Из Бхагавад-гиты, из второй главы мы узнаём, что мы не наши материальные тела. Когда мы себя материально отождествляем, то мы думаем, что это мы. Каким бы ни было это тело – это я. Мужское, женское, белое, чёрное, молодое, старое, большое, маленькое. Я медсестра, я адвокат, я тот, я этот. Хозяйка. Мать. Отец. И так далее. Это то, как мы видим себя на сегодняшний день. Но в Бхагавад-гите мы узнаем, что нет, это неправда. Это ошибка. Иллюзия. Понимаете? Вы не ваше тело.
Также в Бхагавад-гите мы узнаём, что у нас есть два тела. У нас есть физическое тело, которое мы видим в зеркало. И также мы узнаём, что у нас ещё есть ментальное тело – это то, которое вы не можете увидеть. Однако с этим телом мы себя тоже полностью отождествляем. Мы отождествляем себя с умом. У нас есть ментальное тело, и в каком бы состоянии оно ни находилось, мы думаем о себе, что это я – я такой. Но это не мы. И то, и другое – грубое тело и тонкое тело, сделаны из материальной энергии. Всё энергия. Всё. Нет ничего, что не было бы энергией.
И есть две категории энергии: материальная энергия – грубая и тонкая, и есть духовная энергия. Наше тело – это материальная энергия, но мы – духовная энергия. Мы мельчайшая искорка духовной энергии. Это то, что мы узнаём из Бхагавад-гиты, что размером мы с атом. Очень-очень малы, однако навечно – индивидуумы.
Дух вечен, но материальная энергия временна. Вот почему всё ломается и исчезает, включая тела. И это одна из драм, с которой нам приходится иметь дело, – временная природа тела. Мы пытаемся остановить время. Пытаемся сделать так, чтобы оно (тело) не постарело. Учёные всё время натыкаются на это: как нам остановить старение? И всё время придумывают что-то новое, что опять не работает. «Мы нашли ген старения». Но перед тем как они заставили его работать, они сами постарели и умерли.
Материальная энергия временна, чтобы вы ни делали, она всё равно временна. Это означает, что тело – временно. Однако дух противоположен этому – дух вечен. «Вечен» означает – нет начала и нет конца. Мы не можем понять этого своим материальным умом. Если вы попытаетесь думать о вечности с помощью своего ума, который материален, у вас не получится. Потому что материальный ум ограничен материальными концепциями. Однако мы вечно одна и та же личность, потому что мы духовны, мы сделаны из духовной энергии.
Материальная энергия – неживая. В материальной энергии нет жизни, и не было никогда и нигде. Мертвое тело не чувствует боли и не имеет ценности, на самом деле. Поэтому очень быстро его куда-то убирают и утилизирую. Потому что для чего нужно мёртвое тело? Однако, когда душа, личность размером с атом, пребывает в этом теле, тело становится очень ценным, самым ценным. Так что жизненная частица, сила жизни в теле размером с атом – это то, что ценно.
На самом деле, и это очень ясно объясняется в Бхагавад-гите, смерти не существует. Тело умирает. Мы не умираем. Тело прекращает существовать, а мы – нет. Когда мы приходим к такому моменту в своём существовании, когда нам нужно оставить тело, мы делаем это. Тогда с телом полностью покончено, оно не в состоянии делать ничего. Но мы продолжаем свой путь, потому что мы вечны. Вы не можете умереть, вы не можете совершить самоубийство. Это невозможно. Но люди, у которых нет информации, не знают об этом.
Наука о йоге изучает в первую очередь истину, изучает то, кто мы. Мы духовная душа, неотъемлемая частичка Верховной души. Существует Верховная душа, от которой мы все произошли, и это также вечная истина.