Как я сказал, мы изучаем эту Бхагавад-гиту, которую рассказывает Верховный Господь Шри Кришна. И чтобы развеять все сомнения, Кришна – это не индийский Бог. Йога вообще не связана с индийскими богами.
Йога – это союз между нами, индивидуальной духовной душой. И опять же, в Бхагавад-гите сказано, что мы индивидуальные духовные души во временных материальных телах. Йога значит союз между нами, вечной духовной душой… Дух вечен, но материя, естественно, из которой сделано наше тело, не вечна. Йога – это союз между нами, индивидуальными духовными душами и Кришной – Богом, Вечной Верховной Душой. Союз – вот что значит йога. Союз. Ещё одно определение слова «йога» – «связывать, соединять вместе; цепь, сделанная из многих звеньев, в которой каждое звено соединяется с другим». Йога означает, что мы соединяемся с Верховной Душой. Этот союз на самом деле является союзом сознания, союзом воли, союзом любви, так что это – совершенный союз.
Когда люди женятся, например, в мире, раньше так было и, наверно, так до сих пор во многих странах, говорится о том, что это союз, это брачный союз между двумя людьми. И это что-то особенное. Брак – это что-то особенное: теперь мы связаны вместе этим браком. И что это означает, что люди становятся друг другом? Нет. Но надежда здесь на то, что они соединены, связаны в воле, сознании, желании. И, что самое важное, соединены в любви. Это такая надежда, это идеальная картина свадьбы. Конечно, к сожалению, в большинстве случаев это не так, но интуитивно в наших сердцах мы знаем, что это – идеал.
Йога – это идеальный образ жизни, который позволяет нам достичь этого идеального союза между нами и Богом. Это то, в чём заключено счастье, где находится любовь, совершенство, решение проблем в жизни. Вся Бхагавад-гита учит нас этому.
Мы читаем сейчас седьмую главу Бхагавад-гиты. Пару дней назад мы читали, как Кришна говорил Арджуне, тому, кто воспринимает, слушает этот разговор: «А сейчас я расскажу тебе самое сокровенное знание о материальном и духовном мирах. Когда ты владеешь им, то для тебя не остаётся ничего непознанного».
Это означает, что Кришна пытается объяснить Арджуне знание о материальном мире – о мире материи, и о духовном мире – мире духа. Он всегда хотел объяснить всё, что Арджуне необходимо знать о материальном и духовном мирах. Чтобы мы все знали о них: как функционировать в них. И Кришна говорит: «Когда ты овладеешь этим знанием, для тебя уже не останется ничего непознанного, нечего больше познавать».
Нам кажется, что надо знать всё. Мы думаем: «Если я буду знать всё, моя жизнь будет совершенной. Однако понимание всего – это всего в материальном мире. Некоторые люди идут немного дальше и включают в это астральное или тонкое измерение, развитие сверхспособностей. Чтобы они так же могли знать всё о том мире, который является просто ещё одним уровнем материального мира.
Но Кришна на самом деле не учит этому. Он учит тому, что нам нужно знать, чтобы мы были соединены с Ним. И чтобы мы, таким образом, были счастливы, удовлетворены, чтобы наша жизнь действительно была успешной. Чтобы, когда мы будем оставлять это тело в назначенное время, когда бы это ни произошло, мы отправились в духовный мир. То место, которому мы принадлежим, наш естественный дом. И это успех в жизни – таков успешный человек. Кришна говорит, что таков удачливый йог, он достиг этого союза в любви. Это важно в жизни. Мы очень большое значение придаём тому, что не имеет значения и, к сожалению, пренебрегаем тем единственным, что на самом деле важно.
Поэтому мы, ученики Бхагавад-гиты, доверяем Кришне. Разница между истинным учеником Бхагавад-гиты и просто тем, кто читает Бхагавад-гиту в том, что её истинный ученик верит тому, что говорит Кришна и знает, что это – истина. Ведические священные писания учат нас истине. Это то, что нам нужно знать – истина. Мы должны принять, что это – истина. И я могу сказать вам, что если вы будете изучать ведические писания, многое там покажется вам противоречивым по отношению к тому, что вы знаете, думаете, что знаете сейчас. Я могу вам сразу это сказать. Как, например, если с самого начала процесса изучения математики меня бы учили, что два плюс два – шесть, я бы верил этому: я же учил это. А затем приходит кто-то и говорит: «Нет, это неправильно! Два плюс два – четыре». Для меня трудно было бы это принять. Конечно, конкретно это не было бы трудно, вы можете сосчитать по пальцам, это несовершенный пример. Два плюс два – это четыре. Это просто пример.
Мне было бы трудно принять это, потому что всю свою жизнь я жил с той «истиной», что два плюс два равно шесть. И вот какой-то человек говорит: «Нет, это неправильно!» Мне трудно это принять, потому что я лучше знаю. Но реальность такова, что он прав. Так что я принимаю этого человека авторитетом вместо тех других учителей, которых я считал авторитетами.
Что касается истины в жизни, часто бывает, что я сам становлюсь «верховным авторитетом»: «Я знаю. Я понимаю. Я осознаю. У меня был опыт. Я всё понял, осознал. Я – авторитет». Но Веды, когда мы сталкиваемся со знанием Кришны, говорят: «Нет, это неправильно» и сообщают другую истину. И для меня может быть очень трудно это принять, поэтому нужно верить в Кришну, как в Абсолютный Авторитет. Мне нужно верить в учение Кришны, в Бхагавад-гиту, в Шримад Бхагаватам и другую ведическую литературу. Мне нужно верить в представителя Кришны – духовного учителя. И понимать, что он знает истину. Они знают истину, и, если их истина противоречит моей, мне нужно принять, что они правы, а я неправ.
В Библии есть одно высказывание, которое часто цитируется: «…и узнаешь Истину, и Истина сделает тебя свободным!» И это абсолютно правильно – истина освобождает нас. Что значит «освобождает»? Это значит, освобождает от иллюзии.