Posted by on Фев 12, 2011 in Вторая глава | Нет комментариев

Текст 26

«Но даже если ты думаешь, что душа (или признаки жизни) постоянно рождается и навеки умирает, у тебя всё равно нет причин для скорби, о могучерукий Арджуна».

Он говорит: «Может у тебя другая философия, но всё равно у тебя нет причин для скорби».

Комментарий Бх. Св.: «Всегда находятся философы, которые, подобно буддистам, не верят в то, что душа может существовать самостоятельно, отдельно от тела. Такие философы существовали и в те времена, когда Господь Кришна поведал “Бхагавад-гиту”. Тогда их называли локаятиками и вайбхашиками. Они утверждали, будто жизнь возникает из соединения материальных элементов на определённом этапе их эволюции.

Эту точку зрения разделяют многие современные учёные и философы-материалисты. Они считают, что тело является сочетанием физических элементов и на определённом этапе развития, в результате взаимодействия физических и химических элементов, в нём возникают признаки жизни. Подобные представления составляют философскую основу такого учения, как теория эволюции. В наши дни эту философию активно используют многие псевдорелигиозные группы, которые особенно популярны в Америке, а также нигилистические буддийские секты, проповедующие атеизм.

Даже если бы Арджуна, подобно приверженцам философии вайбхашика, не верил в существование души, у него всё равно не было бы причин для скорби. Какой смысл горевать об исчезновении каких-то химических веществ и из-за этого отказываться от исполнения своего долга? Современная наука и армия, чтобы добиться военного превосходства, расходуют тонны химических веществ. Согласно философии вайбхашика, душа, или атма, погибает вместе со смертью материального тела. Таким образом, независимо от того, придерживался ли Арджуна точки зрения Вед и признавал существование души или не верил в это, у него не было причин для скорби.

Философия вайбхашика утверждает, что материя ежесекундно производит на свет великое множество живых существ и каждую секунду ровно столько же их погибает, поэтому нет смысла жалеть их и сокрушаться. Если душа никогда не родится вновь, Арджуне не нужно бояться, что, убив своих родственников, он будет страдать за этот грех».

Другими словами, если вы верите в то, что вы тело, а не духовная душа, которая существует вечно, то вам незачем беспокоиться о том, что с вами произойдёт потом. Потому что никакого «потом» не будет. Согласно такой философии, мы – тело, и когда с телом будет покончено, то ничего не будет, поэтому нечего бояться. Никаких реакций на вашу жизнь. Вы можете быть грешными, насколько хотите, и никаких реакций не будет, потому что ничего не будет.

«Вместе с тем Кришна язвительно называет Арджуну маха-баху, сильноруким, ибо Сам Кришна не признаёт философию вайбхашика, которая противоречит учению Вед. Будучи кшатрием, Арджуна принадлежал к ведической культуре, поэтому ему надлежало оставаться верным её традициям».