Следующая йога называется — карма-йога. Карма — означает действие. В карма-йоге личность соединяется со Всевышним за счёт своей деятельности. Они действуют в жизни, делая много всего, но их деятельность посвящается Богу. И аспект Абсолютной Истины, которому это предназначается – Бхагаван. Теперь мы имеем дело, непосредственно, с высшим аспектом – Бхагаваном.
В нашей материальной деятельности существует плод. То есть, большинство того, что мы делаем, имеет плод. Мы работаем или мы делаем то, что мы делаем, потому что мы хотим какой-то плод. И наиболее классическое понимание: мы работаем, а плод – деньги, которые мы зарабатываем. Вот, с чем связана работа. Наша деятельность производит деньги. И мы используем эти деньги. Пользователь плода — это мы.
Но в карма-йоге вы берёте этот плод и посвящаете его Богу. Это приводит нас в непосредственное соприкосновение с Бхагаваном. Когда вы начинаете взаимоотношение с личностью, вы сближаетесь с этой личностью. Скажем, вы работаете и получаете деньги, каждую пятницу вам выплачивают зарплату. Вы знаете, что там есть старая бедная женщина. Вы не знаете, вы просто слышали о ней. Но вы берете какую-то часть заработанных денег и отдаёте этой женщине. Вы идёте каждую неделю и даёте ей какие-то деньги. Это приводит вас в соприкосновение с этой женщиной. Развиваются взаимоотношения. Вы узнаёте эту женщину. Может быть, даже эти взаимоотношения становятся очень близкими. И также мы относимся к Бхагавану. Мы отдаём какой-то из наших плодов Бхагавану и таким образом мы непосредственно имеем с Ним отношения. Так что, мы сближаемся в наших отношениях.
Ещё одно определение йоги – взаимоотношения. В карма-йоге взаимоотношения становятся ближе и ближе. Если я думаю только о себе, то, фактически, этих взаимоотношений не существует. Даже если я слышу об этой старой женщине, но она меня не интересует, я не имею с ней отношений. Так что, карма-йога — это йога действий.
И, зачастую, мотив не чист. Давайте, опять используем деньги в качестве примера. Я использую какие-то деньги на служение Богу, но также хочу, чтобы Бог дал что-либо мне. Так что, здесь, по-прежнему, есть какой-то плод. Но, тем не менее, это очищает, так как я непосредственно прихожу в соприкосновение с Богом, и это очищает. Постепенно это нас очищает, до тех пор, пока мотив не станет чистым, таким, чтобы доставить удовольствие Богу. Я не хочу, чтобы Он мне давал что-то, я просто хочу сделать это ради Его удовольствия. И таким образом мы приходим к Бхакти-йоге.