Текст 28
«Вставший на путь преданного служения не лишается результатов, получаемых от изучения Вед, совершения жертвоприношений или аскез, раздачи милостыни, философских занятий или кармической деятельности. Просто преданно служа Господу, он достигает всего этого, и под конец отправляется в высшую вечную обитель».
«КОММЕНТАРИЙ: Этот стих резюмирует содержание седьмой и восьмой глав, которые в особенности описывают сознание Кришны и преданное служение Ему. Человек должен изучать Веды под руководством духовного учителя и проходить через многие аскезы, живя под его опекой. Брахмачари должен жить в доме духовного учителя, подобно слуге. Он должен просить подаяние, бродя от двери к двери, и приносить его духовному учителю. Он принимает пищу только по указанию учителя, и если в какой-либо день учитель не предлагает ученику еду, то ученик постится. Таковы некоторые из ведических принципов, соблюдаемых брахмачари».
Так что, жизнь брахмачари, о которой мы говорим сегодня, и пытаемся жить, достаточно разжиженная. Мы называем это брахмачари, но это на самом деле не совсем так. Это такая небольшая попытка. Но если вы почитаете что такое настоящая жизнь брахмачари, то это сильно отличается. Конечно же, это было в ведические времена — ведическая система была в целости. Было возможно жить строгой жизнью брахмачари. Это просто была обычная часть общества.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Изучая Веды под руководством учителя от пяти до двадцати лет, он может стать человеком с совершенными качествами».
Вот такое образование люди получали в те времена. Если они шли в школу, это была вот такая школа. Сейчас, конечно, таких школ даже не существует. Люди учатся всему, чего они не должны знать и не учатся ничему, что должны знать. Здесь говорится, что после этого периода обучения с пяти до двадцати лет, он может стать человеком с совершенными качествами. Но в нынешних школах вы учитесь пить, курить, учитесь половой жизни и всему, что развивает все плохие качества.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Изучение Вед предназначено не для воспитания кабинетного мыслителя, а для формирования характера. После такого обучения брахмачари может жениться и начать семейную жизнь».
Так что, в этом обществе понималось, что после такого обучения, когда человеку двадцать или двадцать пять лет, он теперь уже готов быть мужем. Согласно Ведам, муж – это духовный учитель жены и детей. Но он подготовлен, он пятнадцать или двадцать лет усиленно готовился: он учился управлять чувствами, вырабатывал все хорошие качества, лидерские качества, смирение, сострадание, заботу, все эти качества. В сущности, всю его жизнь его учили этим качествам. Поэтому он был готов к тому, чтобы стать мужем и духовным руководителем своей семьи.
А девочки, здесь об этом не сказано, но девочки были очень молодые. Девушки вступали в брак в возрасте 12, 13, 14 лет. Если девушка не выходила замуж до пятнадцати лет, то это была большая проблема, это было почти уже слишком поздно. Это было совершенно: до этого времени она находилась под защитой отца, он был подготовленным духовным лидером для своей семьи; затем она выходила замуж, теперь ей руководил и защищал её другой подготовленный человек – её муж. Они не были этим неудовлетворены, т.е. у них не было такого чувства, что «у меня нет никакой свободы». В то время не было движения за освобождение женщин. Это то, что все делали, это то, что делали женщины.
И люди спрашивают: «Где учились женщины? Мужчины изучали Веды, а что делали женщины?» Мать учила их тому, как вести домашние дела и как быть целомудренной женой. У них было такое образование, в этом состояла их задача. Каждый учился выполнять свои обязанности в своём соответствующем положении.
Когда, особенно женщины, слышат об этом сегодня, они приходят в такое волнение, беспокойство, что это какая-то ужасная система, конечно же, устроенная мужчинами. Это устроено Кришной, это система Кришны. У преданных Кришны нет никаких проблем с этим. Но, конечно же, мы выросли в другом обществе, поэтому для нас это может звучать немножко странным. Но опять же помните, что так устроил Кришна, не какой-то человек это выдумал.
Человек выдумал ту систему, которая у нас есть сейчас: никакой защиты женщин, никакого управления чувствами, никакого знания. Что придумал человек, какую систему он создал? Животную жизнь. Бог создаёт жизнь для людей, а человек – для животных. Так что, Бхактиведанта Свами говорил, что это как скрещивание собак и кошек.
Конечно, ведическая система не сохранилась, но нам нужно её ценить.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): После такого обучения брахмачари может жениться и начать семейную жизнь. Будучи семейным человеком, он также должен совершать множество жертвоприношений, чтобы достичь дальнейшего просветления».
Не то, что это закончилось. Нет, это продолжается. Духовное развитие продолжается от рождения до смерти, просто на разных стадиях. Так что, семейная жизнь – это также духовный институт. Он следует тому разделу Вед, который предписывает обязанности для домохозяина – грихастхи.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Затем, отказавшись от семейной жизни и приняв ванапрастху, он проходит через суровые испытания, как, например, жизнь в лесу, ношение одежды из древесной коры, воздержание от бритья и т.д.».
Это дальнейшая подготовка. Иногда жена сопровождает мужа на этой стадии, иногда нет. Но они оставляют свои семейные дела, обязанности. И теперь посвящают свою жизнь интенсивной духовной практике. Часто они путешествуют в святые места, полностью отказавшись от половой жизни.
Теперь это другие взаимоотношения, они не основаны на семейной жизни, а ещё больше связаны с духовным развитием. Это происходит в возрасте примерно пятидесяти — пятидесяти пяти лет. Так что, прошло двадцать пять лет семейной жизни. В своей семейной жизни они заводят детей рано. Теперь дети выросли, дочерей выдали замуж, мальчиков обучили как брахмачари. Теперь у них больше нет обязанностей в этой области, так что, они свободны оставить дом и следовать этой стадии ванапрастхи.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Пройдя этапы жизни брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и, в конце концов, санньяси, человек достигает совершенной стадии жизни».
После ванапрастхи муж принимает санньясу, полностью отрекаясь от мира. Жена больше не сопровождает его, если она делала это раньше. Она возвращается, и о ней заботятся старшие сыновья или дети, если у неё не было сыновей, то о ней могут позаботиться дочь и её муж. Так что, жена опять-таки под защитой, а муж полностью занят подготовкой к тому, чтобы вернуться в духовный мир, оставив тело.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Некоторые из них после этого поднимаются на райские планеты…»
Они не одинаковы, они находятся на разных стадиях: некоторые выше, некоторые ниже, но за всё это время они совершили прогресс.
«КОММЕНТАРИЙ (продолжение): Некоторые из них после этого поднимаются на райские планеты и, достигнув ещё большего совершенства, получают освобождение, попадая на духовное небо, т.е. либо в безличное брахмаджьоти, либо на планеты Вайкунтхи или Кришналоку. Таков путь, описанный в ведической литературе».
Так что, мы можем увидеть, что каждая стадия жизни была предназначена для духовного развития. Тут речь не шла о какой-либо материальной выгоде, о наслаждении в материальном мире, чтобы сделать его своим домом.
Так что, вы можете себе представить, что если всё общество действовало согласно этой системе, то это было совершенно другое общество. Конечно, гораздо более высокое общество. Такова совершенная социальная система Кришны.
Но мы, конечно же, желая быть независимыми от Кришны, отвергли это и заменили это своей системой наслаждения. И мы видим, что плоды очень отличаются: никто не достигает совершенной стадии жизни. Вместо того чтобы подняться на райские планеты или в брахмаджьоти, или в мир Вайкунтхи, в большинстве случаев люди возвращаются в животную жизнь или ниже. Очень немногие люди получают рождение даже в человеческой форме, что и говорить о том, чтобы пойти на какие-то более высокие уровни жизни. Так что, мы всегда должны помнить, что есть только одна совершенная система, — и это система Кришны.