Posted by on Фев 12, 2011 in Вторая глава | Нет комментариев

Текст 21
«О Партха, как человек, знающий, что душа неразрушима и вечна, что она нерождённая и неизменная, может убить кого-либо или заставить убивать?»

Кришна заставляет Арджуну проанализировать ситуацию. Он подталкивает Арджуну ответить либо внешне, либо внутренне. Рассмотреть этот вопрос, задать его себе. Он побеждает философские аргументы Арджуны.

Комментарий Бх.Св.: «Всё имеет своё предназначение, и человек, обладающий совершенным знанием, знает, как и где можно что-либо применять».

Это очень важно понять. Если мы научимся этому искусству, то нам всегда будет сопутствовать удача.


«Насилие тоже имеет своё предназначение, но правильно применять его может только тот, кто обладает знанием».

Опять же, есть люди, которые говорят: «Всё насилие – это плохо. И поскольку Бхагавад-гита и Кришна призывают к применению насилия, то это плохо». Они не понимают того, что всё можно должным образом где-то применить.


«Например, судью, который приговорил к смертной казни человека, виновного в убийстве, нельзя порицать за это, ибо он санкционировал применение насилия в соответствии с законом. В “Ману-самхите”, которая является сводом законов для человечества, сказано, что убийца должен быть приговорён к смертной казни, чтобы в следующей жизни ему не пришлось страдать за этот тяжкий грех. Поэтому, когда царь казнит убийцу, он делает это ради его же блага.

Точно так же, когда Кришна приказывает сражаться, это значит, что насилие необходимо для торжества высшей справедливости. Поэтому Арджуна должен был исполнить Его приказ, памятуя о том, что насилие, совершённое тем, кто сражается ради Кришны, не является насилием, ибо человека, или, вернее, душу, невозможно убить. Таким образом, во имя справедливости порой приходится применять так называемое насилие. Хирург оперирует больного не для того, чтобы убить его, а для того, чтобы вылечить. Так и Арджуна, выполнив указания Кришны и вступив в бой, поступит как человек, обладающий совершенным знанием, и его поступки не навлекут на него греха».

Это совершенство жизни Арджуны. Лучшего не могло бы быть. Все люди, участвовавшие в этой битве, получили огромную пользу. Они все умерли в присутствии Кришны. Они все получили освобождение. Но если бы Арджуна не стал сражаться, и Дурьйодхана и остальные продолжили бы то, что они делали, они бы просто увеличивали свою карму всё больше и больше. Так что все бы получили наказание по законам природы. Их карма всё увеличивалась бы и увеличивалась, они бы всё страдали и страдали и так далее.