Posted by on Апр 21, 2012 in Двенадцатая глава | Нет комментариев

«Очень трудно достичь духовного прогресса тем, чей ум направлен на непроявленный, безличный аспект Всевышнего. Преуспеть в этой науке всегда сложно для тех, кто воплощён в материальном теле».

Кришна говорит о тех, чей ум направлен на безличный аспект Всевышнего. Интересно, что ни Кришна, ни преданные Кришны никогда не говорят о том, чтобы сердце было привязано к безличному аспекту. Вы заметили это? Почему? – Потому что сердцу не к чему там привязываться. Сердце привязывается к личности, а не к Брахмаджьоти. Так что, привязанность к безличному – коренится в уме. Поэтому, очевидно, что такая привязанность – вторична.

У Тусты был один знакомый адвокат. Он приходил иногда повидаться с Тустой. Жена адвоката была преданной Муктананды. Муктананда – это очень известный имперсоналист. Её муж, адвокат, прочитал некоторые книги Муктананды. Он не следовал сам за Муктанандой, но он просто прочитал его книги. А затем, Туста дал ему почитать какую-то из наших книг. Я не помню, какую точно: «Кто я?» или «Объяснение реинкарнации». Адвокат взял и прочитал её. Когда он её принес обратно, он сказал: «Я заметил одно отличие между вашим учением и учением Муктананды. В вашем учении постоянно говорится о любви. А в учении Муктананды ничего не говорится о любви. Там говорится о блаженстве, но не о любви». Это было очень интересное наблюдение. В безличном – некого любить. Да, там есть блаженство, но любви там нет. Это, очевидно, причина того, из-за чего душа никогда не удовлетворена, когда она пытается достичь непроявленное.

Поэтому здесь Кришна говорит: «Те, чей ум направлен на непроявленный, безличный аспект Всевышнего…», что означает: если кто-то захочет последовать этим путем. Ты идёшь туда, куда идёт твой ум, то есть, ум ведёт тебя за собой. Это означает, что если чей-то ум привязан или направлен на непроявленный аспект Всевышнего, то он последует этим путём. Но Кришна говорит: «Преуспеть в этой науке всегда очень сложно для тех, кто воплощён в материальном теле».

Кришна говорит, это очень трудно для всех, кто воплощён в материальном теле. Это означает – для всех живых существ в материальном мире. Кришна нас предостерегает. Он не говорит: «Вы не можете этого делать». Он не говорит: «Безличного аспекта не существует». Он подтверждает, что такой аспект действительно существует. Но достичь его очень сложно. Чтобы достичь прогресса и преуспеть в этой науке вам придется столкнуться с очень многими проблемами. И если у кого-то развита логика, её, конечно, имеют очень немногие, но если у кого-то она есть, то, возможно, вы два раза подумаете, прежде чем этим заниматься. «Зачем этим заниматься? Мне нужны эти проблемы?» Даже если нас в какой-то степени привлекает этот имперсональный аспект.

Если мы будем логичными или разумными, мы подумаем: «Да, наверное, не надо, не очень хорошая идея». Кришна, Верховный Господь говорит: «Это не очень хорошая идея», и мы тогда думаем: «Наверное, не очень хорошая идея».

Но многие люди не могут принять такое решение, потому что они не находятся на таком уровне понимания, и поэтому, если их привлекает этот безличный аспект, они идут и следуют этому. Прочитаем комментарий.

«КОММЕНТАРИЙ Бх.Св.: Класс трансценденталистов, обращающихся к непостижимому, непроявленному, безличному аспекту Всевышнего Господа, называется классом гьяна-йогов, а те, кто полностью погрузились в сознание Кришны и посвятили себя преданному служению Господу, называются бхакти-йоги».

Часто люди, не понимают, что гьяна-йоги – это имперсоналисты, или, что имперсоналисты – это и есть гьяна-йоги. Потому что успех в гьяна-йоге – это погружение в Брахман.

«Здесь ясно указывается различие между гьяна-йогой и бхакти-йогой. Процесс гьяна-йоги, хотя он и приводит в конечном итоге человека к той же цели, очень труден, в то время как путь бхакти-йоги, непосредственного преданного служения Верховной божественной личности, проще и естественнее для воплощенной души».

Это естественное состояние души – служить Верховной душе. И неестественно для души делать что-либо другое. Кроме преданного служения Кришне, всё остальное – неестественно, включая поклонение непроявленному. Потому что душа – это вечная слуга Кришны. Это никогда не меняется. Можно надеть много разных ярлыков, но я все равно остаюсь слугой Кришны. Это то, что для меня естественно.
Когда мы приходим к преданному служению, мы настолько далеки от этого, мы настолько загрязнены, что для нас это служение кажется очень неестественным. Настолько неестественным, что я даже не могу здесь оставаться, я не могу этого делать, мне нужно уехать. Я должен отсюда уйти. Но, на самом деле, это – естественно.

Нам кажется это неестественным из-за нашего загрязнённого состояния. Если кто-то попрактикует какое-то время, другими словами, очистится, занимаясь процессом бхакти-йоги, для него преданное служение станет всё более и более естественным. А другой образ жизни станет, наоборот, всё более и более неестественным. Но, опять же, многие люди, которые чувствуют себя очень дискомфортно, не доходят до этого состояния.

«С незапамятных времён индивидуальная душа воплощена в материальном теле…»

Воплощена – означает, что она находится в материальном теле. Каждая духовная душа в материальном мире находится в материальном теле и поэтому она называется «воплощённой». И это происходит с незапамятных времен, то есть, вы не можете этого проследить во времени.

«… поэтому ей трудно понять, даже теоретически, что она не это тело. По этой причине бхакти-йога использует Божества Кришны как объект для поклонения, поскольку таким путём можно применять телесную концепцию, закрепившуюся в наших умах».

Вот Божества, с которыми вы можете иметь отношения: предлагать пищу, заботиться. И уму легко этим заняться, ему легко увидеть это и понять.

«Поклонение Верховной божественной личности в Его форме Божеств в храме ни в коем случае не является идолопоклонничеством».

Многие люди говорят, что это так и есть. На самом деле, большинство людей скажут, что поклонение Божествам – идолопоклонничество. Это одно из их обвинений: «Они поклоняются идолам». Но, конечно же, это не так. Это не идол, а Верховный Господь в форме Божества. Так что, опять же, мы знаем, что мы делаем, и нас не сбивают с толку эти обвинения.

«Поклонение Верховной божественной личности в Его форме Божеств в храме ни в коем случае не является идолопоклонничеством. В ведической литературе имеются указания на то, что поклонение может быть сагуна и ниргуна, то есть поклонение Всевышнему, обладающему или не обладающему Своими атрибутами».

Бхакти-йог поклоняется аспекту сагуна, где видны качества Господа, Его атрибуты. Имперсоналисты поклоняются способом ниргуна, где нет форм, нет проявлений.

«Поклонение Божеству в храме есть поклонение типа сагуна, поскольку Господь здесь выражается в материальных элементах. Но Божество Господа на самом деле нематериально, хотя и выражено в камне, дереве, масляной краске. Такова абсолютная природа Всевышнего Господа».

Помните, что Господь может сделать всё, что угодно, Его возможности – непостижимы.

«Можно привести грубый пример. На улице выставлены почтовые ящики, и если мы бросаем в них наши письма, они, разумеется, без осложнений будут доставлены по месту их назначения. Однако, любой другой ящик, пусть даже очень схожий с почтовым, но не установленный отделением связи, не годится для этой цели».

Это очень хороший пример, потому что мы можем его понять. На улице может находиться почтовый ящик, который установила почта. Он может быть давно не крашен, но он работает и он – авторитетный, он связан с почтой. Вы кладёте в него письмо, и оно приходит по адресу. Но если есть ящик-имитация, он может выглядеть очень похожим. Он может выглядеть красивее, он может быть свежеокрашенным и может находиться в лучшем месте. Он может выглядеть как настоящий, на нём тоже написано «Почта». Но если вы положите в него своё письмо – оно никуда не придёт. Потому что он не от почты.

Поэтому мы можем получать знания только из авторитетного источника, и нам следует верить только в авторитетный источник. В противном случае, ничего не произойдёт.

«Подобным же образом, существует установленная форма выражения Бога, которая называется арча-виграха. Арча-виграха – есть воплощение Всевышнего Господа. Через эту форму Всевышний Господь принимает служение».

Когда люди спрашивают: «А вы когда-нибудь видели Бога?» Вы можете честно им сказать: «Да». Это честно. Почему? – Потому что вы видели Божества. Видеть Бога и видеть Божества – это не отлично друг от друга.

«Господь – всемогущ и всесилен, поэтому может принять любовное служение Своего преданного через Своё воплощение в арча-виграхе, с тем, чтобы облегчить поклонение Господу для человека, находящегося в обусловленном состоянии».

Кришна столько всего делает, чтобы нам помочь. Как, например, то, что Он является в форме Божества. Он не обязан этого делать, но Он даёт нам возможность привязаться к Божеству. К непроявленному? – Нет. Когда вы привязываетесь к Божеству, то это – совершенно. И это – то же самое, что привязаться к Кришне. Но, конечно, вы должны видеть Божество Кришны как Кришну, а не как статую.

«Итак, для преданного нетрудно непосредственно и сразу приблизиться к Всевышнему Господу…».

Всё очень легко: вы приходите и делаете это.

«… но тем, кто следует к духовной реализации имперсональным путём, это очень сложно. Им необходимо осознать непроявленное представление Всевышнего через такую ведическую литературу, как «Упанишады», то есть, им необходимо изучить язык, постичь невоспринимаемые ощущения, осуществить все эти процессы. Для обычного человека это очень сложно. Тот же, кто находится в сознании Кришны и занят преданным служением Господу, просто благодаря указаниям истинного духовного учителя, регулярному поклонению Божеству Кришны, благодаря тому, что он постоянно слышит имя Господа и питается остатками пищи, предложенной Господу, может легко постичь Верховную божественную личность».

Это просто, но – не просто. Потому, что мы не хотим оставить иллюзорного себя, о котором мы думаем: «Это я». Мы хотим за это держаться. Поэтому – это трудно.

Но, на самом деле, это не трудно: слушать о Господе, все истории о Господе; слушать от Самого Господа, как мы слушаем Бхагавад-гиту; слушать о славе Господа; и питаться остатками пищи, предложенной Господу. И тот, кто делает это, может легко постичь Верховную божественную личность.

Хорошо, сегодня мы на этом остановимся. Спасибо большое.