоторые больше в гуне страсти, некоторые в гуне невежества. Конечно, всегда есть сочетания. И в соответствии с этим влиянием мы действуем определённым образом, у нас определённая природа. И это не мы, это гуны материальной природы, которые отражаются через нас.
Некоторые люди, которые ищут мужа или жену, их привлекает кто-то. Но на самом деле, они действуют под влиянием этих гун. Их не привлекает сама природа человека. Им не нравится природа этого человека, но они думают: «О, я его поменяю, изменю. Он изменится и будет таким, как я хочу». А затем, позднее, они обнаруживают, что ничего не получается.
Потому что у нас есть наша природа. Уже есть, как есть. Даже люди, которые стали очень продвинутыми преданными, всё равно обладают своей природой. Эта природа может быть прекрасно соединена со служением Кришне, но всё равно у них есть их природа.
Если вы посмотрите на нашу цепь ученической преемственности, вы обнаружите разницу. Духовно это всё то же, они совершенны, они абсолютны. Но их природа довольно разная. Гор Кишор дас Бабаджи, его природа была очень, очень отречённой, в сущности, он был одиночкой. Ему не нравилось общаться с людьми, он не хотел, чтобы люди беспокоили его, он жил сам, и так далее. Затем вы можете посмотреть на Бхактисиданту, Бхактиведанту Свами Прабхупад, и они все очень отличаются по своёй природе. Но их послания, их отношения с Кришной те же.
Поэтому нам нужно это понимать. На нас влияют эти силы, так сказать. У Арджуны была своя природа и, поэтому, Кришна ему сказал, что тебе нужно сражаться, ты воин. Это то, кто ты в этом мире, ты не брахман. Это не твоя природа идти в лес и сесть там, медитировать, изучать священные писания и так далее. Это не то, кто ты, что касается твоей природы. Ты кшатрий, ты будешь сражаться в любом случае, будешь ты сражаться в этой битве или не будешь сражаться в этой битве, но твоя природа останется такой же.
Так что, нам нужно понимать это относительно себя и относительно других людей. Наш процесс не предполагает изменение природы человека. «О, я хочу, чтоб ты поменялся таким образом, я тебя поменяю». Наш процесс заключается в очищении сердца, в превращении материальных желаний в духовные. Это — перемена, это — то, что должно произойти. Так что, нам нужно ясно это понимать, иначе мы будем просто в иллюзии.
Так что, все существа беспомощны перед природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретёнными под влиянием материальных гун. Поэтому никто не может удержаться от действий даже на мгновение. Все что-то делают. Всегда, потому что душа активная. Нет такого понятия, как «ничего не делать». Это просто ещё оно придуманное невежество. Кто-то скажет: «Но, я просто ничего не буду делать». Но все постоянно что-то делают. Животные, они тоже постоянно что-то делают. Куда бы вы ни отправились, везде, где есть жизнь, вы обнаружите деятельность. Деревья тоже постоянно что-то делают. И что мы собираемся делать с этой активностью, с чем мы собираемся её соединить? И, конечно же, в процессе буддхи-йоги, который описывает Кришна, мы соединяем это с волей Кришны.
«Комментарий Бх. Св.: Активное начало не является свойством обусловленной жизни, оно заложено в самой природе души. Без души материальное тело не может даже пошевелиться. Тело всего лишь безжизненный механизм, приводимый в движение вечной душой, которая всегда активна и не может провести в бездействии даже мгновения. Поэтому, если душа не занята благоприятной для неё деятельностью в сознании Кришны, она будет действовать, повинуясь диктату иллюзорной энергии».
Она должна иметь руководство, этим следует управлять, действия следует направлять. Точно так же как дети. Дети – это олицетворённая деятельность, они никогда не останавливаются. Они носятся, всё время что-то делают. Представить невозможно, как можно столько всего делать. Им говоришь: «Успокойся!», а они ….. Ими следует управлять, иначе они не будут причинять ничего, кроме проблем. У них есть вся эта энергия и её нужно направить должным образом. И это уже трудно. Энергия — это не трудно, трудно направить эту энергию. И это дилемма родителей, что делать с этими ребятами? «Иди сюда, иди туда, делай это…» Так что, подобным образом. Видите, ребёнком управляют родители, иногда. Иногда у них не так хорошо получается. Но идея заключается в этом. Дети не знают, что делать, родители должны их направить.
И мы не знаем что делать, поэтому мы просто носимся повсюду, делаем то, другое, причиняем проблемы там, проблемы тут. Посмотрите на человечество, поскольку оно не имеет духовного руководства, это просто массовое причинение беспокойств повсюду. Потому что нет руководства, нет родителя. А родитель – это Кришна. Кришна – верховный родитель, верховный отец и мать, Кришна — это всё. Его руководство совершенно. И хорошие дети, — которые делают то, что сказал папа, и у них всё получается хорошо. А те, которые не делают, у них всё получается плохо. Так что, очень ясно, что тот, за кем следует следовать, это Кришна.
Так что, гуны
материальной природы присутствуют, они работают. И Арджуна находился под действием гуны
страсти. Он был кшатрием
, кшатрии
находятся в гуне страсти. Но ему нужно было, чтобы Кришна это направил. И тогда всё стало совершенным. С другой стороны, Дурьодхана тоже был в гуне
страсти, но он не принял руководство Кришны. Поэтому ему суждено было иметь поражение.