Posted by on Дек 3, 2010 in Йога и медитация | Нет комментариев

Давайте сейчас обсудим четыре основных системы йоги. Конечно же, сегодня есть так много йог. Может, здесь вы слышали о некоторых: крия-йога, агни-йога, хатаха-йога, раджа-йога, прикан-йога, аинга-йога, сахаджа-йога и так далее, каждый день появляется новая. Но нет новых йог. Йога – вечна. Просто люди придумывают этому имена и делают её коммерческой.




На самом деле есть четыре основных пути йоги. Они известны как гьяна-йога, аштанга-йога, карма-йога и бхакти-йога. И мы рассмотрим каждую из этих видов йоги, и попробуем понять каждую. Первая, о которой мы поговорим – это гьяна-йога, возможно, вы даже никогда не слышали о ней. Она не очень известна на западе, но это очень ценный путь йоги. Слово гьяна означает знание. И гьяна-йоги это те, кто пытаются достичь освобождения, добывая знание.

Идеальный кандидат для гьяна-йоги – это человек, который начал видеть этот мир как несовершенное место. Потому что, зачастую, мы не видим мир таким, какой он есть, слой иллюзии покрывает наше видение. Но гьяна-йог начинает осознавать, что этот мир – это не лучшее место для меня. Он видит, что здесь так много боли и страданий, что здесь так много трудностей, всё так временно. Я пытаюсь найти какое-то постоянное место, но всё меняется. Я пытаюсь найти совершенные взаимоотношения, но не могу этого сделать, и так далее. И он начинает задаваться вопросами о жизни. Он начинает спрашивать «кто я? С чем всё это связано?»

И осознаёт, что одна из больших проблем это его тело. Тело причиняет так много проблем. Столько усилий требуется, чтобы его поддерживать. Оно болеет, стареет, умирает. Так много проблем, боли… И он спрашивает, действительно ли это я? Его метод называется эмпирический метод познания с помощью измышлений. Он начинает всё анализировать. Он смотрит на каждую часть своего тела и задаётся вопросом «я ли это?» Например, он смотрит на стопу: «Являюсь ли я стопой? – Конечно же, я – не стопа. Являюсь ли я ногой? – Нет. Рука? – Нет, я – не рука», и так далее. Нос, глаз, всё, что угодно, и каждый раз: «Это не я». Я могу потерять ноги, потерять руки, потерять уши, но всё равно я останусь собой. И, в конце концов, он приходит к правильному заключению – «Это не я». Это хорошо, это правда.

Но тогда он осознаёт, что у него есть ещё одна проблема – ум. Ум причиняет ему много трудностей, мы все это знаем. Так что, он начинает задаваться вопросом «Действительно ли это я? Я ли это?» И он занимается медитацией, которая называется техника молчаливого свидетеля, где он тихо наблюдает за умом, наблюдает за своими мыслями, так же как смотрит фильм. Он может изменить ход мыслей, он может направить ум из одного места в другое. Другими словами, он начинает отделять себя от ума. Вы можете попробовать, это очень хорошая медитация. И после какого-то времени вы можете понять – «Я – не ум, я отделён, я отличен от ума».

Далее у него остаётся вопрос «Кто же я?», и он начинает понимать «я – вечен». Мы ощущаем нашу вечную природу. Если мы подумаем об этом, мы можем ощутить нашу вечную природу. Многие из нас здесь сейчас находятся в старых телах или, определённо, немолодых, молодость уже прошла сколько-то лет назад. Но все из нас, даже те, кто в старых телах чувствуют себя молодыми. Когда я смотрю, я смотрю так же, как смотрят молодые. Но когда люди смотрят на нас, они не видят нас молодыми. Мы не стареем, потому что мы – духовные души. Гьяна-йог начинает понимать все эти вещи. Он занимается медитацией, которая называется «Ахам Брахмасми, я – Брахман, я – дух». В конце концов, он приходит к полному осознанию – «Я – дух, я – не материя». И опять же это правильно, это правда.

И помните, что его изначальным желанием было освободиться от всех трудностей, он хочет место, которое совершенно, которое не имеет всех этих проблем. Поэтому он начинает размышлять, каким бы было это место. Во-первых, оно не было бы временным, оно было бы вечным. Во-вторых, там бы не было форм, потому что он осознаёт, что в этом мире так много форм, и тем или иным способом они причиняют проблемы. Так что он хочет места, где нет форм. Он хочет место, где нет взаимоотношений, нет других людей. Потому что он всегда имеет дело с людьми, и это всегда причиняет проблемы. Он просто хочет уйти, избавиться от всех, так что совершенное место – это то, где нет людей. И, в конце концов, он хочет избавиться от своей собственной индивидуальности. Он понимает, что даже быть индивидуальностью это проблема, он должен иметь дело с собой. «Я хочу это, мне нужно то, – я несчастлив, я одинок. Я даже не хочу быть собой. Я просто хочу слиться с Единым. Так, чтобы я мог быть одним со всем». И для такой личности есть идеальное место – Брахмаджьоти, океан света. Душа может слиться с этим океаном света, стать маленькой частичкой этого океана света. Также как солнечный свет состоит из маленьких частичек солнечного света. Так что, это место назначения для гьяна-йога. Он может слиться с этим океаном света и потерять осознание своей индивидуальности – там нет тел, там нет форм, там нет сознания. И там личность осознаёт свою вечную природу. Так что это место назначения гьяна-йога. Это называется безличное осознание. И на самом деле, это цель большинства йог, которым сегодня обучают.

И одна ошибка, которую они часто совершают, – они приходят к правильному заключению «Я – дух», они понимают, что Бог – это дух, и поэтому – «Я – Бог. Я могу стать Богом». Так что, в своём совершенном состоянии, они приходят к выводу «Я – Бог». Но, конечно же, это не правда, это иллюзия, которая, по-прежнему, там существует. В любом случае, это большая тема, но вот это гьяна-йоги.