Posted by on Фев 12, 2011 in Вторая глава | Нет комментариев

Текст 22

«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».

Это очень ясный пример того, как всё устроено. Все могут это понять. Если у вас есть старая одежда, вы её выбрасываете и надеваете новую. Тело – это всего лишь одежда. Когда оно изношено, наступает старость, вы оставляете его, как старую одежду. Затем получаете новую одежду. И это хорошо. Это замечательно.

Комментарий Бх. Св.: «То, что бесконечно малая индивидуальная душа постоянно меняет тела, – признанный факт. Даже современные учёные, которые не верят в существование души, но вместе с тем не могут объяснить, откуда сердце берёт свою энергию, вынуждены признать, что наше тело постоянно меняется – ребёнок превращается в юношу, юноша – во взрослого человека, взрослый человек – в старика».

То есть учёные должны признать – да, оно меняется. Это они открыли, что ни одна клетка не существует дольше 5 лет. Мы постоянно используем этот пример, но не мы это открыли. Это открыли учёные. Так что если вы верите учёным, то вот доказательство. В этом случае это полностью согласуется с тем, что мы видим здесь. Поэтому они вынуждены признать эту истину. Они не могут отрицать, что тело постоянно меняется.

«Затем живое существо переходит в новое тело. Об этом уже шла речь в одном из предыдущих стихов (2.13).

Переход крошечной индивидуальной души в новое тело становится возможным по милости Сверхдуши. Сверхдуша исполняет желания индивидуальной души, подобно тому как один друг исполняет желания другого. В Ведах, например в “Мундака-упанишад” и “Шветашватара-упанишад”, душу и Сверхдушу сравнивают с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (индивидуальная душа) поедает плоды этого дерева, а другая (Кришна) наблюдает за действиями своего друга».

Это очень красивая иллюстрация. Можете рассматривать это так: есть две птицы, сидящие на дереве; одна ест плоды с этого дерева, а другая наблюдает. Это Кришна и душа. Кришна всегда наблюдает. Не думайте, что Он не наблюдает. Поэтому продолжаем:

«Хотя эти две птицы в качественном отношении подобны друг другу, одна из них полностью поглощена вкушением плодов материального древа, а другая просто наблюдает за её действиями».

Здесь есть два момента. Первое – Кришна всегда наш друг. Всегда. Что бы мы ни делали, Он всё равно наш друг. А второе – это то, что мы полностью поглощены этими плодами. Мы даже не видим Кришну. Он находится рядом с нами, но мы Его не замечаем. Мы настолько поглощены этими плодами. Мы всё едим, едим: «Это хороший плод. Это плохой. Хороший. Плохой…» Это полностью нас поглощает. А Кришна просто наблюдает.

«Кришна – это птица-свидетель, а Арджуна – птица, которая поедает плоды материального древа. Хотя они друзья, одна из них всегда остаётся Господином, а другая – слугой».

Другой момент – это то, что Кришна никогда не интересуется этими плодами. Плод представляет собой большое наслаждение для наслаждающейся птицы. Тогда как для Кришны в этом нет никакого наслаждения вообще. Никакое материальное наслаждение или удовольствие или материальная деятельность не являются привлекательными для Кришны.

Когда человека больше не привлекает материальный мир, он больше не находится под управлением этого материального мира. А чем более материальный мир нас привлекает, тем более мы им управляемы. Как, например, в случае наркомана: им полностью управляют наркотики, а тот, кого не привлекают наркотики, совершенно ими не интересуется, не имеет к ним никакого отношения. Так что Кришна всегда тот, кто управляет, а мы всегда те, кем управляют.

«Когда бесконечно малая душа забывает об этих отношениях, она вынуждена постоянно менять своё положение, перелетая с одного дерева на другое, то есть переселяясь из тела в тело».

Если вы наблюдаете за птицами, они постоянно перелетают с одного дерева на другое, а затем на третье. И Кришна летит с ними. Но мы даже не видим, как Кришна летит с нами. А если бы мы увидели, то сказали бы: «Оставь меня в покое! Просто оставь меня в покое, я хочу покоя. Не следуй за мной повсюду». Поэтому Он не позволяет нам видеть Его. Он рядом, но мы об этом не знаем. Потому что получится так, что вы пытаетесь наслаждаться, а кто-то просто смотрит на вас, его такое не интересует. Вы пытаетесь есть мороженое, а Он так смотрит: «Это вредно для тебя. Там много сахара, ты потолстеешь, а от шоколада у тебя будут прыщи». Вы: «Оставь меня в покое! Я не могу наслаждаться моим мороженым!» Вы не приглашаете такого человека в кафе-мороженое. Вам нужен тот, кто тоже наслаждается мороженым:

– Здорово!

– Да, здорово!

– Попробуй вот это.

– А ты попробуй вот это.

Затем они меняются: «Это весело!» Если бы мы могли видеть Кришну, который постоянно сидит и говорит: «Не делай этого. Это не хорошо. Ты будешь страдать», – мы не могли бы наслаждаться. Поэтому Кришна скрывает себя. Но Он всегда рядом.

«Пока джива сидит на дереве материального тела, она вовлечена в тяжёлую борьбу за существование, но, как только она согласится признать вторую птицу своим духовным учителем, как это сделал Арджуна, который предался Кришне и обратился к Нему за наставлениями, птица-слуга тотчас избавится от скорби и страданий».

Это тот момент, который мы часто не понимаем. А именно: если я предамся Кришне, то все мои источники скорби исчезнут, и с моей спины упадёт огромный груз. Я освобожусь от этого груза: попытки наслаждаться, попытки выполнять свою волю. Я имею в виду, что это тяжёлая борьба, не так ли? Пытаться сделать так, чтобы моя воля исполнилась – очень тяжело. И когда человек предаётся Кришне и выполняет волю Кришны, то это для него огромное облегчение. Но мы этого не осознаём. Мы по-прежнему цепляемся.

«Это описано в “Мундака-упанишад” (3.12) и “Шветашватара-упанишад” (4.7): “Хотя обе птицы сидят на ветвях одного и того же дерева, одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться его плодами. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Верховного Господа, и осознает Его величие, она тут же освободится от всех тревог и беспокойств”».

На самом деле это единственное решение проблемы беспокойства. Медитация и всё остальное в действительности не избавят человека от беспокойства. Пока он не предастся Кришне, будет беспокойство. Арджуна демонстрирует это. Он сейчас полон беспокойства.

«Сейчас Арджуна обратил взор на своего вечного друга, Кришну, и внимает Господу, который рассказывает ему “Бхагавад-гиту”. Так он сможет осознать величие Господа и перестанет скорбеть».

Для Арджуны не было проблемой сражаться в битве. Он черпал в этом большое удовольствие (в сражении). Он был кшатрий – воин. Это то, в чём они находят больше всего удовольствия. Так что проблемой была не битва, а скорбь по поводу родственников, друзей, телесных связей и так далее. И Кришна собирается освободить его от этого.

«В этом стихе Господь советует Арджуне не сокрушаться о том, что его деду и учителю предстоит сменить тело. Напротив, Арджуна должен радоваться тому, что он убьёт их тела в справедливом бою, и они сразу избавятся от всех последствий телесной деятельности. Тот, кто погибает в справедливом бою, тотчас освобождается от всех грехов и достигает более высокого положения, подобно существу, убитому на жертвенном алтаре».

Заметьте, здесь речь идёт о справедливом бое. Вы не можете сказать, что каждый раз, когда кто-то погибает в какой-то битве, он тут же очищается от всех телесных реакций.

«Таким образом, у Арджуны не было причин для скорби».

Не было существенной причины. Чем была вызвана его скорбь? До тех пор, пока кто-то в невежестве, всегда будет много проблем. Этого невозможно будет избежать.