Posted by on Фев 13, 2011 in Восьмая глава | Нет комментариев

Текст 22

«Верховную Личность Бога, выше которого нет никого, можно постичь путём чистой преданности Ему. Хотя Он всегда пребывает в Своей обители, тем не менее Он вездесущ, и всё находится в Нём».

Эта глава, как вы помните, называется достижение Всевышнего. Кришна говорит: «Меня можно достичь с помощью чистой преданности». Иногда Кришна говорит о себе «Я», иногда Он говорит о себе как о Верховной Личности Бога. Здесь Кришна не говорит: «Я выше всех». Он говорит: «Верховную Личность Бога, выше которого нет никого, можно постичь путём чистой преданности Ему».

Понятие чистой преданности часто используется в Бхагавад-гите и других писаниях. Например, в металлургии есть сплавы. Это когда два или более металлов вместе. Есть чистые металлы – золото, серебро, медь и так далее. И если вы берёте один, два или более металлов и смешиваете их вместе, то получается сплав, это уже не чистое. И когда здесь говорится о чистой преданности, это означает – нет никаких примесей. Так что, Кришну и Его обитель можно достичь с помощью чистой преданности.

«Хотя Он всегда пребывает в Своей обители, тем не менее Он вездесущ, и всё находится в Нём».

Говорится, что Кришна никогда не покидает Вриндаван. Кришна всегда во Вриндаване. Есть много других форм Кришны, но это не значит, что Кришна не во Вриндаване. Он всепроникающ, Он везде, но в то же время Он всегда присутствует в Своей обители.

Комментарий Бх. Св.: «Здесь ясно говорится, что высшее назначение, откуда нет возврата – это обитель Кришны, Верховной Личности. В «Брахма-самхите» говорится, что эта высшая обитель есть ананда-чинмая-раса, место, где всё исполнено духовного блаженства, где нет ничего материального. Всё её многообразие осуществляется как духовная экспансия Самого Всевышнего Господа, ибо в том мире всё проявление создаётся исключительно духовной энергией, как это объясняется в седьмой главе».

Как видите, там нет материальной энергии: всё духовно, всё сознательно, то есть там нет такого, как не сознающий, неосознанный дух. Так что, когда мы читаем, как Радхарани разговаривает со шмелём, то там не такой шмель, как здесь, который не понимает, о чём ты вообще говоришь. Там все сознательны, и со всеми ты можешь поговорить. Они не покрыты кучей слоёв материальной энергии.

В этом мире, чем ниже форма жизни, тем больше покрыто сознание. Например, деревья очень покрыты, их сознание очень-очень туманное. И по мере того как живые существа переходят в высшие формы жизни, сознание становится всё менее и менее покрытым. В высших формах животной жизни существа всё более и более осознанные.

Невозможно научить дерево делать какие-то трюки. Ты говоришь дереву: «Ну, давай, теперь согнись, потряси ветками». Ты можешь провести остаток жизни, пытаясь его этому научить, но оно просто не понимает. А вот собаку ты можешь научить достаточно быстро – «Перевернись, сделай сальто, скажи «гав-гав», дай лапу», – и собака реагирует, то есть у неё больше сознания. Это та же духовная душа, но в разных материальных формах. Душа обладает одним и тем же потенциалом и в теле собаки, и в теле дерева, но её сознание покрыто кучей слоёв материальной энергии.

Но в духовном мире не так. Там нет всех этих слоёв, которые, как туманом, покрывают этого шмеля. То есть это чистая духовная энергия, то есть этот шмель – это его сварупа (духовная форма), он такой и есть, это определённая личность. Кришна разговаривает с коровами, коровы разговаривают с Кришной, Он зовёт их по именам, они откликаются и так далее. Это нетрудно понять, если ты понимаешь то, что здесь описывается.

«Всё её многообразие осуществляется как духовная экспансия Самого Всевышнего Господа, ибо в том мире всё проявление создаётся исключительно духовной энергией, как это объясняется в седьмой главе. Что касается этого материального мира, то, хотя Господь всегда находится в Своей высшей обители, Он, тем не менее, присутствует повсюду посредством Своей материальной энергии. Таким образом, через Свою духовную и материальную энергии Он пребывает как в материальной вселенной, так и в духовной. Ясьянтах-стхани означает, что всё существует в Нём, в его духовных и материальных энергиях.

Только с помощью бхакти-йоги, или преданного служения Кришне, человек может попасть в высшую обитель Кришны, или на бесчисленные планеты Вайкунтхи».

На планетах Вайкунтхи есть только один Верховный Господь – Кришна. Он проявляет Себя в миллионы и миллионы экспансий (распространений). Эти экспансии четырёхрукие, они живут на бесчисленных духовных планетах. Так же как в этой вселенной есть очень много разных планет, в духовном мире тоже есть множество разных планет. Они все духовные. И на каждой планете существует четырёхрукая экспансия Кришны. Есть бесчисленное множество планет и бесчисленное множество экспансий Кришны, которые находятся на этих планетах.

«…они известны под очень разными именами…»

Имеется в виду, что эти экспансии известны под разными именами.

«…Пурушоттама, Тривикрама, Кешава, Мадхава, Анируддха, Хришикеша, Санкаршана, Прадьюмна, Шридхара, Васудева, Дамодара, Джанардана, Нараяна, Вамана, Падманабха и так далее».

Эти экспансии описываются как листья на дереве, а ствол дерева – это Кришна.

«Господь всегда пребывает в Голоке Вриндавана, Своей высшей обители, Он – вездесущ, так что всё идёт своим чередом, в полном порядке. Его энергии так обширны, что они постоянно и безупречно управляют всем происходящим в космическом проявлении…»

Конечно же, Кришна может всем управлять, всё контролировать, систематически контролировать. Мы читали о югах, о днях и ночах Брахмы и так далее – всё это систематизировано, так что всё покоится в Кришне. Нет ничего за пределами Кришны.