Posted by on Фев 12, 2011 in Вторая глава | Нет комментариев

Эта часть Бхагавад-гиты на самом деле посвящена применению санкхья-йоги. Санкхья-йога посвящена детальному рассмотрению души.

Текст 25

«Душа невидима, непостижима и неизменна. Зная это, ты не должен скорбеть о теле».

Душа непостижима, поэтому не нужно пытаться её вычислить. Это то, что мы часто пытаемся делать – мы пытаемся вычислить что-то. Но многое из этого непостижимо, и вычислить это невозможно.

Комментарий Бх. Св.: «Как уже говорилось, размеры души настолько малы, что её невозможно увидеть даже в самый мощный микроскоп, поэтому душу называют невидимой. Что же касается самого факта существования души, то его нельзя установить экспериментально, и единственным доказательством её существования являются шрути, ведические писания. Мы должны принять их слова на веру, ибо другого источника знания о существовании души у нас нет, хотя мы и можем ощутить её присутствие».

Вот почему скептик, который не принимает авторитеты, не сможет это знать. Единственный для него способ узнать – принять это от авторитета. Кто-то мне недавно сказал:

– А для чего существует Бог? Для чего? Зачем?

– Если бы Он не существовал, то ты бы не существовал. Для чего ты существуешь?

– Я существую, чтобы наслаждаться.

– И Бог тоже. Он существует для Своего удовольствия. Но, в отличие от нас, Он его получает, а мы – нет.

Так что ум может выдавать все эти вопросы: «А зачем нам нужен Бог?» Для нашего существования. Для всего. Если нет Бога, то нет ничего. Он источник всего. «А зачем для всего тебе нужен Бог?» Вот почему интересно, что атеисты пытаются создать мир без Бога. Это безумие, потому что у них нет понимания. Тогда как простые люди принимают истину от авторитета.

«На свете есть очень много истин, которые нам приходится принимать на веру, просто доверяя авторитету того, кто их утверждает. Так, никто из нас не станет отрицать факт существования своего отца. Мы не сомневаемся в том, кто наш отец, хотя единственным доказательством этого являются слова нашей матери».

Ты рождаешься, растёшь, и твоя мама говорит: «Вот твой отец». А ты не знаешь. Мама говорит, что это твой отец: «Хорошо. Привет, папа!» Но ты не знаешь. Это то, как оно есть на самом деле.

Один мой хороший друг рассказал мне: у него был младший брат, на 3-4 года младше (старший брат всегда пытается наказать младшего брата разными способами). Так что он убедил своего младшего брата, что на самом деле это не его мать и отец: «Ты – сирота, они тебя усыновили». И его маленький брат поверил. Он пошёл к своим маме и папе и сказал это. Они убедили его: «Нет-нет! Это неправда. Мы твои мама и папа. Вот свидетельство о рождении, посмотри». А брат сказал: «Не верь им, они просто всё подстроили! Это неправда». А тот: «Боже мой!» Какое-то время он очень переживал.

Мы не знаем многих истин. Суть в том, что мы должны принять авторитет.

«И точно так же единственным источником знания о душе являются Веды».

Веды. То есть мы должны понимать, что когда говорится «Веды», не имеется в виду любое Священное писание. Другими словами, вы должны понять, что не существует других Священных писаний, которые объясняют это.

«И точно так же единственным источником знания о душе являются Веды. Иными словами, люди не могут постичь душу экспериментальными методами. Душа обладает сознанием, и она – само сознание: об этом так же сказано в Ведах, и мы должны принять эту истину. В отличие от тела, душа не претерпевает никаких изменений. Будучи вечно неизменной, душа всегда остаётся бесконечно малой по сравнению с беспредельной Высшей Душой. Высшая душа беспредельна, а индивидуальная душа бесконечно мала. Поэтому крошечная индивидуальная душа никогда не сравняется с бесконечной Высшей Душой».

Если вы не Бог сейчас, то вы не сможете стать Богом потом. Вы вечно те же. Это никогда не меняется. Вы вечно будете тем, кто вы сейчас. Этот факт невозможно изменить, потому что он неизменен. Повторю: «Поэтому крошечная индивидуальная душа никогда не сравняется с бесконечной Высшей Душой».

«Эта мысль в различных вариантах неоднократно повторяется только для того, чтобы подтвердить неизменность понятия о душе. Всякую мысль необходимо несколько раз повторить, чтобы как следует усвоить её и избежать ошибок».

В Бхагавад-гите очень много повторений. Как и во всех Ведах. Но это не потому, что Кришна забыл, что Он сказал: «Так, а я сказал об этом?» Он – не мы. Мы повторяем, потому что мы даже не помним, что уже говорили это. Но с Кришной не так. Так что эта мысль повторяется много раз, чтобы её можно было как следует усвоить. В Ведах часто что-то повторяется три раза. Вы часто такое встретите. Повторением отмечается важность. Опять же, не потому что кто-то забыл, а чтобы сильно подчеркнуть значимость чего-либо.